Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"
Оценка 4.9

Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"

Оценка 4.9
Научные работы +1
doc
математика
Взрослым
24.07.2018
Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"
В данной статье рассматриваются цели, которых можно достичь с помощью задач практического содержания, например, 1) формирование умения решать задачи, которые могут встретиться каждому человеку в повседневной жизни, 2) показать важность и практическую нужность изучения математики, 3) помощь для сдачи ОГЭ или ЕГЭ, 4) повышение мотивации обучения у обучающихся 5) приобретения надежных неформальных знаний не только по математике, но и по другим дисциплинамРаботу выполнила студента 3 курса СГПИ филиала ПГНИУ Вагина Вероника Витальевна
Вагина В. Возможности задач с практическим содержанием.doc
Вагина В.В. ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Соликамский государственный педагогический институт, г. Соликамск, Россия [email protected] Научный руководитель: Шестакова Л.Г., кандидат педагогических наук, доцент ВОЗМОЖНОСТИ ЗАДАЧ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ Значительный   вклад   в   развитие   использования   задач   с   практическим   содержанием   в   процессе обучения математики внес И.М. Шапиро, который в своей книге «Использование задач с практическим содержанием  в преподавании  математики» под математической  задачей  с практическим содержанием понимает «задачу фабула которой раскрывает приложения математики в смежных учебных дисциплинах, знакомит  с её  использованием  в организации,   технологии  и экономике  современного  производства,  в сфере обслуживания, в быту, при выполнении трудовых операций» [5, с.5]. В процессе обучения математики практические задачи позволяют достичь немало важных целей. Во­первых,   одна   из   главных   целей,   которая   достигается   с   помощью   решения   таких   задач,   — формирование   умения   решать   задачи,   которые   могут   встретиться   каждому   человеку   в   повседневной жизни. Это действительно важно, потому что люди постоянно сталкиваются с решением тех или иных ситуаций.   Для   того,   чтобы   в   реальной   жизни   ученики   могли   не   бояться   встретившихся   на   их   пути проблем, знали с чего начать решение ситуации, как действовать и какое решение лучше предпринять, необходимо   в   школьном   курсе   разбирать   такие   задачи,   которые   будут   отражать   реальную действительность и которые можно с легкостью решить математическими методами. Во­вторых, довольно значительной целью является то, что учитель должен показать обучающимся важность и практическую нужность изучения  математики  на примере практических  задач.  Например, экономические задачи с практическим содержанием формируют у учеников не только математические навыки, но и подготавливают их к реальной жизни, учат экономики бережливости. С помощью такого вида задач школьники научатся рассчитывать расходы семьи за услуги ЖКХ, рассчитывать экономическую выгоду от установления счетчиков или от использования энергосберегающих приборов и многое другое, что, безусловно, встретится каждому в повседневной жизни. В­третьих, решение  задач  практического  содержания  в короткой  перспективе пригодится для сдачи ОГЭ или ЕГЭ, а в долгой перспективе пригодится в любой профессии либо увлечении, потому что решать и ставить задачи  людям  приходится постоянно,  чем бы они не занимались. Давно  всем известно,   что   образцы   заданий   по   различным   экзаменам   можно   найти   во   многих   источниках.   В последнее время интерес к практическим задачам только увеличивается, потому что они интенсивно включаются в содержание  ОГЭ и ЕГЭ [3].  Разумеется,  многие  школьники  волнуются  и переживают перед  экзаменами  в 9  и 11  классах,   поэтому учителю  необходимо с учениками  в классе  разбирать данные задачи, опираясь на банки заданий или демо­версии экзаменов прошлых лет. Учитель должен показать, что научиться решать задачи с практическим содержанием может каждый и дополнительные баллы за ОГЭ или ЕГЭ никому не помешают. Также можно отметить еще одну цель, достигаемую с помощью практических задач, — повышение мотивации   обучения   у   обучающихся.   Непременно,   желаемый   процесс   обучения   математике   будет способствовать  достижению  наиболее лучших  результатов в учебе. Чтобы  добиться  такого  обучения, изначально необходимо мотивировать учеников тем, что полученные новые знания будут необходимы и полезны для них в дальнейшем. Например, задачи с практическим содержанием, опирающиеся на историю, создадут   эмоциональный   настрой  в   классе,   вызовут   интерес   к   новой   теме.   