Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить её в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
статья.docx
Мелехина Т.С,
учитель обществознания
МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»
Опыт работы по теме «Мой выбор»
«Выбор профессии – это один из
важнейших выборов человека,
определяющий его жизненный путь»
Социальноэкономические условия жизни общества диктуют свои требования
к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным,
а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью,
выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при
этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире
существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам
нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество
ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в
выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное
физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение
энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные
затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение
производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек,
совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить её
в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному
образованию, саморазвитию и самореализации.
Стремительное личностное развитие, становление собственного «Я»,
обретение активной социальной позиции – вот что характеризует современных
школьников. Эти изменения в самосознании подростков позволяют им понять
свои возможности, представить себе мир современного общества, увидеть
широкий спектр направлений профессиональной деятельности.
Чтобы наши ученики стали конкурентоспособными людьми на современном
необходимо оказать своевременную помощь в
рынке труда,
профессиональном самоопределении обучающимся,
научить их
самостоятельно проектировать свою дальнейшую образовательную
траекторию с пониманием механизма выбора образовательной области, где
будет наиболее полно раскрыт и реализован собственный потенциал.
Не вызывает сомнения, что самостоятельное построение учащимися
индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного
самоопределения возможно при создании соответствующих условий в
образовательном процессе:
принцип компетентностного подхода
(приобретение школьниками личного опыта приложения усилий в решении вопроса собственной профилизации); принцип деятельностного подхода (на
профильных занятиях ведущая деятельность принадлежит обучающемуся):
принцип личностного подхода (направление образовательного процесса на
личность учащегося, его индивидуальные особенности, возможности,
интересы).
В наше время необходимо сформировать такие качества личности, которые
максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным
реалиям, позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом
обществе наиболее адекватными в личностном и социальном планах
способами.
В настоящее время в мире существует огромное количество профессий.
Появляются новые профессии, изменяются характер и содержание
профессионального труда, вызванные активным внедрением современной
техники и прогрессивных технологий во все сферы человеческой жизни.
Современному выпускнику порой трудно правильно сориентироваться в
таком многообразии возможностей, и часто выбор профессии происходит
стихийно. Современная социальноэкономическая ситуация делает процесс
профессионального самоопределения молодежи все более сложным.
Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными
интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями,
предоставляемыми рынком образовательных услуг.
Помочь обучающемуся правильно решить проблему профессионального
выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед
системой общего образования. Для обучающихся 9х классов основными
вопросами их образовательного развития являются выбор профиля и
направления продолжения обучения после 9го класса. Разрешение этих
вопросов поможет им сориентироваться в выборе дальнейшего пути
получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной
деятельности. Содержание программы занятий по профориентационной и
информационной работе побуждает обучающихся к активному самопознанию,
исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также
ориентирует их в планах на будущую жизнь.
В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор
профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить
обдуманно. Правильный выбор профессии залог дальнейшего успеха в
карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего,
возможность эффективного использования человеком личностного
потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора
профессии зависит не только материальное благосостояние, но и
психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших
профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего
человек определяется с выбором своей профессии в 1417 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников
школы.
Современная школа и родители должны взять на себя ответственность за
предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и
развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной
самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный
выбор и добиваться цели.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство
выпускников базовой и средней школы оказываются неготовыми к
осуществлению осознанного выбора профессии.
Выбор профессии сопровождается трудностями психологического характера.
Человек не готов к этому выбору, если у него:
1) недостаточно сформирована временная перспектива;
2) представление о себе, своих способностях, возможностях, интересах и
склонностях характеризуется неадекватностью, неустойчивостью;
3) не развита способность делать осознанный выбор и брать на себя
ответственность за него;
4) нет четких представлений о трудностях при выборе профессии и способах
их преодоления;
5) отсутствуют знания о мире профессий и требованиях, которые предъявляет
профессия к человеку;
6) недостаточно сформированы навыки целеполагания.
Спецкурс "Я и мой профессиональный выбор" успешно дополняет формы и
методы, используемые школой с целью профессиональной ориентации
старшеклассников. Цель спецкурса – помочь старшеклассникам сделать
осознанный выбор профессии.
Индивидуализация и дифференциация образования, ведут к серьезным
изменениям не только в содержании образования, но и механизма их
реализации в образовательном процессе. Поэтому изменяются и задачи
основной школы, которая должна предоставить возможность школьнику
проявить волевые усилия, получить радость от самореализации в
продуктивной деятельности, гордиться собственными интеллектуальными
продуктами, научиться реализовывать свои замыслы.
В воспитательный процесс нашего образовательного учреждения мы активно
внедряем научнопрактические конференции, где каждый может проявить
себя, выступить с презентационным материалом по теме «Моя профессия –
мой выбор!», с проектами, направленными на профессиональную ориентацию.
Эти мероприятия дают возможность подростку понять особенности своей
личности, и главное – сформировать навыки самостоятельного принятия
решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную
ответственность за принятое решение и в соответствии с этим уметь
формировать и выстраивать свое социальное поведение. Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека.
Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни. Ответить
на вопрос «Кем быть?» фактически означает найти способ реализации
собственного "Я".
Статья "Опыт работы по теме "Мой выбор"
Статья "Опыт работы по теме "Мой выбор"
Статья "Опыт работы по теме "Мой выбор"
Статья "Опыт работы по теме "Мой выбор"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.