Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"
Оценка 4.8

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Оценка 4.8
Научные работы +1
doc
математика
Взрослым
28.07.2018
Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"
В статье представлена актуальность использования АМО на уроках математики, определение познавательных УУД, приемов обучения. Рассматриваются примеры использования АМО на уроках математики для формирования познавательных УУД. Примеры АМО: проблемный семинар, кейс-технология, анализ конкретных ситуаций, кластер, инсерт, чтение по стопам, синквейн, которые относятся к приемам работы с текстовыми источниками информации.Работу выполнила студента 4 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Вагина В.В. - статья.doc
УДК 372.851 ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Соликамск Вагина В.В., Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале математики) В   процессе   обучения   математики   особенно   важно   замотивировать учеников к изучению предмета, держать их внимание на протяжении всего урока и   максимально   активизировать   познавательную   деятельность   обучающихся. Использование активных методов обучения позволит решить данные проблемы. Но главным остается и тот факт, что мало просто дать математически знания, необходимо   сформировать   и   метапредметные   результаты,   а   именно познавательные универсальные учебные действия (УУД). Л.В. Гевци [1] отождествляет познавательные УУД с системой способов изучения окружающего мира, построением самостоятельного процесса поиска, исследования и комплекса операций по обработке, систематизации, обобщению и   применению   найденной   информации.  Как   известно,   формирование познавательных   УУД   должно   происходить   на   каждом   этапе   урока:   изучение нового   материала,   его   закрепление   и   формирование   компетенций,   умений   и навыков, обобщение и систематизация, контроль и оценка результатов обучения. Л.Г. Шестакова предлагает для этого использовать самостоятельную работу [5] и материал из истории математики [4]. Как отмечает Е.Д. Панова [3], прием представляет собой определенный способ   деятельности   обучающихся   для   достижения   конкретной   задачи.   Она выделяет 8 основных приемов: работы с текстовыми источниками информации; работы с тестами; приёмы работы с картографическими материалами; работы со статическими   иллюстративными   материалами;   работы   с   динамическими экранными материалами; игровые приёмы; вербальные приёмы обучения; работы со статическими материалами. Далее рассмотрим приёмы работы с текстовыми источниками информации, который можно использовать с активными методами обучения следующим образом.  Во­первых,   один   из   видов   активных   методов   обучения   является проблемный семинар. Его можно использовать, например, при подготовке к ЕГЭ по математике предоставить детям возможность самим подготовить материал по   темам   «Планиметрия:   вычисление   длин   и   площадей,   задачи,   связанные   с   «Простейшие   уравнения»,   «Производная   и   первообразная», углами», «Стереометрия»,   «Неравенства»   и   др.   Тем   самым   обучающиеся   не   только закрепят свои знания, но и смогут структурировать всю информацию и обсудить сложные моменты темы. Второй   метод,   который   можно   применить,   это   кейс­технология. Например,   такой   вид   АМО   можно   использовать   при   изучении   темы «Моделирование   реальной   ситуации   с   помощью   системы   двух   линейных уравнений   с   двумя   переменными».   Здесь   ученикам   необходимо   будет поработать с текстом, выделить главное и решить проблемную ситуацию. Таким образом будет происходить развитие умений моделировать реальные ситуации и делать соответствующие выводы. Третий   метод   –   это   анализ   конкретных   ситуаций.   Е.В.   Зарукина   [2] отмечает,   что   он   схож   с   кейс­технологией   и   предлагает   проанализировать обучающимся   предложенную   ситуацию,   возникающую   при   конкретном положении дел и выработать практическое решение. Например, можно детям дать отчет о финансовых результатах какого­либо предприятия в их городе, где им необходимо будет проанализировать ситуацию, посчитать прибыль (убыток) и предложить варианты, как можно улучшить ситуацию или увеличить прибыль предприятия. Следующий активный метод обучения, который часто используется, это кластер.   Кластер   —   очень   эффективный   метод   для   структурирования информации.   Например,   при   обобщении   тем   о   функциях   можно   предложить ученикам   составить   кластер,   где   они   отразят   виды   функций,   их   графики, свойства,   практическое   применение.   Также   обучающимся   будет   интересно составить   кластер   при   изучении   геометрических   фигур.   Более   того,   можно составить один обобщенный кластер по всей теме либо несколько маленький кластеров по каждой геометрической фигуре. Далее инсерт — АМО, который направлен на непосредственную работу с текстом учебника. Такой метод можно использовать на уроке математики, если изучается   несложная   тема.   Ученикам   будет   легко   самим   разобраться   с материалом и выделить информацию, которая была для них новой, непонятной, противоречивой   или   уже   знакомой.   Тем   самым   они   научатся   выделять необходимую и основную информацию, структурировать её в нужной форме, выявлять существенные и несущественные признаки. Еще один вид АМО, который можно применить, это чтение по стопам. Его используют, когда требуется решить сложную текстовую задачу по математике. Учитель   делит   задачу   на   несколько   частей,   после   прочтения   обучающимися одной части задачи учитель задает вопросы по прочитанному тексту. Например, «что   уже   известно   из   прочитанного?»   или   «что   необходимо   найти?».   Таким образом,   большая   и   сложная   задача   анализируется   по   частям   и   ученикам   в дальнейшем легче найти подходящий способ решения. И наконец синквейн. Например, можно предложить ученикам составить синквейн по теме «Линейная функция». Примерный вариант, который может получиться:   функция;   убывающая   или   возрастающая;   подставляем,   считаем, чертим; линейная функция играет важную роль; зависимость. Такой вид АМО позволяет   структурировать   информацию   по   конкретной   теме   или   понятию   и лучше её запомнить. Таким   образом,   используя   вышеперечисленные   активные   методы обучения, у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, т.е. они научатся читать с комментариями, перефразировать текст, осуществлять поиск информации с помощью современных технологий, выбирать нужную информацию и её структурировать, составлять описания для объектов, искать ответы на вопросы, составлять опорные и логические схемы и   исправлять   ошибки,   осуществлять   аналитико­синтетическую таблицы, деятельность и уметь сравнивать и устанавливать причинно­следственные связи.  Список использованной литературы: 1. Гевци Л.В. К вопросу формирования универсальных учебных действий на уроках   математики   в   5   классе   //   Певзнеровские   чтения.   –   Амурский гуманитарно­педагогический государственный университет. №1. 2016. – С. 9 – 14. 2. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению:   учеб.­метод.   пособие   /   Е.   В.   Зарукина,   Н.   А.   Логинова,   М.   М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с. 3. Панова Е.Д. Методы и приёмы организации образовательной деятельности обучающихся   [Электронный   ресурс]   //   Средняя   общеобразовательная   школа №32.   URL   http://www.bratsk­school32.ru/index.php/fgos/156­metody­i­prijomy­ organizatsii­ (дата обращения: 04.12.2017). 4. Шестакова   Л.Г.  Использование   материала   по   истории   математики   для формирования универсальных учебных действий // Письма в Эмиссия.Оффлайн: электронный научный журнал. 2013. № 4. С. 1986. 5. Шестакова Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроках математики // Математическое образование. Сборник докладов международной конференции. – Ереван. – 2016. – С. 118­121. © В.В.Вагина, 2018

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"

Статья по методике преподавания математике на тему "Приемы работы с текстовыми источниками информации как средство формирования познавательных УУД"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2018
Посмотрите также: