Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Оценка 4.7
Семинары
doc
информатика +1
1 кл—4 кл
28.03.2017
ИКТ– компетентность является фундаментом для формирования УУД в начальной школе. Без применения ИКТ формирование УУД в полном объеме невозможно.
Изучив все требования Стандарта, была составлена программа «Формирования универсальных учебных действий» на ступени начального общего образования», которая содержит « Подпрограмму «Формирования ИКТ- компетентности»
Цель программы: описать область применения ИКТ, входящие в те или иные УУД и соответствующие им технические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов (где формируется предметная ИКТ-компетентность) и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий (через содержание внеурочной деятельности).Статья .Выступление на семинаре по теме "Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.Подпрограмма. К выступлению есть презентация. Составила учитель начальных классов (завуч) Софронова Л.В.
статья -выступление- Софронова Л.В.doc
Выступление на семинаре по теме «Формирование ИКТ –компетентности
обучающихся»
Софронова Л.В., учитель( завуч) начальных классов
Подпрограмма формирования ИКТкомпетентности обучающихся
Одним из основных положений нового Стандарта является формирование
универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации
Стандарта.
ИКТ– компетентность является фундаментом для формирования УУД в
начальной школе. Без применения ИКТ формирование УУД в полном объеме
невозможно.
Изучив все требования Стандарта, была составлена программа
«Формирования универсальных учебных действий» на ступени начального
общего образования», которая содержит « Подпрограмму «Формирования
ИКТ компетентности»
Цель программы: описать область применения ИКТ, входящие в те или иные
УУД и соответствующие им технические навыки, которые формируются в
контексте изучения различных учебных предметов (где формируется предметная
ИКТкомпетентность) и в рамках надпредметной программы по формированию
универсальных учебных действий (через содержание внеурочной деятельности).
Подпрограмма
«Формирования ИКТкомпетентности обучающихся
начальной школы»(метапредметные результаты) составлена в соответствии с его
структурой, которая включает обязательные Разделы
Знакомство со средствами ИКТ
Запись, фиксация информации
Создание текстов с помощью компьютера
Создание графических сообщений
Редактирование сообщений
Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся
Создание структурированных сообщений
Представление и обработка данных
Поиск информации
Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности
И требования:
* к результатам освоения основной образовательной программы НОО;
учитывая условия (Ресурсы) для реализации основной ОП НОО:
кадровые,
материально технические, информационно методические ресурсы,
финансовые и другие.
Для их формирования ИКТкомпетентности исключительную важность
имеет использование информационнообразовательной среды, в которой
планируют, фиксируют и анализируют свою деятельность и результаты все
участники образовательного процесса.
Все это направлено на достижение ожидаемых результатов в соответствии с
новыми стандартами : _
При освоении личностных действий ведётся формирование:
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в
таких общеучебных универсальных действиях, как:
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных
учебных действий.
Проанализировав, условия для реализации подпрограммы:
В первую очередь – кадровые
1) учителя начальных классов :
имеют среднее специальное образование 60%;
курсовая подготовка «Применение ЭОР в учебном процессе»100%
2) учитель информатики высшее образование ,курсовая подготовка 100%
За последние 23 года, повышая свою профессиональную подготовку или переподготовку из уст преподавателей
ИРО и пединститутов звучат одни и те же слова Мак Кинси «Качество системы образования не может быть
выше уровня работающих в ней учителей» .
И не только, я думаю, для нас актуальны такие его слова «…умение привлечь к учительской профессии
подходящие кадры является решающим условием повышения качества образования»
Во вторых материально технические и информационно методические:
Школа обеспечена УМК « Планета Знаний» и УМК «Информатика и ИКТ»
Н.В.Матвеевой на 100 %
Слайд
пришли к следующему, что решение задачи формирования ИКТ
компетентности должно проходить как на занятиях по отдельным
учебным предметам, строго в соответствии с программами по предметной
линии
УМК «Планета знаний», которые обеспечивают формирование
информационной грамотности
работу с информацией,
представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема,
учащихся: карта), добывание информации, ее сбор, выделение существенной информации из
различных источников. Одним из часто встречающихся заданием в учебниках
УМК «Планета знаний» является «информационный поиск) в
но основную роль в формировании ИКТ компетентности отводим через
введение программы внеурочной деятельности «Информатика и
ИКТ»
в 14 классах через УМК «Информатика и ИКТ» Н.В.Матвеевой.
Основой программы по информатике является то, что каждый учащийся,
оканчивающий начальную школу должен овладеть информационной
компетентностью, значит «готовностью учащегося использовать усвоенные
знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
обработки информации (использование заданных схем организации и классификации
информации);
интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая
резюмирование, сравнение, сопоставление);
оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности
информации);
создания информации (адаптация, сочинение информации) и т. д.»
