Так как учителю при подготовке к аттестации бывает трудно прописать систему своей работы, особенно молодым педагогам, то в статье дается ряд советов, как то сделать. Рассматриваются различные формы современного урока и требования к нему, формы предъявления педагогического опыта, сформулированы цели и задачи
Основные параметры педагогической технологии.
Источники педагогической технологии:
Производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или
иным способом технику и человека, составляющие систему «человек – техника
цель». В этом смысле технология определяется как совокупность методов
обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья,
материала в процессе производства продукции.
Технология направлена на
проектирование и использование эффективных экономических процессов.
Сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом
организованным «педагогическим производством».
Определение педагогической технологии:
Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной учебной
и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя.
Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным
процессом. Доктор педагогических наук В. Гузеев выделяет четыре основные идеи, вокруг
которых концентрируются педагогические технологии: укрупнение дидактических единиц,
планирование результатов обучения и дифференциация образования, психологизация
образовательного процесса, компьютеризация.
Общие признаки, характерные для основных педагогических технологий:
Теория учебной деятельности как психологическая основа всех технологий.
Выделяются виды деятельности учителя и ученика. Основная идея – ученик должен
учиться сам, а учитель создавать для этого необходимые условия.
Диагностическое целеполагание. Деятельностный подход и способ проектирования
целей обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях
учащихся.
Направленность технологии обучения на развитие личности в учебном процессе
и осуществление разноуровневого обучения.
Оптимальная организация учебного материала для самостоятельной учебной
деятельности учащихся. (дидактические модули, циклы, дидактические материалы)
Ориентация учащихся. Ученик получает знания по основным принципам и способам
обучения, контроля и оценки результатов.
Организация хода учебного занятия в соответствии с учебными целями.
(спаренные уроки, циклы уроков, «погружение»)
Контроль усвоения знаний и способов деятельности в трех видах: входной – для
информации об уровне готовности учащихся к работе, текущий или промежуточный –
выявление пробелов усвоения материала после каждого учебного элемента, итоговый
– для оценки уровня усвоения. Оценка уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Стандартизация процесса обучения.
Цели обучения математике:
Развивающие:
Развитие мышления, необходимого человеку для полноценного функционирования
в современном обществе, а также абстрактного, специфического для математики
Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции,
пространственного воображения, смекалки
Развитие мировоззрения, понимания философской стороны математики как науки
об определенных свойствах действительного мира и ее роли в освоении научной
картины мира
Развитие устной и письменной речи, формирование языка и аппарата математики,
выработка умения читать математическую литературу
Развитие знаний, умений и навыков учебной деятельности, то есть умения учиться
Развитие памяти
Развитие умения обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства
изучаемых объектов и отношений
Развитие умений выявлять закономерности, сравнивать и обобщать
Развитие навыков самоконтроля
Образовательные:
Передача учащимся определенной системы математических знаний, умений и
навыков
Помощь в овладении математическими идеями и методами познания реальной
действительности
Выработка у учащихся умений решать основные типы математических задач и
применять теорию в различных конкретных ситуациях
Формирование у учащихся на материале учебного предмета математики способов
учебно – познавательной деятельности
Знакомство учащихся с элементами гуманитарного образования, связанного с
математикой
Формирование знаний о …….. и умений применять их на уровне обязательной
подготовки
Воспитательные:
Воспитание воли и настойчивости в достижении конечного результата
Воспитание ответственного отношения к учебному труду
Воспитание уважительного отношения к сверстникам и взрослымРазвивающие задачи:
Овладеть математической терминологией
Овладеть приемами построения определения понятий и оперирования ими
Овладеть приемами формулировки различных видов теорем
Овладеть приемами письменного и устного изложения доказательства теорем или
решения задач
Овладеть приемами работы с учебником математики
Овладеть приемами конспектирования и составления плана по определенной теме
Овладеть приемами ведения тетради по математике
Овладеть умением задавать вопросы
Овладеть умением говорить красиво, грамотно и четко
Овладеть умением слушать речь другогоПоказатели развития учащихся:
Сформированность умений интеллектуальной и другой учебной
деятельности
Степень автоматизации этих умений
Уровень решения разнообразных учебных задач: а) низкий, кокретно
действенный, образный; б) средний; в) высокий, абстрактный,
теоретический
Умение осуществлять перенос знаний и умений учебной деятельности в
новые ситуации
Рефлексия учебной деятельности
Совершенствование видов и качеств памяти
Грамотная устная и письменная речь
Стремление к постоянному поиску, любознательность, активность и
самостоятельность
Гибкость и глубина, оригинальность и свобода мышления
Интуиция и воображение, способность к творчеству в учебной
деятельностиОсновные типы уроков:
Урок первичного ознакомления с новым материалом
Урок закрепления изученного материала
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок проверки и коррекции знаний и умений
Комбинированный урок
Основные формы урока:
Уроки лекции
Уроки – практикумы
Уроки – семинары
Уроки зачеты
Уроки – лабораторные работы
Уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, турниры, эстафеты, КВН)
Уроки – исследования
Уроки – прессконференции, аукционы, дискуссии
Уроки – экскурсии
Урок – деловая игра
Уроки – сказки
Интегрированные уроки Урок – консультация
Урок – дидактическая игра
Урок – ролевая игра