Педагогические технологии
как средства достижения новых образовательных результатов.
(В статье рассматривается сущность и структура понятия "педагогическая технология", актуальность использование педагогической технологий в свете новых ФГОС на уроках истории и обществознания).
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий.Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных образовательных технологий.
Статья П.Т.Документ Microsoft Word.docx
Статья: "Педагогические технологии"
Автор: учитель МБОУ «СОШ№12» г.Астрахани
Огурцова Ирина Николаевна
Педагогические технологии
как средства достижения новых образовательных результатов.
(В статье рассматривается сущность и структура понятия
"педагогическая технология", актуальность использование
педагогической технологий в свете новых ФГОС на уроках истории
и обществознания).
Слово «технология» образовано о греч.: techne – искусство, мастерство,
умение; logos – слово, понятие, учение, наука. Технология – знание об
искуссном, мастерском выполнении какойлибо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с
мастерством, а с рутиной.
Термин «педагогическая технология» в 20е годы XX века. Это было
вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.
Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в
начале 1960х гг. в Англии и США. В 70е годы к нему относили все то, что
касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.
Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научится сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать» . По его
должна содействовать гармоничному
мнению, система образования
развитию.
Это высказывание, заявленное в XIX веке, актуально и для системы
образования XXI века. Действительно, современные дети – это люди нового
поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою
жизнь очень важно! Сегодня в качестве главного результата выступает
готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести
личную ответственность, как за собственное благополучие, так и
благополучие общества. В этой связи учитель должен переходить на развитие
ключевых компетенций у обучающихся, которые и будут основой развития
его личности.
Стандарт нового поколения детально и подробно не делает акцент
на содержании образования , но четко устанавливает требования к
результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы:
1. Личностные, включающие готовность и способность обучающихся к
саморазвитию их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности.
2.Метапредметные,
включающие
освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные), способность их использования в
познавательной и социальной практике.
3.Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения
учебного предмета умения, виды деятельности по получению нового знания в
рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных,
учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного
типа мышления, владение научной терминологией.
Педагогическая технология – это система функционирования всех
компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и
приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой
последовательно реализуется
заранее спроектированный учебно
воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Выполнение данных функций определяет и выбор педагогом приоритетных
образовательных технологий.
Структура педагогической технологии включает в себя следующие элементы:
1.Концептуальная основа;
2.Содержательный компонент обучения;
3.Процессуальная часть технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии это научная база
технологии, те психологопедагогические идеи, которые заложены в ее
фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели общие и конкретные,
а также содержание учебного материала
Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих
элементов:
• организация учебного процесса; • формы и методы учебной деятельности учащихся;
• методы и формы работы преподавателя;
• диагностика учебного процесса.
• cущность педагогической технологии.
Как и любая технология, педагогическая технология представляет
собой процесс, при котором происходит качественное изменение
воздействия на обучаемого.
Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы
обучения.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути
усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности
учеников и роста успеваемости учащихся. В связи с этим стремлением
педагогов повышать качество обучения все настойчивее звучит призыв к
переходу с отдельных методик на педагогические технологии.
Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии)
зависит от требований ведущих дидактических принципов.
Дидактические принципы, или принципы обучения это руководящие
положения,
которые направляют
принципиальные закономерности,
деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения,
методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:
принцип научности и доступности обучения;
принцип системности обучения и связи теории с практикой;
принцип сознательности и активности учащихся в обучении при
руководящей роли учителя;
принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним
развитием личности учащихся
Технология обучения имеет серьезные преимущества по сравнению с
обучением, построенным на основе методики. Основой технологии служит
четкое определение конечной цели.
В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень
достижения определяется неточно. В технологии цель рассматривается как
центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения
более точно.
1.Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена
очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы
контроля ее достижения.
2.Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог
поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим
экспромтам в поиске приемлемого варианта.