По всем учебным предметам и внеурочной деятельности составлены рабочие
программы в соответствии со структурой , предложенной в ООП НОО
Содержание, структура и организация учебного материала, дидактический,
методический аппарат учебников в УМК «Планета знаний» и «Информатика и ИКТ»
направлены на достижение
личностных, метапредметных и предметных
результатов развития ученика на основе усвоения универсальных учебных действий
(УУД) и обеспечивают важнейшее требование новых образовательных стандартов
сформировать положительную мотивацию к получению знаний.
Механизм формирования УУД направлен на развитие способностей учащихся к
самоорганизации,
самосовершенствованию.
Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным,
системным процессом, который реализуется через все предметные области УМК
«Планета знаний» и внеурочную деятельность.
саморегуляции,
саморазвитию,
ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ПЛАНЕТА Знаний и
УУД»
Проектная деятельность расширяет дидактические возможности учебников , ей
отводится особая роль в формировании универсальных учебных действий
учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) через программу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
с 1 по 4 класс.
Проектная и исследовательская деятельность один из личностно
ориентированных способов организации самостоятельной деятельности
учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в
себе проблемный подход, групповые формы организации процесса,
рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие
методики.
используются:
В учебной и внеурочной деятельности
* программное интерактивное оборудование,
* учебные игровые программы,
*обучающие и тренажёрные программы,
* лабораторное оборудование системы «PROLOG»
Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером как правило, осуществляется в
процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ
Современные технологии, формы и методы используемые для развития
ИКТ – компетентности
дифференцированное обучение,
коллективное взаимообучение,
проблемно поисковый ,
метод проектов, игровое обучение,
творческая мастерская
таблицы и диаграммы,
компьютерное тестирование,
автоматизация математических навыков
и Виды задания
формы и методы
работа в парах
самостоятельная работа с источником информации
диалог, беседы
• Обучение игровым действием;
• проблемность содержания;
• методы, стимулирующие общение, само и взаимопознание;
• развитие фантазии и воображения;
• рассмотрение в ходе игры ключевой проблемы с различных точек зрения;
• реализация через игру конкретной учебной задачи
Презентация УМК
подготовка текста доклада, реферата,
написание сочинении, собирание скороговорок и.т.д
Происходит обучение учащихся созданию презентаций, видеофильмов ( с
помощью программного обеспечения) – это одна из форм обучения, стимулирующих
учащихся к творческой деятельности .
Развитие ИКТ – компетентности учащихся происходит и через
участие в конкурсах, дистанционных олимпиадах «ЭМУ специалист»,
«Почитайка», «Грамотей», «Кириллица» и другие – прекрасный способ не только
сформировать мотивацию к обучению, но и сделать познавательную деятельность целенаправленной.
Задания конкурса разработаны с учётом формирования универсальных учебных действий, развития
разных типов мышления, надпредметных компетенций: которые позволяют достичь сразу нескольких
важных образовательных целей:
Система оценки достижения планируемых результатов
Учебные программы по предметам содержат планируемые результаты обучения (личностные,
регулятивные, коммуникативные, познавательные), тематическое планирование содержит
описание учебной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Обеспеченность электронными приложениями к учебникам позволяет вести преподавание с
использованием современных технологий по всем предметам
Мониторинг предметных результатов осуществляется по Комплексной работе,
которая проводится в тетрадях УМК «Планета Знаний» «Итоговые
проверочные работы» ( на отдельных листах)
Мониторинг личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных
действий будет осуществляться по работам учащихся в рабочих тетрадях УМК
«Планета знаний» на листах «Работа над проектом».
На данных страницах учащиеся записывают ход работы над проектом, планируют
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Записи позволяют педагогу вести наблюдения над тем, какие темы выбирают
учащиеся,
что для них становится личностно значимым;
как овладевают учащиеся способом планирования собственных действий,
вносят ли необходимые коррективы;
предпочитают индивидуальную работу
или начинают выстраивать взаимодействие с другими участниками проекта
Достижение планируемых результатов фиксируется в накопительной системе
оценки, в том числе в форме «Портфолио» учащегося. Основное предназначение
его – демонстрация достижения ученика в различной деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной. Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является
для него результатом на сегодняшний день.
Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать
учебнопознавательную деятельность ребёнка и корректировать её.
Вместе с тем передавать ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления
отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность,
способа действий и т.д.), способствовать выработке у ребёнка самооценки своего
труда.
Отбирая в свой «Портфолио» творческие, проектные работы, ребёнок проводит
рефлексию сделанного,
а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребёнка, его
мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные
действия
Проблемы
• В настоящее время одна из основных проблем – отсутствие технического и
•
программного обслуживания компьютерной техники.
В связи с полной загруженностью кабинета информатики и кабинета
начальных классов, где находится «мобильный класс» учителя начальной
школы посещают их эпизодически. Это несовместимо с дидактическим
принципом систематичности и последовательности в использовании средств
ИКТ.
• Кроме того, отсутствие единой информационнообразовательной среды в
сети Интернет не позволяет педагогам осуществлять информационное
взаимодействие с целью обмена опытом и формирования общедоступной
программнометодической базы информатизации начальной школы.
информационнокоммуникативные технологии
Владение ИКТ позволяет учителям использовать компьютер в разных целях:
•
как средство наглядности учебного процесса.
