Статья "Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
Оценка 4.7
Семинары
docx
администрации
Взрослым
28.03.2018
"Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
отражает особенности методической работы в условиях малокомплектной школы, небольшого педагогического коллектива. Важную роль играет самообразование и повышение квалификации без отрыва от образовательной деятельности (дистанционная форма), кроме того эффективная методическая работа в творческих проектных группах по выявленной проблеме.
Широкова Анна Сергеевна статья 2017.docx
Широкова Анна Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ Трубачевская ООШ
Газимуро –Заводский район
Организация методической работы
в условиях малокомплектной школы
В современных условиях, в условиях реализации требований федеральных
государственных стандартов нужна особая организационная структура
образовательной деятельности в школе. Методическая работа в школе является
эффективной в случае организации как целостной системы и направлена на рост
уровня мастерства учителя и педагогического коллектива [2; 10].
её успешность и результативность зависит от
Следовательно,
заинтересованности педагогов в профессиональном развитии и соответственно
от удовлетворённости коллектива от организации образовательно деятельности
в школе, а значит и в совершенствовании своего мастерства. Критериями
оптимальной методической работы в школе всегда считались: результативность
(результаты образования, воспитания и развития школьника на оптимальном
уровне без перегрузки и за отведённый период времени у отдельного учителя);
экономичность и рациональные затраты времени (рост мастерства педагога,
приводящий к оптимизации обучения и воспитания при разумных затратах
времени и усилий, без перегрузки); рост удовлетворённости педагогов своим
трудом (творческая атмосфера в школе, при которой усиливается мотивация
труда педагогов).
Система методической работы в нашей школе была традиционной, но в
течение последних 6 лет вносились изменения, которые вывели методическую
работу на более эффективный и результативный уровень. В связи с новыми
требованиями к организации деятельности образовательного учреждения наша
школа в программе развития «Шаг навстречу будущему» от 2011 года поставила задачи по направлению «Развитие учительского потенциала»:
изменить структуру управления образовательного учреждения;
создать оптимально возможные условия для успешной деятельности учителей,
усовершенствовать рабочие места; повышать квалификацию и уровень
профессиональной компетенции учителя, способности решать педагогическую
задачу в соответствии с основными направлениями модернизации образования в
Российской Федерации.
Учитель до введения ФГОС привык работать в системе
администрирования, быть исполнительным, теперь же нужен «новый» учитель,
новое
который умеет принимать решения, быть активным, применять
оборудование, осуществлять системнодеятельностный подход по достижению
планируемых результатов обучающимися, то есть овладеть новыми
Требования к уровню квалификации и уровню
компетенциями.
профессиональной компетенции постоянно растут и учитель должен
соответствовать этим требованиям. Исходя из анализа работы школы
обозначены проблемы кадровых условий: во – первых, дефицит педагогических
кадров; вовторых, низкий процент количества учителей с высшим
образованием; психологический порог при прохождении аттестации. Дефицит
педагогических кадров в нашей сельской школе ощущается остро, так как на
данный период статистика такова: в школе работают 14 учителей, из них с
высшим образованием 5, обучаются заочно 2, учителей со стажем до 2 лет 5. В
школе имеются вакансии учитель английского языка, физической культуры.
Пришло за последние 7 лет молодых специалистов 10, уволилось 5, из них 3 с
высшим образованием. Вторая проблема наличие высшего образования у
учителей. В школе остаются работать учителя – выпускники нашей школы,
которые заканчивают средние специальные образовательные учреждения,
следовательно, поступая на работу они не имеют высшего образования,
поступают обучаться заочно в ВУЗы, только спустя время мы получим учителя
с высшим образованием. За последние 7 лет в школе получили заочно высшее образование 7 учителей, из них трое уволились. Третья проблема, учителя не
входят в режим аттестации, в связи с тем, что постоянная смена кадров
требуется обучение молодых учителей, а значит и время для решения текущих
задач. Молодой учитель, который помнит, как он учился в школе, как его учили,
не готов к педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС.
