Статья по этнопедагогике
Оценка 5

Статья по этнопедагогике

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
24.03.2017
Статья по этнопедагогике
В данной статье рассмотрены особенности духовного воспитания детей в семье индусов. Мы проанализировали влияние занятий йогой на здоровье и развитие ребенка. Так же в данной работе доказано мнение о том, что нам необходимо заимствовать опыт других народов при воспитании подрастающего поколения.
Статья, Чигрина А.М..docx

Чигрина Анастасия Михайловна

студентка группы НО-13

«Преподавание в начальных классах»

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Меметова С.Д.

Инженерно-педагогический колледж ГБОУВО «КИПУ»

 

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ИНДИЙСКОЙ СЕМЬЕ

 

Аннотация. В статье обоснована актуальность проблемы духовного воспитания детей в индийской семье.

Раскрыты задачи семейного воспитания, связанные с религией – индуизмом. Выявлены пути их решения и способы их формирования в процессе духовного воспитания детей в индийской семье. Определены принципы, способствующие воспитанию доброй, свободной и духовно очищенной личности.

Ключевые слова: индийская семья, воспитание, индуизм, очищение, индийская педагогическая традиция.

         Постановка проблемы. Этнопедагогика индийского народа есть духовная жизнь народа. Она очень многообразна, представляет собой свод правил жизни, традиций и обычаев. Главная цель в воспитании – творческая, духовно, интеллектуально и физически развитая личность.

         Необходимо восстановить в памяти знания о том, что такое педагогика и этнопедагогика. В педагогике речь идет о воспитании, образовании и обучении молодежи. На знаниях и опыте народа создалась народная педагогика. Возникали различные методы воспитания, они передавались из поколения в поколение. А впоследствии возникали знания, умения и навыки. Индийский народ, как и каждый, имеет свой родной язык, фольклор, национальные привычки, традиции, праздники, обряды, символы, семейно-бытовую культуру.

         Термин этнопедагогика возник в середине 70 годов ХХ века. Предложил его ученый Г.Н. Волков, который утверждал, что:                         «Этнопедагогика – это наука о народной педагогике» [2, с.35].

Следовательно, из этого мы можем сделать вывод, что народ является сокровищницей воспитания.

         Семейное воспитание в Индии тесно связано с их религией – индуизмом. А значит, ставит перед собой такие задачи:

·         Осознание своего единства с Богом;

·         Достижения чистой любви к Богу;

·         Осознание единства всего бытия;

·         Осознание своего истинного «я»;

·         Достижение совершенного умиротворения;

·         Полная свобода от материальных желаний; [1, с.85].

         Так же семейное воспитание Индии направлено на то, что бы ребёнок обладал такими нравственными качествами, как доброта, бескорыстие, причем доброта не только к людям, но и к животным, насекомым, цветам. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" – эти заповеди прочно закрепляются в сознании маленьких индусов.

         Нам необходимо знать особенности семейного воспитания других народов, в частности индийского, для того, чтобы вобрать всё лучшее из его культуры, особенностей воспитания, фольклора и передать своим потомкам.

         Данная тема является актуальной в наше время, так как в настоящий момент культура, традиции, религия Индии вызывает всё больший интерес у многих народов. Много людей начинают увлекаться йогой, медитацией и становятся вегетарианцами.

         Анализ исследований по проблеме.

Исследованиями воспитательного потенциала индийских традиций, их влияние на личность ребёнка занимались такие индийские педагоги: Айеша Рубина, Тьируналлур Карунакаран и религиозный деятель, проповедник Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада.

Цель статьи: выявить и рассмотреть особенности духовного воспитания в индийской семье.

Изложение основного материала.

Воспитание для индийской народной педагогики является первой общественной потребностью.

Традиции имеют бесценный воспитательный потенциал и несут в себе отображение индийского народа, его мировоззрение, идеологию.

         "Идеальное воспитание", на которое в древней Индии мог претендовать ребенок исключительно из высшей касты, предусматривает гармонию умственного развития (ясность суждений и рассудочное поведение), духовности (способности к самопознанию), физического совершенства (закаливание, владение собственным телом), любви к природе и прекрасному, самообладания, сдержанности [4].

