Статья "Опыт работы по теме "Мой выбор"

  • Особые потребности
  • docx
  • 21.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Социально-экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а значит, более неустойчивым. Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом пользу обществу. Молодому человеку легко потеряться в мире существующих профессий, возможностей, ценностей. Юношам и девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности и эффективности труда. С другой стороны, человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить её в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации.
Иконка файла материала статья.docx
Мелехина Т.С, учитель обществознания  МБОУ «СУВУ №14 «Подросток» Опыт работы по теме «Мой выбор» «Выбор профессии – это один из  важнейших выборов человека,  определяющий его жизненный путь» Социально­экономические условия жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей. Мир стал более подвижным, а   значит,   более   неустойчивым.   Человек   должен   обладать   гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно жить, принося при этом   пользу   обществу.   Молодому   человеку   легко   потеряться   в   мире существующих   профессий,   возможностей,   ценностей.   Юношам   и   девушкам нужна помощь для того, чтобы найти свой путь, сведя при этом количество ошибок к минимуму. Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе   стиля   жизни,   последствиями   которой   могут   стать   нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. Для государства – это дополнительные материальные затраты на обучение, переобучение, лечение, ущерб от ошибок и снижение производительности   и   эффективности   труда.   С   другой   стороны,   человек, совершивший ошибку в выборе профессии первоначально, может исправить её в любой период своей жизни. Для этого он должен быть готов к постоянному образованию, саморазвитию и самореализации. Стремительное   личностное   развитие,   становление   собственного   «Я», обретение активной социальной позиции – вот что характеризует современных школьников. Эти изменения в самосознании подростков позволяют им понять свои   возможности,   представить   себе   мир   современного   общества,   увидеть широкий   спектр   направлений   профессиональной   деятельности. Чтобы наши ученики  стали конкурентоспособными людьми на современном   необходимо   оказать   своевременную   помощь   в рынке   труда, профессиональном   самоопределении   обучающимся,   научить   их самостоятельно   проектировать   свою   дальнейшую   образовательную траекторию с пониманием механизма выбора образовательной области, где будет   наиболее   полно   раскрыт   и   реализован   собственный   потенциал. Не   вызывает   сомнения,   что   самостоятельное   построение   учащимися индивидуальной   образовательной   траектории   в   рамках   профильного самоопределения   возможно   при   создании   соответствующих   условий   в образовательном   процессе:  принцип   компетентностного   подхода (приобретение  школьниками   личного  опыта   приложения  усилий  в  решениивопроса собственной профилизации); принцип деятельностного подхода (на профильных занятиях ведущая деятельность принадлежит обучающемуся):  принцип   личностного   подхода  (направление   образовательного   процесса   на личность   учащегося,   его   индивидуальные   особенности,   возможности, интересы). В наше время необходимо сформировать такие качества личности, которые максимально облегчат молодому человеку процесс адаптации к социальным реалиям,   позволят   ему   реализовать   себя   в   сложном,   противоречивом обществе   наиболее   адекватными   в   личностном   и   социальном   планах способами.  В   настоящее   время   в   мире   существует   огромное   количество   профессий. Появляются   новые   профессии,   изменяются   характер   и   содержание профессионального   труда,   вызванные   активным   внедрением   современной техники   и   прогрессивных   технологий   во   все   сферы   человеческой   жизни. Современному   выпускнику   порой   трудно   правильно   сориентироваться   в таком   многообразии   возможностей,   и   часто   выбор   профессии   происходит стихийно.   Современная   социально­экономическая   ситуация   делает   процесс профессионального   самоопределения   молодежи   все   более   сложным. Обучающиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и склонностями, потребностями рынка труда и возможностями, предоставляемыми рынком образовательных услуг. Помочь   обучающемуся   правильно   решить   проблему   профессионального выбора призвана профориентация. Именно это выдвинуло новые задачи перед системой   общего   образования.   Для   обучающихся   9­х   классов   основными вопросами   их   образовательного   развития   являются   выбор   профиля   и направления   продолжения   обучения   после   9­го   класса.   Разрешение   этих вопросов   поможет   им   сориентироваться   в   выборе   дальнейшего   пути получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.   Содержание   программы   занятий   по   профориентационной   и информационной работе побуждает обучающихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также ориентирует их в планах на будущую жизнь. В   жизни   наступает   момент,   когда   нужно   определиться,   кем   быть.   Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.   Правильный   выбор   профессии   ­   залог   дальнейшего   успеха   в карьере.   Понятие   «правильный   выбор»   подразумевает,   прежде   всего, возможность   эффективного   использования   человеком   личностного потенциала   в   профессиональной   деятельности.   В   наше   время   от   выбора профессии   зависит   не   только   материальное   благосостояние,   но   и психологическое,   душевное   состояние   человека.   У   осознанно   выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек   определяется   с   выбором   своей   профессии   в   14­17   лет.   Именнопоэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы. Современная   школа   и   родители   должны   взять   на   себя   ответственность   за предоставление ребенку широких возможностей в поиске себя, изучении и развитии   своих   способностей,   склонностей,   формировании   адекватной самооценки и уровня притязаний, в развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели. Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников   базовой   и   средней   школы   оказываются   неготовыми   к осуществлению осознанного выбора профессии. Выбор профессии сопровождается трудностями психологического характера. Человек не готов к этому выбору, если у него: 1) недостаточно сформирована временная перспектива; 2)   представление   о   себе,   своих   способностях,   возможностях,   интересах   и склонностях характеризуется неадекватностью, неустойчивостью; 3)   не   развита   способность   делать   осознанный   выбор   и   брать   на   себя ответственность за него; 4) нет четких представлений о трудностях при выборе профессии и способах их преодоления; 5) отсутствуют знания о мире профессий и требованиях, которые предъявляет профессия к человеку; 6) недостаточно сформированы навыки целеполагания. Спецкурс "Я и мой профессиональный выбор" успешно дополняет  формы и методы,   используемые   школой   с   целью   профессиональной   ориентации старшеклассников.   Цель   спецкурса   –   помочь   старшеклассникам   сделать осознанный выбор профессии. Индивидуализация   и   дифференциация   образования,   ведут   к   серьезным изменениям   не   только   в   содержании   образования,   но   и   механизма   их реализации   в   образовательном   процессе.   Поэтому   изменяются   и   задачи основной   школы,   которая   должна   предоставить   возможность   школьнику проявить   волевые   усилия,   получить   радость   от   самореализации   в продуктивной деятельности, гордиться собственными интеллектуальными  продуктами, научиться реализовывать свои замыслы. В воспитательный процесс нашего образовательного учреждения мы активно внедряем   научно­практические   конференции,   где   каждый   может   проявить себя, выступить с презентационным материалом по теме  «Моя профессия – мой выбор!», с проектами, направленными на профессиональную ориентацию. Эти   мероприятия   дают   возможность   подростку   понять   особенности   своей личности,   и   главное   –   сформировать   навыки   самостоятельного   принятия решений в различных жизненных ситуациях, а также готовность нести личную ответственность   за   принятое   решение   и   в   соответствии   с   этим   уметь формировать и выстраивать свое социальное поведение.Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти своё место в жизни. Ответить на   вопрос   «Кем   быть?»   фактически   означает   найти     способ   реализации собственного "Я".