Учителями разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием
программы Power Point;
для организации коллективной и групповой работы (проекты);
•
как средство разработки и подготовки различных видов учебно
•
методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и др.).
С помощью программы Microsoft Office Word2003 2007 разработаны:
•
чтению; тексты для проверки техники чтения;
тесты по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному
памятки по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии.
Разделы
Знакомство со средствами
ИКТ
Запись, фиксация
информации
Создание текстов с
помощью компьютера
Содержание
Использование эргономичных и безопасных для здоровья
приёмов работы со средствами ИКТ.
Выполнение
компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и
папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и
папок. Распечатка файла.
Ввод информации в компьютер с фото и видеокамеры.
Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение)
вводимой информации. Распознавание текста, введённого как
изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой
информации, использование сменных носителей (флэшкарт).
Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и
инструменты создания и оформления текста. Работа в простом
текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический
контроль. Набор текста на родном и иностранном языках,
экранный перевод отдельных слов. Создание графических
сообщений
Редактирование сообщений
Создание новых сообщений
путём комбинирования
имеющихся
Создание
структурированных
сообщений
Представление и обработка
данных
Поиск информации
Коммуникация,
проектирование,
моделирование, управление
и организация деятельности
Рисование на графическом планшете. Создание планов
территории. Создание диаграмм и деревьев.
Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайд
шоу), видео и аудиозаписей.
Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на
экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное
и устное сообщение. Использование ссылок из текста для
организации информации. Пометка фрагмента изображения
ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические
карты и ленты времени. Составление нового изображения из
готовых фрагментов (аппликация).
Создание письменного сообщения. Подготовка устного
сообщения c аудиовизуальной поддержкой,
написание
пояснений и тезисов
Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно
научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото
или видеокамеры,
Графическое
представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм
Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых
источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование
запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение
найденного объекта. Составление списка используемых
информационных источников. Использование ссылок для
указания использованных информационных источников. Поиск
информации в компьютере.
Организация поиска по
стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова.
Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого
объёма.
Передача сообщения, участие в диалоге с использованием
средств ИКТ— электронной почты, чата, форума, аудио и
видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой
аудиторией с устным сообщением с ИКТподдержкой.
Размещение письменного сообщения в информационной
образовательной среде.
цифровых датчиков.
1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится
• использовать безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорнодвигательного аппарата,
эргономичные приёмы работы с компьютером и
Выпускник получит возможность
научиться другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (мини
зарядку);
• организовывать систему папок для хранения
собственной информации в компьютере.
2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных.Создание графических сообщений.
• вводить информацию в компьютер с использованием
различных технических средств (фото и видеокамеры,
микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке;
набирать текст на родном языке; набирать текст на
иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
• сканировать рисунки и тексты.
• использовать программу
распознавания сканированного текста
на русском языке.
• грамотно формулировать запросы
при поиске в Интернете и базах
данных, оценивать, интерпретировать
и сохранять найденную информацию;
критически относиться к
информации и к выбору источника
информации.
3.Обработка и поиск информации
• подбирать оптимальный по содержанию,
эстетическим параметрам и техническому качеству
результат видеозаписи и
фотографирования, использовать сменные носители
(флэшкарты);
• описывать по определённому алгоритму объект или
процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и
числовую информацию о нём, используя инструменты
ИКТ;
• собирать числовые данные в естественнонаучных
наблюдениях и экспериментах, используя цифровые
датчики,
камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в
ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и
содержание экранов в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео и
аудиозаписей, фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного
текстового редактора, следовать основным правилам
оформления
текста; использовать полуавтоматический
орфографический контроль; использовать, добавлять
и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту
цифровых словарях и справочниках, базах данных,
контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять • представлять данные;
• создавать музыкальные
произведения с использованием
компьютера и музыкальной
клавиатуры, в том числе из готовых
музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
список используемых информационных источников (в
том числе с использованием ссылок);
4. Создание, представление и передача сообщений
• создавать текстовые сообщения с использованием
средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять
их;
• создавать сообщения в виде аудио и
видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения,
звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой
аудиторией: создавать план презентации, выбирать
аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и
тезисы для презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими
возможностями компьютера; составлять новое
изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной
образовательной среде образовательного учреждения;
• пользоваться основными средствами
телекоммуникации;
участвовать в коллективной коммуникативной
деятельности в информационной образовательной
среде, фиксировать ход и результаты общения на
экране и в файлах.
5. Планирование деятельности, управление и организация
• создавать движущиеся модели и управлять ими в
компьютерно управляемых средах;
• определять последовательность выполнения действий,
составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько
действий, строить программы для компьютерного
исполнителя с использованием конструкций
последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и
процессов внешнего мира.
• проектировать несложные объекты и
процессы реального мира, своей
собственной деятельности и
деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы
реального мира.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Статья по теме "Подпрограмма "Формирование ИКТ -компетентности обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.