Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль.
По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке».
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.
Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.
Проблемы преподавания русского
языка в современной школе.
Учитель русского языка и литературы Сенчило
Лариса Дмитриевна
Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому
языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично
выражать мысль.
По мнению психологов, интерес это «такое эмоциональное отношение учащихся к
предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение
этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их
внимании и активности на уроке».
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок
развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие
педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит
справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги.
Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают
детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов интерактивные методы
обучения.
Интерактивное обучение способ познания, основанный на диалоговых формах
взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение,
в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это
метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко).
Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах.
Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: познавательную,
которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативноразвивающую, в
процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами
данной группы; социальноориентационную, воспитывающую гражданские качества,
необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе.
В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку в
последние годы стало популярным активное внедрение в учебный процесс технологии
критического мышления, сущность которой заключается в создании условий для
творческой самореализации учащихся. Основа данной технологии — трёхфазовая
структура урока (вызов, осмысление, рефлексия), которая повторяет процесс восприятия
информации.
Стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод
заучивания, текстуального запоминания порождает отрицательное отношение к учению.
Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в блоки и опорные
конспекты, появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого материала
без перегрузки учащихся.
Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка отводится подбору
дидактического материала, чтобы он был воспитывающим, доступным, интересным,
занимательным.
Неотъемлемой частью современного образовательного процесса и современного урока
стали информационнокоммуникационные технологии. Сегодня педагоги имеют
возможность применять на уроке самые разные медиасредства: компьютер, проектор,
экран, интерактивную доску, обучающие программы. После таких уроков изученный
материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю
стимулировать познавательную активность школьника.
1Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности
учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику
учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее
распространенных видов исследовательского труда школьников сегодня является метод
проектов,
Проект это деятельность одного ученика или группы, в которой обучающиеся
самостоятельны и активны на протяжении всего цикла, сами придумывают и планируют
работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей. Завершается
работа над проектом вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они
включены в игровую ситуацию. Психологи утверждают, что дети младшего школьного и
подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. На уроках русского
языка необходимо применение дидактических игр.
Особой популярностью пользуются нетрадиционные уроки, урокипраздники: активны все
учащиеся класса, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим
коллективом.
Уже несколько лет коллектив нашей школы разрабатывает компетентностные подходы к
содержанию оценочного акта педагога. Считаем, что главное при компетентностном
подходе – приближение ученика к самооценке, рефлексивной оценке собственной
деятельности.
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим
компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее
продвижение ребенка в развитии ключевых компетенций.
Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое
творчество, свой методический почерк.
Чтобы урок был интересным, я придерживаюсь следующих правил:
Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!
положительный эмоциональный настрой, с улыбкой легче решать проблемы;
главный на уроке – ученик, и он должен знать, что его в школе любят, ему верят, его
прощают;
учитель должен не столько учить, сколько помогать школьнику учиться;
учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития и активизации
познавательной деятельности ученика.
2