Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"
Оценка 5

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Оценка 5
Педсоветы +2
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
04.08.2018
Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"
В статье раскрываются общие принципы организации исследовательской деятельности учащихся, роль учителя в самом исследовании и этапы исследования, а также памятка для учащихся при подготовке к публичному выступлению. В приложении к статье подробно расписаны цели и задачи каждого из участников исследования/ученик-учитель-родители/.
проектно-исследовательская деятельность.docx
Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся В   статье   раскрываются   общие   принципы   организации   исследовательской   деятельности учащихся, роль учителя в самом исследовании и этапы исследования, а также памятка для учащихся при подготовке к публичному выступлению. В приложении к статье подробно расписаны цели и задачи каждого из участников исследования/ученик­учитель­родители/.    Мой девиз при организации проектной деятельности уч­ся:   «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,   вовлеки меня –  и я научусь». Именно  заинтересовать и вовлечь  уч­ся в деятельность, построить свою работу так, чтобы каждому из учеников захотелось принять участие в этой деятельности и не оставаться в стороне, я считаю,  главнейшей задачей педагога. Очень важно при этом опираться не на успеваемость ученика , а именно на его интересы и возможности, т.е. опираться на принцип педацентризма   и принципы системы педагогической поддержки О.С.Газмана. Я считаю, что все дети талантливы и уникальны, а учителю надо лишь увидеть и помочь раскрыть ребёнку свои способности.                      При организации   исследовательской и проектной деятельности уч­ся я опираюсь на следующие принципы. Итак, 1.ОБЩИЕ *предоставление свободы  уч­ся при выборе темы  и при отборе материала; ПРИНЦИПЫ   ОРГАНИЗАЦИИ       ИССЛЕДОВАНИЯ *чрезвычайная значимость для продуктивного общения и взаимодействия уч­ся и учителя; *психологически квалифицированная, ненавязчивая и свободная от дидактизма позиция взрослого ; * положительная мотивация уч­ся( расширение кругозора, знаний по интересующей теме, развитие   творческих   способностей   уч­ся,   создание   реферата   с   элементами проектирования); *обеспечение психологически комфортной атмосферы сотрудничества, сотворчества, что способствует сохранению здоровья всех участников образовательного процесса. А какова же роль учителя в процессе организации исследования и в самом исследовании? 2.РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ: ( (     «Чтобы   зажечь   других, *Энтузиаст    надо   гореть   самому») *Специалист  ) *Руководитель   ( важно не только «зажечь» , но и помочь довести дело до конца) *Координатор  этап) *Эксперт ( написание рецензии) определить «широкого профиля» каждый сроки на   (              3.РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ИССЛЕДОВАНИИ: По моему мнению,  должна  в идеале быть сведена к минимуму, это лишь: •  способность быть инициатором интересных начинаний; 1 • • поддержка уч­ся и приободрение его в случае возникновения трудностей;  учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого   профиля,   педагогом,   помогающим   ученику   увидеть   мир   во   всем   его единстве, красоте, многообразии.     При организации  исследовательской деятельности хотелось бы выделить   4.ЭТАПЫ РАБОТЫ: 1. Организационно­подготовительный * выбор темы исследования, опираясь на интересы уч­ся; * постановка цели и задач; * сбор информации, план реализации исследования;  * консультирование;  2.Поисковый * сбор, анализ и систематизация необходимой информации,  * обсуждение ее, выдвижение и проверка гипотез,  * оформление макета или модели реферата,  * самоконтроль, * консультирование по содержанию и оформлению работы,  * оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности. 3.Итоговый * оформление пакета документов и информационных стендов, схем, диаграмм,  * подготовка устной презентации и защита содержания работы,  * рефлексия, *  выводы исследования.  На   заключительном   этапе   я   своим   уч­ся   в   помощь   разработала   и   выдаю     памятки следующего содержания. 5.Памятка для уч­ся при подготовке публичного выступления 1.Общие рекомендации.  Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.  Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени   7­10 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров. 2  Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.  Употребляйте только понятные  термины.  Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста. 2.Техника подготовки  к выступлению  *Составьте краткий конспект своего выступления. *Проведите   репетицию   своего   выступления   и   доведите   его   до   нужной продолжительности. *Заранее   *Приготовьте *  Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками. продумайте   чёткий места. материал. рабочего   наглядный своего   красочный детали     и         3.Рекомендации выступающему. 1) начните свое выступление с приветствия; 2)   огласите   название     вашей   работы,   сформулируйте   основную   идею   и   актуальность выбора темы; 3)   не   забывайте   об   уважении   к   слушателям   в   течение   своего   выступления   (говорите внятно); 4) поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь; 5) старайтесь ответить на все вопросы.      Хотелось бы в завершение поделиться результатами и достижениями своей совместной с детьми  и родителями проектной деятельности :  Заканчивая в этом году начальную школу, каждый из моих учеников имеет навыки публичных выступлений;  Сформированы навыки исследовательской и проектной деятельности( уч­ся могут   выдвигать   гипотезы,   составлять   алгоритм   работы,   исходя   из целеполагания, проводить рефлексию и самоконтроль)  Ежегодно   я   с   уч­ся   принимаем   участие   в   районной     практической конференции «Мир глазами детей» и занимаем призовые места: 2010г. – 2 и 3 место (групповые работы уч­ся класса)  2011г.­ два первых места в различных секциях;  В   2011   г.   