Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"
Оценка 4.8

Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"

Оценка 4.8
Семинары
doc
биология
6 кл—7 кл
03.03.2019
Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"
«Организация рефлексии на уроках биологии». С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Учебная рефлексия отражает четыре сферы человеческой сущности: 1.физическую (успел – не успел); 2.сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); 3.интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4.духовную (стал лучше – хуже, созидал себя). Для чего нужна рефлексия? Для педагога: Оценка собственной работы Выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов. Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя....
рефлексия на уроках биологии.doc
Учитель биологии   МБОУ» СОШ№33» г.Энгельса Саратовской области  Чермашенцева Анжела Сергеевна             «Организация рефлексии на уроках биологии» . С опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать  класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть,  "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к  чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться.                                                  Что такое рефлексия? В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд  внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого  учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей  деятельности. Учебная  рефлексия  отражает  четыре сферы человеческой сущности: 1.физическую (успел – не успел); 2.сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); 3.интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения  испытывал); 4.духовную (стал лучше – хуже, созидал себя).                                                        Для чего нужна рефлексия?             Для педагога: Оценка собственной работы Выводы о необходимости корректировки программы, методов, приёмов. Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для  учителя. Когда проводить? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока. Виды Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию,  учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока. Эмоциональная Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело /  грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше  позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше,  значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.  Существует масса вриантов раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца  (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и  т.д. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с  классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой),  процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно  следует спросить 3­4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И  т.д. Во­первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во­вторых,  учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет  учащимся настроиться на восприятие темы. Рефлексия содержания материала Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов.  Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность  собственной работы на уроке. Рефлексия деятельности Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе  закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и  способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы. Как проводить (примеры организации работы): Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено,  тем выше поднимается нарисованный человечек. Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал  правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик  наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно  наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы  планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини­игр и одного творческого  задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков  (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко,  быстро и правильно. "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть  самую красиво написанную букву, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и  осознали, а над чем нужно еще поработать.  Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам и зададим их себе: Что я делаю? ­ С какой целью? ­ Каковы результаты моей деятельности? ­ Как я этого достигла? ­ Можно ли сделать лучше? ­ Что я буду делать дальше? Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает  довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. .

Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"

Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"

Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"

Статья по биологии на тему "Рефлексия на уроках биологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2019