          Идеалом в воспитании ребенка является сущность Бога.

         В философии индуизма существует несколько сущностей бога:

·        Бог брахман воспринимается как безличная сущность. Достигнув ее, человек обретает блаженное состояние, которое можно назвать (в буддизме) нирваной.

·        Паратигма является вездесущим проявлением бога, которое находится в каждой частичке материального мира.

·        Бхагаван – верховная личность бога, проявляющаяся в различных формах - Вишна, Кришна и т. д. [1, с. 114].

Одной из важных особенностей воспитания человека в целом является занятие йогой. В Большом толковом словаре современного русского языка Д.Н. Ушакова, понятие йога в переводе с санскрита – соединение, сосредоточение мыслей, созерцание. Религиозно-философское учение древней и средневековой Индии, в основе которой лежит разработанная система приемов и методов самоуправления психикой и физиологическими процессами человека и освобождение его от уз материальной зависимости [9, с. 326]. В сущности этого религиозно-философского учения лежит путь к познанию себя, способ приблизиться к Богу, и очищение, как организма, так и внутреннего, духовного состояния человека. Рассматривая йогу, как способ воспитания ребенка на пути к познанию и осмыслению себя, можно выявить ряд положительных качеств, способствующих правильному образу жизни. Во-первых, занятия йогой – это здоровый образ жизни: физические упражнения, которые не должны выполняться через силу и правильное питание (вегетарианство). Учеными доказано, что питание только свежими продуктами: овощи, фрукты, мед и т.д. вырабатывают в человеке добро, любовь, умение быть счастливыми. Во-вторых, умение понять свой внутренний мир, что является важной составляющей процесса воспитания ребенка. В-третьих, занятия йогой помогают избавиться от страхов, которые есть у многих детей, да и у взрослых тоже. Ключевое слово «познание себя» помогает в занятиях йогой избавиться от многих негативных мыслей, страхов, негодований, плохих привычек. Выполняя асаны, разум человека направлен на конечный успешный результат и в процессе работы все негативные мысли, страхи исчезают. Благодаря правильному выполнению асан у человека создается состояние успеха, улучшается здоровье, а значит, страхи уже не доминируют внутри его. Получается, занятия йогой могут оказать огромное положительное влияние на воспитание ребенка. С детства ребенок всецело умеет руководствоваться такими качествами как: внутренняя координация, дисциплинированность, соблюдение спокойствия, терпеливость, внимательность и усидчивость.

Одним из важных условий занятий йогой является сближение с Богом, так как правильное выполнение асан дает человеку почувствовать силу и мощь природной энергии, которая в свою очередь открывает контакт со Всевышним. Например, одним из распространенных упражнений утренней йоги является Сурья Намаскар – приветствие Солнцу. Только при правильном выполнении двенадцати положений будет достигнут эффект упражнения. В самом названии уже скрывается сближение с Солнцем, которое может наделить каждого положительным зарядом энергии.

Ежедневные занятия йогой или несколько раз в неделю  формируют сдержанную, сильную личность. В Индии практикуют йогу всей семьей, поэтому высшим результатом совместной работы будет стремление родителей научить детей правильным занятиям йогой, а дети, в свою очередь, покорно перенимают опыт. Таким образом, йога помогает создать самодостаточную личность. Ребенок, занимающийся йогой, растет добрым, любящим родителей, окружающую среду. Он способен делать благие поступки и не обижать слабых.

Воспитывая детей, индийцы преследуют цель, которая заключается в том, чтобы в будущем дети были готовы служить творцу, это называется бхакти (преданностью). Так же детей знакомят с понятием «карма», которое означает вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения.

Ещё одна цель, которую родители ставят перед собой, своими детьми – очищение. «Если вы не очистите своё существование, вам придется менять тело. Из одного тела вы будете переходить в другое. Иногда это будет более высокое рождение, а иногда – более низкое» – говорят индийцы [1, с.129].

Есть такой известный древнеиндийский афоризм: «До пяти лет обращайся с сыном, как с царем, с пяти до пятнадцати – как со слугой, после пятнадцати – как с другом». Трудно что-нибудь возразить против этой мудрости и сегодня. Индия является в большой степени «законодательницей» в отношении воспитания.

Семья – это ячейка общества, объединенная связями любви, искренности и поддержки, где большое внимание уделяется воспитанию детей. Главное в воспитании детей – это привить чувство доброты. Взрослые, своим примером доброжелательного отношения к ближним – учат детей. Терпеливость, которую проявляют в индийских семьях по отношению к детям, просто поразительна. Что бы ни случилось плохого, ни отец, ни мать, ни другие родственники никогда не покажут своё горестное состояние детям.

Приблизительно до двух лет ребёнок находится на грудном вскармливании, ночью спит с матерью, а в течении дня она повсюду носит его с собой на боку. Ребенок постоянно находится под присмотром и в контакте с матерью, поэтому роль матери в воспитании малыша велика. В возрасте двух-трех лет детей отдают в детский сад. Воспитатели и педагоги уделяют много внимания развитию творческих способностей и навыков детей, а также духовности, саморазвитию (физическому и нравственному). Учиться здесь не заставляют. Занятия проходят в форме дискуссий, которые стимулируют детей думать. «Уроки памяти», «уроки медитации», «уроки улыбки» – обычная практика в индийских школах. Действует индивидуальный подход, отсутствует соревновательность между детьми, внимание уделяется не тому, каких успехов достиг ребенок в сравнении с одноклассниками, а тому, насколько он улучшил собственные результаты [7].

Индия имеет патриархальный уклад, где мужчина является главным, несмотря на развитый культ материнства. В индийской семье присутствует разграничение отношения к детям женского и мужского пола.  Девочку готовят к главной задаче ее жизни – быть послушной женой и хорошей матерью.

Мальчик – награда для семьи, будущая опора престарелых родителей, продолжатель рода и наследник имущества. Для матери исполнять желания сына, терпеть и прощать его проделки также естественно, как во всем слушаться отца и мужа. В то же время, влияние на сына – единственная возможность для индийских матерей проявить свою власть в семье, и они ею широко пользуются. Согласно исследованиям, большинство взрослых мужчин в Индии испытывают очень сильную привязанность к матери, признают ее сильный авторитет, ищут у нее утешения и совета [6].

         Индийская педагогическая традиция, сформировавшаяся в течение тысячелетий, причем опиравшаяся на кастовую систему построения общества, может многому научить современную педагогику. Система воспитания в современной Индии вобрала в себя лучшее, что мог дать сплав индуистской, буддийской и мусульманской педагогических традиций.

  Воспитание и образование в средневековой Индии не были прерогативой государства и рассматривались прежде всего как личное дело человека и семьи в зависимости от религиозных убеждений. Помимо традиционных религиозно-философских учений брахманизма и буддизма, в рамках которых эволюционировали педагогические идеи, обучение и воспитание, заметный отпечаток на теорию и практику воспитания накладывал проникший в Индию ислам. Ислам сосредотачивал внимание на религиоведении, с прозрачным игнорированием современных наук, а система образования в свою очередь фиксируется только на современные науки, игнорируя религию [8].

В Индии существует очень колоритный и символичный праздник «Ракхи» (или «Ракша Бандан»). В храмах освещают браслеты из сплетенных нитей (ракхи), брат повязывает свой браслет сестре, а сестра брату, тем самым обещая помогать друг другу, заботиться и защищать друг друга. Это праздник сестринской любви к брату и братской заботы о сестре.

В день праздника «Ракхи» кровные сестры высылают своим находящимся вдали братьям ракхи или лично повязывают их тем, которые рядом, совершая при этом обряд «пуджи» (молитвы) о долгой жизни и благополучии брата. А взамен получают подарки. Забыть о брате в этот день – значит почти обречь его на смерть, т.к. тоненькая веревочка ракхи приравнивается по крепости к железной цепи, охраняющей сестринской любовью и верой брата от любых невзгод.

Древняя традиция гласит, что данная связь возлагает на брата ответственность защищать сестру на протяжении всей жизни, а так же и в последующих.