Участие   во   Всероссийском   заочном   конкурсе   «Юный исследователь»,                                        Кондрашов Алексей Николаевич ­ Диплом Лауреата 2 степени за работу «Чудесные превращения бумаги»; Антипенков Владимир Николаевич – Диплом Лауреата 3 степени за работу «Жилища разных народов»  И он же­ Диплом Лауреата 3 степени за работу «Воинское искусство разных народов» Обобщая всё сказанное ,хочется закончить словами Л.С. Выготского: «Ценность детского творчества следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что   они   создают,   творят,   упражняются   в   творческом   воображении   и   его воплощении.» 3 Ниже   в   приложении   расписаны   задачи   каждого   из   участников   деятельности ( ученик­учитель­родители) на каждом этапе. Организация работы исследовательской деятельности Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность уч­ся Деятельност ь родителей и Обсуждает возможные темы   предоставляет право выбора. Побуждает   у учащихся интерес к теме  Помогает сформулиро­ вать     цель   ,за­ дачи работы.  Мотивирует учащихся   к исследованию. Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей . Помогает анализе  синтезе, наблюдает   за продвижением работы. Консультирует учащихся , при необходимос­ ти корректирует их работу. Формирует необходимые умения  навыки. Направляет процесс поиска в  и и   Помогают   в выборе тематического поля,   темы;   в формулировке проблемы, цели и задач работы. Мотивируют детей. в Осуществляют вживание   ситуацию. Обсуждают   тему проекта,   предмет исследования   с учителем. Получают дополнительную информацию.  Определяют   свои потребности. Принимает решение по поводу темы   (подтем)     и аргументируют свой выбор. Осуществляет: •   анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения   цели проекта; • присвоение проблемы.  Формулирует  цель, задачи исследования. Намечает   план   и этапы работы. личностное     Осуществляют:    •   поиск,   сбор, Консультируют в процессе   4 Этапы работы   над проектом 1.   Погружение в проект – к   Цель подготовка учащихся   деятельности. Задачи: –   определение проблемы,   темы и   целей   работы; обоснование актуальности темы; 2. Планирование Цель – поэтапная разработка     с деятельности 3. Осуществление исседователь ской деятельности  указанием перечня конкретных действий, результатов, сроков . Задачи: –   определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида   продукта   и возможных   форм презентации результатов сроков презентации.   , – Цель   разработка реферата. Задачи: – самостоятельная работа   учащихся по своим индивидуальным задачам.  – промежуточные обсуждения полученных данных   ,   на консультациях .    4. Оформление результатов   – Цель структурировани е   полученной информации   и информации (при  необходи­ мости помогает определить источники информации) Предлагает учащимся:  *различные варианты   и способы систематиза ­ции собранной информации; *спланировать деятельность по решению задач ; *   продумать возможные формы презентации результатов проекта; *Формирует необходимые умения  навыки. Организует процесс контроля (самоконтроля)  Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает   на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит соблюдением временных рамок   этапов деятельности. Наблюдает, советует, направляет процесс за и   в поиска информации. Оказывают помощь   выборе способов хранения и систематизации собранной информации,   в составлении плана предстоящей деятельности.   планирование систематизацию   и анализ информации; •   разбивку   его   на подтемы;  •   работы;   •   выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; Проводят   оценку (самооценку) результатов каждого   работы. этапа Выполняют запланированные действия самостоятельно. При необходимости консультируются с (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных.   учителем   за Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят соблюдением временных рамок   этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов деятельности. Оформляют работу, изготавливают необходимый Наблюдают, советуют. Мотивируют учащихся, 5 5.   Презентация результатов интеграции полученных знаний,   умений, навыков. Задачи: – анализ и синтез данных; – формулирование выводов.   – Цель демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: –   подготовка презентационных материалов; – публичного выступления; –   презентация работы.   подготовка   анализа. Мотивирует учащихся, создает ситуацию успеха; подчеркивает социальную   и личностную важность достигнутого. Организует презентацию. Продумывает и реализует взаимодействи е с родителями. При необходимости консультирует учащихся   по вопросам подготовки презентации   и оформления работы. Репетирует   с учениками предстоящую презентацию результатов деятельности.  Выступает   в качестве эксперта. Принимает отчет:  •   обобщает   и резюмирует полученные результаты;  •   итоги исследования;  •   оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение ; •   акцентирует внимание   на подводит создает чувство успеха.   демонстрационный материал. Участвуют в анализе   работы, выясняют причины успехов, неудач. Проводят   анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Выбирают (предлагают) форму презентации. Готовят презентацию. Продолжают оформлять работу. При необходимости консультируются   с учителем (экспертом). Осуществляют защиту реферата.  Отвечают вопросы слушателей. Демонстрируют:  •   понимание проблемы,   цели   и задач;  •   планировать осуществлять работу;  •   найденный способ   решения проблемы;  •   рефлексию деятельности   и результата. умение и на       Консультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь   подготовке презентации. Выступают   в качестве эксперта. в 6 воспитательном моменте: умении работать результат и др.   на 7

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"

Статья "Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся"

Статья "Организация проектной и  исследовательской   деятельности     учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018