Статья по физическому воспитанию : Филин Алексей Николаевич "Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ"
Оценка 4.6
Особые потребности
docx
физическая культура
6 кл
26.11.2018
Данный материал напечатал мой коллега воспользовавшись данным компьютером. Он является прекрасным педагогом,
с многолетним стажем работы с детьми с ОВЗ на базе "Детская психиатрия". В своей статье он пишет как влияют занятия физической культуры на таких учащихся, как улучшаются их деятельность на других предметах.
Статья.docx
Статья
Филин Алексей Николаевич
Особенности преподавания
физкультуры детям с ОВЗ
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с
ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что
специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее
коррекционнокомпенсаторная сторона, в том числе и процесса физического
воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются
в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического
развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей
являются главным условием подготовки его к жизни.
Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и
недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых
(П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.).
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и,
представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на
исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной
реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной
реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными
становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные
возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного
подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном
развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц,
одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Методические рекомендации по преподаванию физкультуры
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера
двигательных нарушений позволяет разрабатывать научнометодические основы
обучения физической культуре и спорту,
физического воспитания,
коррекционной педагогики. Актуальность этого положения обусловлена важной
ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и
психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике
(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног
при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами,
что и интеллектуальный дефект нарушением аналитикосинтетической
деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого
лежит органическая патология корковых зон двигательнокинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в
структуре заторможенного умственного развития человека. Устранение
двигательных нарушений или их совершенствование способствует развитию
аналитикосинтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека.
Моторика влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных
функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического
состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно
направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие
психические функции, на функции анализаторов. В свою очередь процесс
физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы ученики
осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать,
проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации
движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы
контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы
в достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно
раскрывать сущность и необходимость занятий физической культурой,
формировать положительное отношение к ним.
Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического
воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и активизацию
познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их
кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых
школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних
органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей,
является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической
культуры является: формирование потребностей занятий физическими
упражнениями,
повышение трудоспособности,
интеллектуальное, психическое развитие.
укрепление здоровья,
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.
В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется
своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития,
профессиональноприкладная подготовленность к труду, усвоение правил и
норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из
этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их
физическим и психическим возможностям и участие в специальных
соревнованиях и Параолимпийском движении.
Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно
важное значение.
На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания,
предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для
инвалидов всех возрастов и нозологических групп, а именно занятия по
физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и
называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по
адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005).
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно
значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих
отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя
физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим
состоянием.
Список использованной литературы
1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс;
200248 с.
2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании
М.; Академия; 2002.176
3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под
редакцией С. П. Евсеева. М. : Советский спорт.Том 1; 2005.
4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта /
Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.М.: Академия; 2004.
11.11.2018
Г.СПетербург
Статья по физическому воспитанию : Филин Алексей Николаевич "Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ"
Статья по физическому воспитанию : Филин Алексей Николаевич "Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ"
Статья по физическому воспитанию : Филин Алексей Николаевич "Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.