Эта особенная связь даёт мужчинам очень большую честь, поскольку, чем больше ракхи-сестёр у него есть, тем сильнее он становится, потому что сёстры поддерживают его.

Заключение.  Если обобщить все, о чем шла речь в этом исследовании, то можно сделать выводы: с уважением, любовью и интересом надо относиться к каждому прошлому, этнопедагогическое наследие индийского народа на современном этапе является очень разнообразным и богатым. Духовное воспитание индийцев имеет свои особенности, характерные черты, которые позволяют выявить своеобразие народа.

Важно изучать нравственные идеи и вытекающие из них педагогические взгляды народа, поддерживая идею воспитания подрастающего поколения на основе опыта предыдущих.

Воспитание детей в индийской семье несет нравственный и духовный характер. Это и есть главная задача человека – вырастить и воспитать осознанного и высоконравственного ребенка, принимающего законы Божьи. Соблюдение традиций, четкое следование им, почтение родителей, духовное развитие, занятия йогой способствуют успешности в воспитании ребенка индийской семьи.

Многие родители сегодня стараются дать своим детям лучшее образование, развитие и правильное общение. Популярным является занятие йогой, из многих сложных видов спорта, ныне выбирают йогу и в этом есть определенный успех. Так как этот вид занятий является залогом тесного общения родителей и ребенка, умением освоиться в обществе и стремлением к здоровому образу жизни.

Необходимо изучать и заимствовать особенности воспитания детей у других народов, так как это поможет нам организовать воспитательный процесс максимально эффективно, что в следствии даст подрастающему поколению стать на ступеньку выше во всестороннем развитии.

 

 

Список использованной литературы

 

1.     Бхактиведанта Свами Прабхупада, А.Ч. Путешествие вглубь себя  /  А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада; пер. с англ. – М. : The Bhaktivedanta Book Trust, 2015. – 384 с.

2.     Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /  Г.Н. Волков. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

3.     Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания / Б. З. Вульфов. – М.: Новая шк., 1994. – 79 с.

4.     Герасёв А. Д. Образование в Индии / А. Д. Герасёв // Вестник педагогических инноваций.  – 2009.  – №3(18). – С.103-113 .

5.     Кант И. Религия в пределах только разума / И. Кант. Трактаты и письма. – СПб., 1996.

6.     Коганович А. А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем //  Педагогика. – 2016. – №7. – С.46-50 .

7.     Семеко Г. В. Интернационализация образования в Индии  /  Г. В. Семеко // Экономика образования.  – 2009. – №3(52). – С.104-106 .

8.     Семеко Г. В. Образование и воспитание в Индии: современное состояние и перспективы развития /  Г. В. Семеко // Экономика образования.  – 2008. – №6(49). – С. 97- 101.

9.     Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. – М.: Изд-во «АСТ», 2009. – 1280с.

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Чигрина Анастасия Михайловна студентка группы

Чигрина Анастасия Михайловна студентка группы

Термин этнопедагогика возник в середине 70 годов

Термин этнопедагогика возник в середине 70 годов

Рубина, Тьируналлур Карунакаран и религиозный деятель, проповедник

Рубина, Тьируналлур Карунакаран и религиозный деятель, проповедник

Богу, и очищение, как организма, так и внутреннего, духовного состояния человека

Богу, и очищение, как организма, так и внутреннего, духовного состояния человека

Ежедневные занятия йогой или несколько раз в неделю формируют сдержанную, сильную личность

Ежедневные занятия йогой или несколько раз в неделю формируют сдержанную, сильную личность

Приблизительно до двух лет ребёнок находится на грудном вскармливании, ночью спит с матерью, а в течении дня она повсюду носит его с собой на боку

Приблизительно до двух лет ребёнок находится на грудном вскармливании, ночью спит с матерью, а в течении дня она повсюду носит его с собой на боку

Воспитание и образование в средневековой

Воспитание и образование в средневековой

Духовное воспитание индийцев имеет свои особенности, характерные черты, которые позволяют выявить своеобразие народа

Духовное воспитание индийцев имеет свои особенности, характерные черты, которые позволяют выявить своеобразие народа

Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб

Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017