К   тому   же,   для   большей стимуляции  детей  к  обучению  можно  использовать  задачи  с  необычной формулировкой,   ссылаясь  на древний   источник.   Также   для   мотивации   можно   использовать   практические   задачи,   которые   будут проиллюстрированы с помощью компьютерной техники,  способствующей  творческому умению решать задачи, устойчивой мотивации получения нового знания [4]. Кроме того, можно отметить, что при решении задач практического содержания достигается цель приобретения надежных неформальных знаний не только по математике, но и по другим дисциплинам [1], потому что в такой задаче может содержаться различная информация из разных областей знаний. Тем самым   у   обучающихся   расширятся   кругозор   знаний   и   увеличиваются   познавательные   возможности. Вдобавок,   благодаря   практическим   задачам   у   школьников   воспитывается   трудолюбие, самостоятельность,   настойчивость,   активность,   достоинство   личности,   формируется   когнитивный интерес, также они помогают выработать и отстоять свою точку зрения [4]. В учебнике Алгебры 7 класса (А.Г. Мордкович) приведена следующая задача: «сколько рулонов обоев необходимо приобрести для того, чтобы оклеить стены квадратной комнаты, высота которой равна 3 м, площадь пола — 9 м2, окна — 1,5 м2, двери — 1,8 м2, если одним рулоном можно оклеить 7,2 м2?» [2, с.85]. Нетрудно заметить, что данная задача описывает реальный случай из повседневной жизни, потому что многие из нас сталкивались с ремонтом, а кому­то, может быть, придется еще столкнуться. Для   ученика   7   класса   умение   решать   приведенную   задачу   будет   весьма   полезным,   потому   что   в будущем   это   может  пригодиться   ему   в  жизни.  К  тому  же  с   помощью   данной  задачи   обучающийся поймет   важность   изучения   математики,   и,   как   следствие,   это   повысит   его   мотивацию   к   обучению. Также   никто   не   исключает   того   факта,   что   приведенная   задача   может   попасться   в   ОГЭ   или   ЕГЭ. Следовательно,   на   примере   всего   одной   задачи   учитель   может   показать   ученикам   огромные возможности решения практических задач. Таким   образом,   задачи  с   практическим   содержанием   позволяют  достичь   немаловажные   цели   в обучении математики, поэтому учителям стоит чаще заострять внимание на таких задачах и решать их с учениками.   Необходимо   отметить,   что   возможности   задач   с   практическим   содержанием   зависят   от приемов работы, используемых учителем. Литература 1. Егупова М.В. Использование практических задач в обучении геометрии // Математика в школе. 2011. №10. С. 39 — 44. 2. Мордкович   А.Г.   Алгебра.   7   класс.   В   2   частях.   Часть   2.   Задачник   для   учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г. Мордкович и др.]; под редакцией А.Г. Мордковича. — 17­е издание, стер. — М.: Мнемозина, 2013. — 217 с. 3. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Задачи с практическим содержанием как средство формирования геометрических представлений учащихся // Математика в школе. 2013. №6. С. 19 —25. 4. Соболев С.К. Роль и место прикладных задач в обучении математики. [Электронный ресурс] // Роль и место прикладных задач в обучении математики. URL https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee (дата обращения: 04.11.2016). 5. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 96 с. Аннотация.   Вагина   В.В.  Возможности   задач   с   практическим   содержанием   в   процессе обучения математики Задачи с практическим содержанием играют важную роль и занимают главное место в процессе обучения математики. В данной статье рассматриваются цели, которых можно достичь с помощью задач практического содержания. Ключевые   слова:  задача   с   практическим   содержанием,   процесс   обучения,   возможность,   цель, мотивация mathematics  Summary. VaginaV.V. The possibilities task with practical  content in  the process of learning Tasks with practical content plays an important role and occupy a commanding position in the process of learning mathematics. This article discusses the objectives that can be achieved through the tasks with practical content. Key words: a task with the practical content, the learning process, possibility, objective, motivation

Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"

Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"

Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"

Статья по методике преподавания математике на тему "Возможности задач с практическим содержанием в процессе обучения математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2018
Посмотрите также: