Статья "Основные параметры педагогической технологии"

  • Повышение квалификации
  • doc
  • 23.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Так как учителю при подготовке к аттестации бывает трудно прописать систему своей работы, особенно молодым педагогам, то в статье дается ряд советов, как то сделать. Рассматриваются различные формы современного урока и требования к нему, формы предъявления педагогического опыта, сформулированы цели и задачи
Иконка файла материала Основные параметры педагогической технологии.doc
Основные параметры педагогической технологии. Источники педагогической технологии:  Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным   способом   технику   и  человека,   составляющие   систему   «человек   –   техника   ­ цель».   В   этом   смысле   технология   определяется   как  совокупность   методов обработки,   изготовления,   изменения   состояния,   свойства,   формы   сырья, материала   в   процессе   производства   продукции.  Технология   направлена   на проектирование и использование эффективных экономических процессов.  Сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством». Определение педагогической технологии: Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной и   педагогической   деятельности   по   проектированию,   организации   и   проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.  Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Доктор педагогических наук В. Гузеев выделяет четыре основные идеи, вокруг которых концентрируются педагогические технологии: укрупнение дидактических единиц, планирование   результатов   обучения   и   дифференциация   образования,   психологизация образовательного процесса, компьютеризация. Общие признаки, характерные для основных педагогических технологий:  Теория   учебной   деятельности   как   психологическая   основа   всех   технологий. Выделяются виды деятельности учителя и ученика. Основная идея – ученик должен учиться сам, а учитель создавать для этого необходимые условия.  Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования целей обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.  Направленность технологии обучения на развитие личности  в учебном процессе и осуществление разноуровневого обучения.  Оптимальная   организация   учебного   материала   для   самостоятельной   учебной деятельности учащихся. (дидактические модули, циклы, дидактические материалы)  Ориентация учащихся. Ученик получает знания по основным принципам и способам обучения, контроля и оценки результатов.  Организация   хода   учебного   занятия   в   соответствии   с   учебными   целями. (спаренные уроки, циклы уроков, «погружение»)  Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: входной – для информации об уровне готовности учащихся к работе, текущий или промежуточный – выявление пробелов усвоения материала после каждого учебного элемента, итоговый – для оценки уровня усвоения. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности.  Стандартизация процесса обучения. Цели обучения математике: Развивающие:  Развитие мышления, необходимого человеку для полноценного функционирования в современном обществе, а также абстрактного, специфического для математики  Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки  Развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики как науки об определенных свойствах действительного мира и ее роли в освоении научной картины мира  Развитие устной и письменной речи, формирование языка и аппарата математики, выработка умения читать математическую литературу  Развитие знаний, умений и навыков учебной деятельности, то есть умения учиться  Развитие памяти  Развитие   умения   обобщать,   абстрагировать   и   конкретизировать   свойства изучаемых объектов и отношений  Развитие умений выявлять закономерности, сравнивать и обобщать  Развитие навыков самоконтроля Образовательные:  Передача   учащимся   определенной   системы   математических   знаний,   умений   и навыков  Помощь   в   овладении   математическими   идеями   и   методами   познания   реальной действительности  Выработка у учащихся умений решать основные типы математических задач   и применять теорию в различных конкретных ситуациях  Формирование у учащихся на материале учебного предмета математики способов учебно – познавательной деятельности  Знакомство   учащихся   с   элементами   гуманитарного   образования,   связанного   с математикой  Формирование знаний о …….. и умений применять их на уровне обязательной подготовки Воспитательные:  Воспитание воли и настойчивости в достижении конечного результата  Воспитание ответственного отношения к учебному труду  Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослымРазвивающие задачи:  Овладеть математической терминологией  Овладеть приемами построения определения понятий и оперирования ими  Овладеть приемами формулировки различных видов теорем  Овладеть приемами письменного и устного изложения доказательства теорем или решения задач  Овладеть приемами работы с учебником математики  Овладеть приемами конспектирования  и составления плана по определенной теме  Овладеть приемами ведения тетради по математике  Овладеть умением задавать вопросы  Овладеть умением говорить красиво, грамотно и четко  Овладеть умением слушать речь другогоПоказатели развития учащихся:  Сформированность   умений   интеллектуальной   и   другой   учебной деятельности  Степень автоматизации этих умений  Уровень решения разнообразных учебных задач: а) низкий, кокретно­ действенный,   образный;   б)   средний;   в)   высокий,   абстрактный, теоретический  Умение осуществлять перенос знаний и умений учебной деятельности в новые ситуации  Рефлексия учебной деятельности  Совершенствование видов и качеств памяти  Грамотная устная и письменная речь  Стремление   к   постоянному   поиску,   любознательность,   активность   и самостоятельность  Гибкость и глубина, оригинальность и свобода мышления  Интуиция   и   воображение,   способность   к   творчеству   в   учебной деятельностиОсновные типы уроков:  Урок первичного ознакомления с новым материалом  Урок закрепления изученного материала  Урок применения знаний и умений  Урок обобщения и систематизации знаний  Урок проверки и коррекции знаний и умений  Комбинированный урок Основные формы урока:  Уроки ­­ лекции  Уроки – практикумы  Уроки – семинары  Уроки ­­ зачеты  Уроки – лабораторные работы  Уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, турниры, эстафеты, КВН)  Уроки – исследования  Уроки – пресс­конференции, аукционы, дискуссии  Уроки – экскурсии  Урок – деловая игра  Уроки – сказки  Интегрированные уроки Урок – консультация  Урок – дидактическая игра  Урок – ролевая игра