Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"
Оценка 4.8

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика
5 кл—7 кл
25.03.2019
Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"
Выступление на школьном методическом совете по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников" Рассмотрены различные приемы по сохранению здоровья детей на уроках математики по требованиям ФГОС, а также говорится о пользе физминуток.
статья Здоровьесбережение на уроках математики.docx
«Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5­ 7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников» Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей.  Педагогу   сегодня   приходится   работать,   по   сути,   с   больным   поколением   детей.   По   данным специалистов, около 90% из них имеют нарушения физического и психического здоровья. 30­35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. К окончанию школы у 50% детей отмечаются   функциональные   отклонения   в  состоянии   здоровья   и   лишь   10%   выпускников   могут считаться здоровыми. И  решение   этой   проблемы   во   многом   зависит   от   внедрения   в   школу   инноваций,   позволяющих сохранить   здоровье   детей.   Под  здоровьесберегающими   образовательными   технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. В соответствии с требованиями СанПиНа в кабинетах должно быть искусственное и естественное боковое   левое   освещение,   окна   закрыты   прозрачными   занавесками,   цветов   на   подоконниках   не должно быть, т.к. они препятствуют проникновению света в помещение. Кроме того парты и стулья должны   соответствовать   возрасту   детей,   занимающихся   в   кабинете.   Доска   располагаться   на расстоянии   2,5   м,   между   рядами   расстояние   не   менее   60   см.   На   переменах   осуществлять проветривание кабинета. Кроме того на уроках детям прививать элементарные правила личной и общественной гигиены (чистая доска, рабочее место  в порядке и т.д.).  Здоровьесберегающие средства. Для   включения   всех   учащихся   в   учебную   деятельность   по   освоению   изучаемого   материала необходимо   помнить:   один   и   тот   же   учебный   материал   может   быть   представлен   несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими   возможностями.   Поэтому   здоровьесберегающие   средства   обучения   математике необходимо   подбирать   так,   чтобы   дети   смогли   включиться   в   работу   в   соответствии   с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли   увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы»  – услышать  (6 класс  «Объемные  фигуры», презентация, пластиковые фигуры, каркас параллелепипеда,   на   трудах   из   дерева   изготовили   параллелепипед,   конус,   лепка   из   пластилина, разрезание ­ сечение).  Организация начала урока.  С   первых   минут   урока,   с   приветствия   нужно   создать   обстановку   доброжелательности, положительный   эмоциональный   настрой,   т.к.   у   учащихся   развита   интуитивная   способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики. Урок можно начать с минуток здоровья, рассказать о правильной посадке и необходимости следить за осанкой. Использование доски с применением здоровьесберегающих технологий. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, в случае необходимости, план работы на уроке. Зная план урока, осознавая, чему необходимо научиться, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что способствует созданию ситуации успеха на уроке. 1 Работа по профилактике стрессов, проводимая на уроке. Профилактика   стрессов   позволяет   добиться   формирования   у   школьников   большей заинтересованности в изучении математики. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, выполнение заданий как на местах, так и у доски, где более «слабый» ученик чувствует поддержку более сильного товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При   оценке   выполненной   работы   необходимо   учитывать   не   только   полученный   результат,   но   и степень проявленной активности и усердия ученика. Отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы, организуя от 4­х до 7­ми смен видов деятельности. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, для этого очень полезно, использовать   различные   формы   выделения   наиболее   важного   материала   (подчеркнуть,   обвести, записать более крупно, другим цветом). Это способствует развитию зрительной памяти.  Режим смены динамических поз Режим смены динамических поз  (без использования специальной мебели — конторок) осуществляю следующим образом.  Периодически (ориентировочно через каждые 10–12 минут) перевожу детей из положения  сидя в  положение  свободного стояния. Дети переводятся  в положение «стоя» в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей при объяснении нового материала, либо когда один из учеников отвечает, а остальные слушают.  При этом сохраняется и укрепляется  телесная вертикаль, позвоночник, осанка – основа энергетики человеческого организма.  Физкультминутки на уроке математики. Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который направлен на профилактику гиподинамии.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)  и мелких мышц кистей рук.  Физкультминутки   способствуют   повышению   внимания,   активности   детей   на   последующем   этапе урока.  Упражнения для физкультминутки должны органически вплетаться в канву урока. Так, например, при   изучении   правильных   и   неправильных   дробей   учитель   может   предложить   следующее упражнение:   ученики   встают,   руки   вытянуты   вперед;   задание:   если   учитель   назовет   правильную дробь,   ученики   поднимают   руки   вверх,   можно   при   этом   подняться   на   носки,   потянуться;   если неправильную — руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.  Многие ребята легко отвлекаются. С целью повышения концентрации внимания устный счет в 5­м классе можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров.   Учитель   читает   последовательно   каждый   пример,   ребята   решают   его,   и   готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5­б примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы, с теми, что записаны на доске. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят и способствует отдыху. Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз на уроке. Кроме того, можно   использовать   хромотерапию   –     лечение   цветом   (использование   цветных   изображений, разноцветных записей на доске, работа с цветом при оформлении компьютерных презентаций).  Чтобы задать рабочий настрой на целый учебный день, провожу точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно "разбудить" детей. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, чтобы предотвратить застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.  2 Рекомендуемые упражнения: 1. Точка на лбу между бровями ("третий глаз"); 2. Парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обаяние); 3. Точка посередине верхнего края подбородка; 4. Парные точки в височных ямках; 5. Три точки на затылке в углублениях; 6. Парные точки в области козелка уха.  Кроме того можно использовать физминутки такого рода: подпрыгните те, у кого день рождения весной, присядьте те, кто сегодня в школу пришёл в брюках, мальчики потянулись вправо, девочки влево и т.д. Более тысячи биологически активных точек в настоящее время известно на ухе, поэтому, массируя их, можно апосредовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши " горели".  «Шапка умника» Инструкция: Встать, надеть «шапку умника» и помассировать  ушные раковины. Начинаем массировать с мочек ушей и идём вверх, потом вниз, вверх и опять вниз. Теперь взялись за верхние краешки ушей и потянули их вниз, как будто надеваете «шапку умника».     Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой  нарушения  зрения, но и  благоприятны при  неврозах,  гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.  Например, упражнение для глаз –  “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить   перед   собой   большой   белый   экран.   Необходимо   мысленно   раскрасить   этот   экран поочерёдно   любым   цветом:   например,   сначала   жёлтым,   потом   оранжевым,   зелёным,   синим,   но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.  1) вертикальные движения глаз вверх­вниз;  2) горизонтальное вправо­влево;  3) вращение глазами по часовой стрелке и против;  4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;  5) на доске до начала урока начертить какую­либо кривую (спираль, окружность, ломаную);  предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом  направлении; 6) зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их; 7) поглаживай в течении 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев; 8) вытяни вперёд руку, следи пальцем за ногтём пальца, медленно приближая его к носу, а потом также медленно отодвигая обратно;  3 9) посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.  Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет. Поэтому имею в классе зелёный круг из картона и выполняю упражнения для глаз с его помощью с детьми.  Иногда   предлагаю   провести   физминутки   кому­нибудь   из   детей.   Они   выполняют   поручение   с большим удовольствием. В  своей   работе   использую   дыхательную  гимнастику,   она   помогает   повысить  возбудимость  коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке.  В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься. Использование заданий здоровьесберегающей направленности. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”. Задача №1.   На пачке сигарет читаем: «Смола 12 мг/сиг, никотин 0,8 мг/сиг». Сколько всего вредных веществ содержит одна сигарета? (при изучении темы «Десятичные дроби») Задача №2.    Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут.  На сколько сокращает     себе     человек   жизнь    ежегодно,  если     он   курит   ежедневно   10   сигарет   в   день? Ответ:  на 365 часов, т.е. на 15 дней. Задача №3.  Заботящийся о своем здоровье пятиклассник должен  правильно питаться. В день можно съедать не боле   1/10   кг   сладостей   и   сахара,   дневная   норма   потребления   хлеба   составляет   1/5   кг;   масла (сливочного и растительного) ­1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день пятиклассник?  Комментарий учителя: Лучше всего использовать в рационе хлеб грубого помола, в нем больше полезных веществ. Сладостей можно съедать 80 – 100 г., причем сюда входит и сахар, и пирожные и фрукты. При употреблении внутрь смертельная доза яда никотина составляет 40 – 60 мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете никотина содержится 0,8 мг? Сколько таких сигарет необходимо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда Задача №4.  Вова Перестукин из «Страны невыученных уроков» составил себе такое расписание на сутки: 4/24 часть суток – чтение умных книг; 9/24 часть суток – совершение добрых дел; 2/24 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 6/24 часть суток – занятие спортом; 8 часов на сон. Выполним ли его план? Комментарий   учителя:   правильно   составленный   режим   дня   позволяет   достичь   максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон.   Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться. Сядьте по группам и составьте реальное расписание на сутки для Незнайки. 4 Диагностика эмоционального состояния.  Школьников   можно   попросить   изобразить   свое   настроение   в   виде   цвета,   рисунка,   рожицы   или предложить им на выбор готовые рожицы, соответствующие разному типу настроения и закрасить ту, которая соответствует настроению. Эмоциональная разрядка:  нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница  улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо  устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху  отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший  воин. В   заключении   хотелось   бы   сказать,   что   применение   в   работе   здоровьесберегающих   технологий повышает   результативность   воспитательно­образовательного   процесса,   формирует   у   педагогов   и родителей   ценностные   ориентации,   направленные   на   сохранение   и   укрепление   здоровья воспитанников, формирует положительные мотивации у педагогов , родителей и детей. 5

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"

Статья по теме: "Применение здоровьесберегающих  технологий на уроках математики в 5-7 классах как средство повышения учебной мотивации школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2019