Статья по русскому языку на тему: Проблемы преподавания русского языка в современной школе.

  • Разработки курсов
  • Семинары
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выражать мысль. По мнению психологов, интерес - это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке». Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги. Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов - интерактивные методы обучения.
Иконка файла материала работа.docx
Проблемы преподавания русского языка в современной школе. Учитель русского языка и литературы Сенчило Лариса Дмитриевна Одна из серьезнейших проблем школы – резкое падение интереса учащихся к русскому  языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично  выражать мысль. По мнению психологов, интерес ­ это «такое эмоциональное отношение учащихся к  предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение  этим предметом. Внешне это отношение выражается в любознательности учащихся, в их  внимании и активности на уроке». Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы урок  развивал мыслительную активность учащихся, познавательный интерес? Какие  педагогические технологии позволяют раскрыть ребенку знания, которые учитель оценит  справедливо? Над этими вопросами работали, работают и будут работать многие педагоги. Существует множество разнообразных приемов организации занятий, которые помогают  детям проявить свои способности. Один из эффективных приемов ­ интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение ­ способ познания, основанный на диалоговых формах  взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение,  в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это  метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С.Дьяченко). Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в парах и малых группах.  Групповая форма обучения одновременно решает три основные задачи: познавательную,  которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно­развивающую, в  процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами  данной группы; социально­ориентационную, воспитывающую гражданские качества,  необходимые для адекватной социализации ребенка в сообществе. В рамках достижения нового качества подготовки школьников по русскому языку в  последние годы стало популярным активное внедрение в учебный процесс технологии  критического мышления, сущность которой заключается в создании условий для  творческой самореализации учащихся. Основа данной технологии — трёхфазовая  структура урока (вызов, осмысление, рефлексия), которая повторяет процесс восприятия  информации. Стремительно нарастает объём изучаемого материала и его теоретический уровень. Метод  заучивания, текстуального запоминания порождает отрицательное отношение к учению.  Опыт показывает, что если теоретический материал группируется в блоки и опорные  конспекты, появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого материала  без перегрузки учащихся. Большая роль в развитии интереса к урокам русского языка отводится подбору  дидактического материала, чтобы он был воспитывающим, доступным, интересным,  занимательным. Неотъемлемой частью современного образовательного процесса и современного урока  стали информационно­коммуникационные технологии. Сегодня педагоги имеют  возможность применять на уроке самые разные медиасредства: компьютер, проектор,  экран, интерактивную доску, обучающие программы. После таких уроков изученный  материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю  стимулировать познавательную активность школьника. 1Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности  учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику  учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее  распространенных видов исследовательского труда школьников сегодня является метод  проектов, Проект ­ это деятельность одного ученика или группы, в которой обучающиеся  самостоятельны и активны на протяжении всего цикла, сами придумывают и планируют  работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей. Завершается  работа над проектом вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они  включены в игровую ситуацию. Психологи утверждают, что дети младшего школьного и  подросткового возраста испытывают большую потребность в игре. На уроках русского  языка необходимо применение дидактических игр. Особой популярностью пользуются нетрадиционные уроки, уроки­праздники: активны все  учащиеся класса, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим  коллективом. Уже несколько лет коллектив нашей школы разрабатывает компетентностные подходы к  содержанию оценочного акта педагога. Считаем, что главное при компетентностном  подходе – приближение ученика к самооценке, рефлексивной оценке собственной  деятельности. Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим  компетентностному подходу, является портфолио, наглядно характеризующее  продвижение ребенка в развитии ключевых компетенций. Современный урок – это педагогическое произведение, учитель вносит в него свое  творчество, свой методический почерк. Чтобы урок был интересным, я придерживаюсь следующих правил: Так не будем же забывать, что на уроке жизнь ребенка продолжается!     положительный эмоциональный настрой, с улыбкой легче решать проблемы; главный на уроке – ученик, и он должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают; учитель должен не столько учить, сколько помогать школьнику учиться; учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития и активизации  познавательной деятельности ученика. 2