Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".
Оценка 5

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
24.10.2017
Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".
В конце XIX - начале XX века прогрессивные деятели-энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это же время появился термин «внешкольная работа», но в него вкладывался другой смысл - этим словом называли культурно-просветительную работу. Развитие внешкольных учреждений в дореволюционный период показывает, что, возникнув как самостоятельная деятельность, внешкольная работа приобрела педагогический статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых.Документ
Первые внешкольные учреждения в России.docx
Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты   относят   к   30­м   годам   XVIII   столетия,   когда   в  Шляхетском кадетском корпусе  в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок,   а   позже   стали   издавать   и   свой   печатный   орган   под   названием «Праздное время в пользу употребленное». Эти слова можно считать девизом той   образовательно­досуговой   деятельности,   которая   стала   постепенно развиваться в России. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I. В   дореволюционный   период   были   попытки   организации   детских массовых   мероприятий   и   даже   детского   внешкольного   учреждения.   В Харькове в 1895  г. открыли детский парк для игр. В 1898 г. на базе этого парка был проведен большой детский праздник деревонасаждения. Интересное внешкольное учреждение возникло в 1899 г. в Петербурге в Мраморном   дворце.   Организатором   его   был   агроном   по   образованию, преподаватель естественных наук в  Кадетском корпусе Н.А. Бартошевич. Это учреждение явилось как бы прообразом станции юных натуралистов. В праздничные дни здесь собиралось несколько тысяч детей. Просветительская   деятельность   общественных   организаций   и частных лиц. Первые внешкольные учреждения в России. Роль С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко в становлении форм внешкольной работы с детьми. В   середине   XIX   века   интересные   предложения   по   развитию внешкольной   деятельности   детей   были   высказаны  Н.И.   Пироговым.   Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся.  Великий   русский   педагог  К.Д.   Ушинский  считал,   что   «нельзя преувеличивать влияние школы на развитие ребенка. Школа не имеет права вторгаться в чуждую ей область и мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека: природы и жизни». Одной из основных задач учителя он видел в том, чтобы не только передавать знания, но и развивать в ученике желания и способность приобретать новые знания. В конце XIX века появился и термин "Внешкольная работа". Однако этим словом называли культурно­просветительную деятельность.  Первой   теоретической   разработкой   внешкольного   образования стала   книга   Василий   Порфирьевич   Вахтерова  "Внешкольное образование народа", вышедшая в 1896 году.  Наиболее   последовательную   работу   по   систематизации   всей имеющейся   информации   по   внешкольному   образованию   проделал  В.И. Чарнолуский.  Формы внешкольного образования в России (60­70­е гг. 19 века):  Воскресные   школы  –   в   них   изучали   более   широкий   круг предметов, чем в казенных школах.   Рабочие курсы  – программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе, например, Пречистинские курсы. Народные   чтения  –   преобладала   религиозно­нравственная, историческая, военная проблематика. Эти   формы   внешкольного   образования   способствовали   повышению уровня грамотности населения и его культуры. На   рубеже   Х1Х­ХХ   веков   сеть   образовательных   учреждений   России представляла   собой   несколько   типов   учреждений:   огромное   разнообразие школ, училищ, лицеев, гимназий, институтов. Но основная масса горожан не имела возможности получить начальное и, тем более, среднее образование. Сочувствуя им, лучшие представители   интеллигенции предпринимали шаги по   созданию   образовательных   курсов   для   малограмотной   молодежи. Наибольшей   популярностью   пользовались  Пречистенские   рабочие   курсы, основанные в 1897 году. В разные годы здесь преподавали И.М. Сеченов, И.Е. Репин,   Е.Б.   Вахтангов,   выступали   перед   слушателями   такие   выдающиеся артисты, как АЛ.В.Собинов и др. Таким   образом,   возникновение   внешкольного   образования   в   России относится к концу XIX века, т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности. В   основе   деятельности   внешкольных   учреждений   начала   ХХ   века лежали   стремления   передовых   российских   педагогов:   С.Т.   Шацкого,   А.У. Зеленко ­ дать обездоленным детям "детские впечатления". Станислав   Теофилович   Шацкий  (1878­1934),   –   известный   педагог экспериментатор,   автор   многих   трудов   по   проблемам   воспитания.   Свою педагогическую   деятельность   С.Т.   Шацкий   начал   в   1905г.   среди   детей   и подростков рабочих окраин Москвы. Соратником С.Т. Шацкого был известный педагог и  архитектор А.У. Зеленко  (1871­1953).   В   1903   году   Зеленко   совершил   кругосветное путешествие,   во   время   которого   посетил   в   Западной   Европе   ряд   так называемых   сеттльментов   (буквально:   культурный   поселок).   По   приезде   в Россию,   у   Шацкого   и   Зеленко   зародилась   мысль   создать   сеттельмент   для детей в Москве. Работа началась в 1905 году с создания трудового центра для детей   и  подростков.  Созданные   в   Москве   в   районе   Бутырской   слободы   и Марьиной   рощи   детские   клубы   и   детский   сад   носили   общее   название «Дневной приют для приходящих детей». К весне 1906 г. приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские. На   базе   приюта   было   организовано   культурно­просветительное общество   «Сеттльмент».   Название   общества   было   подсказано   опытом создания в Америке сеттльментов – поселений культурных интеллигентных людей   среди   бедных   слоев   населения   для   проведения   просветительской работы.   Общество   «Сеттльмент»   ставило   главной   целью   удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и   малокультурной   части   населения,   фактически   лишенной   возможности получить   школьное   образование.   Отношения   между   педагогами   и   детьми понимались   как   отношения   между   старшими   и   младшими   товари­щами. Большое   значение   придавалось   воспитанию   у   детей   чувства   товарищества, солидарности, коллективизма Педагогическая концепция общества    : • необходимость   создания   условий,   которые   помогли   бы   детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью; • • усвоение практически значимых для жизни детей знаний; отношения   между   педагогами   и   детьми   как   отношения   между старшими и младшими товарищами;  воспитание товарищества, солидарности, коллективизма;  организация детского самоуправления.  • • С   осени   1907   г.   клубы   помещались   в   специально   выстроенном   по проекту   А.У.   Зеленко   здании.   В   нем   были   оборудованы   мастерские: столярная, слесарная, переплетная, сапожная, швейная. Особые комнаты были отведены   для   занятия   рисованием,   черчением,   фотографией.   Большое помещение   заняла   библиотека.   Была   даже   оборудована   небольшая обсерватория.   В   зрительном   зале   устраивались   концерты,   ставились спектакли, проводились собрания. B 1908 году общество «Сеттльмент»   было закрыто по распоряжению правительства,   которое   увидело   в   его   деятельности   попытку   проведения социализма среди маленьких детей.  В 1909 г. С.Т. Шацкий и его коллеги создают общество «Детский труд и   отдых».   Из­за   ограниченности   средств   общество   было   не   в   состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.   В   1911   г.   общество   открыло   детскую   летнюю   трудовую   колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой). В организации этой колонии активное участие принимала Валентина Николаевна Шацкая. В этой колонии каждое лето жили 60­80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд, свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей­импровизаций, занятиям музыкой, пением. В основу воспитательной работы в колонии были положены   принципы   свободы   выбора   детьми   занятий   по   интересам, самодеятельности и самоуправления. Ставилась и решалась задача создания условий   для   развития   индивидуальных   качеств   личности   воспитанников, формирования у них ответственности, солидарности, товарищества. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний о   природе,   способствовали формированию трудовых навыков.    сельскохозяйственном   производстве, После   1917г.   С.Т.   Шацкий   развернул   теоретическую   и   опытно­ экспериментальную   работу   по   созданию   школы   нового   типа,   он   открыл первую   Опытную   станцию   по   народному   образованию,   которая   была комплексом   научно­исследовательских   учреждений,   детских   садов,   школ, внешкольных учреждений для детей, где на основе единой исследовательской программы   разрабатывались   и   на   практике   проверялись   формы   и   методы воспитания. В основу концепции С.Т.Шацкого легла идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Новаторский   опыт   С.Т.   Шацкого   –   это   идеи   о   том,   что   главным содержанием   детской   жизни   является   учение,   физический   труд,   игры, искусства,   умственная   и   социальная   деятельность.   Детская   жизнь   во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей. Таким образом, опираясь на исследования ученых, констатируем, что в конце XIX ­ начале XX века прогрессивные деятели­энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических   обществ.   В   это   же   время   появился   термин   «внешкольная работа»,   но   в   него   вкладывался   другой   смысл   ­   этим   словом   называли культурно­просветительную   работу.   Развитие   внешкольных   учреждений   в дореволюционный   период   показывает,   что,   возникнув   как   самостоятельная деятельность,   внешкольная   работа   приобрела   педагогический   статус благодаря многообразию видов, форм демократической организации детей и взрослых. Являясь   частью   социокультурной   среды,   внешкольные   объединения всегда   своей   деятельностью   реализовывали   принцип   связи   образования   с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".

Статья. "Первые внешкольные учреждения в России".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2017