В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных
разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности,
технология предлагает проект учебного процесса, определяющего
структуру и содержание учебнопознавательной деятельности учащихся.
Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом
поразному, следовательно, поразному организуется и деятельность
учащихся.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в
педагогические технологии, которые
учебном процессе используются
применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных
ситуаций Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать
слабому, уделять внимание сильному,
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность
творческие
индивидуальные
Исследовательские методы в
обучении
Лекционнозачетная система Данная система используется в основном в
развивать
способности учащихся.
Дает возможность учащимся самостоятельно
пополнять свои знания и углублять их.
Технология игровых методов:
ролевых, деловых, и т.д.
Информационно
коммуникационные
технологии
Здоровьесберегающие
технологии
Систему
оценки «портфолио»
инновационной
старшей школе.
Расширение кругозора, развитие познавательной
деятельности.
Использование интегрированных курсов, доступ
в ИНТЕРНЕТ.
Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять
различные
чередовать
мыслительную деятельность с физминутками.
Формирование индивидуального развития
личности.
виды
заданий,
В своей практической деятельности я часто использую технологии
проектов, проблемного обучения, исследования, информационно
коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Более подробно остановлюсь на методе проектов. Он возник еще в
начале нынешнего столетия в США. Истоки его возникновения связаны с
разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.
X. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на
активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с
его личным интересом именно в этом знании. Для этого необходима
проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для
решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые
знания, которые еще предстоит приобрести. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов еще в начале XX в. Под руководством
русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая
группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в
практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали
довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г.
метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России
больше не предпринималось скольконибудь серьезных попыток возродить
этот метод в практике.
В процессе учебных исследовательских проектов деятельность учащихся
сосредоточивается на следующих этапах:
— определение проблемы;
— выдвижение гипотезы;
— обсуждение методов исследования;
— анализ полученных данных;
— оформление конечных результатов;
__ итогои и выводы (использование в ходе совместного исследования метода
«мозгового штурма», «круглого стола» и т.д.
Конечным "продуктом" проектной деятельности могут быть:
справочник, атлас, бизнесплан, видеофильм, видеоклип, выставка,
газета, журнал, законопроект, игра, коллекция, макет, модель, статья,
чертеж, экскурсия, мультимедийный продукт, оформление кабинета,
учебное пособие, и пр.
Например, проектная деятельность на уроке математики в 5 классе
Тема: «Натуральные числа»
Цель учащихся: в ходе изучения темы рассмотреть магическое значение числа
и чисел которые нас окружают и как они могут быть связаны с судьбой
человека. Продукт проекта: информационный буклет «Нумирология и жизнь».
Цель учителя направлять, корректировать деятельность класса.
Урок был построен по алгоритму и включал несколько этапов.
организационный, где основная нагрузка ложится на учителя, который
должен организовать проектную деятельность, научить последовательности
действий, сформировать группы, уточнить конкретные задания для
групповой и коллективной работы,
индивидуальной,
ответственных и старших группы, оговорить риски и проблемы.
согласовать
В классе были сформированы 3 группы. Группы применяли ИКТ, показывая и
комментируя рекламные ролики, составляя презентации. Данный урок
интересен тем, что он выходит на внеклассную и внешкольную деятельность
учащихся.
Итоги. Коллективный конечный продукт был получен. Каждая группа
подготовила свой информационный буклет.
В ходе данной проектной деятельности формируются следующие
компетенции: опыт работы с большим объемом информации, проведение
презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в
коллективе, структурировать полученную информацию, планировать работу
индивидуально и в команде.
Таким образом, использование широкого спектра педагогических
технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное
время и добиваться высоких результатов обученности учащихся в свете новых
образовательных стандартов.
Используемая литература:
1. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных
технологий, 2005. 2. М.В., Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии.
Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: издво «Феникс», 2003
3. Буланова Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические
технологии. – Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.
4.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до
философии./ М.: Сентябрь, 1996.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: М.:
Педагогическое общество России, 2000.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.