Столкнувшись с данными проблемами педагогических кадров, с целью
рационализации времени учителя, педагогический коллектив и администрация
школы принимает решения:
г);
1)
2)
функции педагогического и методического совета объединить (2012
ввести деятельность годичных команд по введению ООП НОО (с
2010 по 2014);
3)
организовать наряду с деятельностью цикловых методических
объединений деятельность творческих проблемных групп с временным лидером
(2015);
4)
отказаться от деятельности цикловых методических объединений,
годичных команд, в связи с тем что учителя дублировали работу, требовались
дополнительные временные затраты, учитывая снижение результативности
методической работы, принято решение перейти к деятельности творческих
проблемных групп с постоянным руководителем, назначенным директором
(20162017).
Цель методической работы в 20162017 году: выявить проблемные точки
при реализации требований к качеству образования, реализации требований
ФГОС к
результатам, системе оценивания достижения планируемых
результатов и найти пути решения проблем.
На данном этапе результативность методической работы выражается в
сохранении стабильного качества образования в школе в течение 5 лет,
соответствии результатов образования выпускников внутренней и внешней
оценки; выполнение Учебного плана в полном объёме, прохождение КПК очно и
дистанционно; усиление мотивации труда педагогов через прохождение аттестации на высшую категорию, на первую; своевременное прохождение
КПК. «Шаг навстречу будущему» мы сделали, управленческие решения
принимаются совместно администрацией школы и педагогическим коллективом.
Как только учительский коллектив почувствовал себя единой командой,
которая делает общее дело, ситуация изменилась, изменилась структура
методической работы; созданы оптимально возможные условия для успешной
деятельности учителей, усовершенствованы рабочие места за счёт участия
педагогического коллектива в муниципальных конкурсах, в которых получали
денежные премии и ценные подарки; уровень профессиональной компетенции
учителя вырос. Да остаются проблемы, но пути решения намечены:
эффективная организация деятельности и распределение рабочего времени
администрации
учителя, совершенствование управленческих компетенций
школы, поиск механизмов достижения образовательных результатов и системы
их оценки. Для нашей школы мы выбрали следующую модель
Педагогический
совет
Деятельность
творческих
проблемных групп
Самообразование
В рамках самообразования педагог определяет свои затруднения и
составляет программу самообразования, намечет пути выхода (прохождение
аттестации, получение высшего образования, профессиональная переподготовка,
курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционно, представление
педагогического опыта).
Творческие проблемные группы планируют
деятельность на основе анализа результатов образовательной деятельности,
составляют «дорожную карту» для оперативного решения конкретных задач. Деятельность творческих проблемных групп с постоянным руководителем
организуется на основе своевременного анализа образовательной деятельности,
выявление проблемных точек постоянными руководителями совместно с
заместителем директора по учебновоспитательной работе в соответствии с
ООП ООО, подготовка к
направлениями реализация ООП НОО,
государственной итоговой аттестации, подготовка к введению ФГОС для
обучающихся с ОВЗ, организация взаимодействия школы, обучающихся и их
родителей. Педагогический совет осуществляет функции управленческие,
законодательные, совещательные, диагностические, плановопрогностические,
контролирующие и корректирующие.
Модель методической работы в организации, осуществляющей
образовательную деятельность строится индивидуально исходя из кадровых
условий школы.
Литература:
1.Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление
современной школой. Выпуск 2. Организация и содержание методической
работы: Практич. Пособие для школьной администрации, руководителей
методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. зав. –
Ростов –н/Д.: Издательство «Учитель», 2005.288с.
2. Настольная книга завуча: методическая работа в школе/ авт. –сост.
Л.М.Сыромятникова. 2е изд., доп. – М.: Глобус, 2009. – 384с. – (Управление
школой)
3. Педагогические советы: функции, содержание, планирование, методы
традиционные и нетрадиционные формы. Учебнометодичесое пособие/ авт. –
сост. Л.М.Сыромятникова. 2е изд., стереотип. – М.: «Планета», 2012. – 496с. –
(Управление школой)
Статья "Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
Статья "Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
Статья "Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
Статья "Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
Статья "Организация методической работы в условиях малокомплектной школы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.