Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Оценка 4.7

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.01.2017
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя". В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий.Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя".
статья 3.docx
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО­ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ А. Д. Ириолова — к.ф.н., г. Краснодар В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства,   общества,   каждого   гражданина   нашей   страны,   а   также   на формирование   активно   развивающегося   во   всем   мире   рынка   новых инновационных технологий. Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что новый импульс должны получить   восстановление,   модернизация   и   дальнейшее   эффективное использование научно­технического и интеллектуального потенциала России, широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но и   в   современные   технологии,   науку   и   образование.   Это   и   есть   наиболее актуальные   сегодня   задачи,   эффективное   решение   которых   будет способствовать   скорейшему   вхождению   России   в   единое   экономическое   и образовательное пространство Европы и всего мира. В связи с этим новое тысячелетие   ознаменовалось   конструктивным   началом:   утверждением концепции   модернизации   российского   образования.   Стало   очевидным,   что обновлённое   образование   должно   сыграть   ключевую   роль   в   обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Стержнем   образовательной   политики   была   признана   стратегия   на формирование   интеллектуальной,   высоконравственной,   профессионально компетентной личности. Проблемы   и   задачи   высшего   и   послевузовского   профессионального образования   в   стране   стали   определяться   государственной   политикой подготовки высококвалифицированных специалистов. Подписание   Болонской   декларации   и   вхождение   России   в   мировое образовательное   пространство   определили   дальнейшую   перспективу   по реализации   мероприятий,   связанных   с   модернизацией   российского образования. В связи с этим первостепенное значение приобрела проблема кадрового обеспечения системы российского образования, поскольку от ее решения зависят темпы преобразований во всех сферах деятельности страны. Профессиональная подготовка предстаёт как сложный комплексный процесс. В эпоху гласности и демократизации, в новых экономических условиях российское общество предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности любого специалиста, в том числе и преподавателя. В какой бы области знаний ни преподавал педагог, он должен быть эрудированным человеком,   свободно   ориентирующимся   в   быстро   меняющемся информационном   пространстве.   И   непременной   составляющей   его профессионализма   является   речь   –   интегративный   показатель   общей культуры человека. В процессе преподавания педагог, как коммуникативный лидер,   управляет   познавательно­   регулирует   взаимоотношения   между практической   деятельностью, обучаемыми.   организует   обмен   информацией, Образование,   само   являющееся   феноменом   культуры,   не   может состояться   без   опоры   на   культуру   личности   педагога.   Именно   учителю, преподавателю принадлежит важнейшая роль в развитии и совершенствовании речевой   культуры   общества.   Исследуя   проблемы   нормализации   языка, лингвисты отмечают уникальные возможности высшего учебного заведения, признавая   его   огромный   потенциал   в   этом   отношении.   Вуз   обладает способностью   противостоять   негативному   влиянию   окружающей   речевой среды   и   приобщить   студенчество   к   ценностям   высокой   культуры, включающим   и   литературный   язык.   В   настоящее   время   эта   задача чрезвычайно актуальна. Владение   профессионально   грамотной   речью   является   условием эффективности   обучения   и   воспитания,   а   также   обеспечивает   выполнение педагогом   такой   важной   социальной   функции,   как   сохранение   и   развитие языка, посредством которого создаются ценностные ориентации студента. Вот почему   для   преподавателя   принципиально   важно   свободное   владение терминологией предмета. Многие   педагоги   понимают   важность   и   необходимость   речевого самосовершенствования.   Однако   они   не   всегда   придерживаются   языковых норм, не исправляют ошибки студентов, а если исправляют, то эпизодически, нерегулярно.   Однако   общеизвестно,   что   педагогическая   деятельность преподавателя   имеет   важную   особенность:   творческий   педагог   должен постоянно самосовершенствоваться. В силу этого актуальной становится задача совершенствования речевой культуры преподавателя высшего учебного заведения. Понятие   «культура   речи   преподавателя»   рассматривается   с   точки зрения   педагогики   (В.А.   Кан­Калик,   А.В.   Фомин,   Л.П.   Якубинский); психологии (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина); лингвистики (Н.С. Поспелов, В. Одинцов, О.А. Нечаева, Р.Л. Смулаковская, А.   Стельмашук);   методики   (М.Р.   Львов,   Н.Г.   Грудцына,   Л.Е.Тумина,   З.С. Смелкова,   О.М.   Казарцева).   Выдвижение   данной   проблемы   требует соотнесения понятия "профессиональная культура преподавателя" с такими наиболее значимыми категориями для современной системы образования, как общение,   профессиональное   мастерство. Современная теория качеств речи наиболее полно отражена в трудах Б.Н. Головина и существенно дополнения другими лингвистами.   педагогическое   общение, Профессиональная   культура   включает   владение   специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную   культуру,   общую   культуру   речи   и   культуру профессионального   общения   [1].   Специальные   навыки   приобретаются   в процессе   профессиональной   подготовки.  Культура   поведения   формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура   включает   умение   регулировать   свое   психическое   состояние, понимать   эмоциональное   состояние   собеседника,   управлять   своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт. Культура профессиональной речи включает: ­ владение терминологией специальности; ­ умение строить выступление на профессиональную тему; ­ умение организовать профессиональный диалог и управлять им; ­ умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности. Умение контролировать  эмоции,  направлять  диалог  в  соответствии   с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и   требований   этикета   составляют   поведенческую   компетенцию. Коммуникативное   поведение   подразумевает   такую   организацию   речи   и соответствующего   ей   речевого   поведения,   которые   влияют   на   создание   и поддержание   эмоционально­психологической   атмосферы   общения   с коллегами и учащимися. Стратегия   деятельности   по   совершенствованию   профессионально­ речевой   культуры   преподавателя   будет   эффективной,   если   используемые методы   и   формы   работы   будут   способствовать   овладению   нормами литературного   языка   и   формированию   умения   работать   со   справочной лингвистической   литературой.   Реализация   данного   подхода   к совершенствованию   профессионально­речевой   культуры   преподавателя требует отбора дидактического материала для практических работ с учетом наиболее   типичных   нарушений   норм   современного   литературного   языка,   а также затруднений преподавателя в речевом оформлении высказываний. Стихийный   процесс   совершенствования   профессиональной   речи преподавателя препятствует успешному решению задач повышения его общей культуры. Совершенствование профессионально­речевой культуры преподавателя будет осуществляться более эффективно, если:  ­   разработано   содержание   профессионально­ориентированного   курса,   лингвистических   и базирующегося   на   психолого­педагогических, методических основах речевой деятельности; ­ определен подход к процессу совершенствования профессиональной речи преподавателя на основе выявления уровня его речевой культуры; ­ реализуется профессионально­речевая модель преподавателя с учетом фонетических, лексических и грамматических норм современного русского литературного языка и особенностей конструирования связной речи; ­ осуществляется широкое ознакомление с лингвистической справочной литературой; ­   проводится   многоаспектная   работа   над   терминологией   с   учетом орфоэпических, акцентологических требований и норм словоупотребления; ­ развивается интерес преподавателя к состоянию речевой атмосферы в учебном заведении. Влияние   языка   на   общество   усиливается   вместе   с   развитием   самого общества – это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки,   культуры   и   государства.   Язык   участвует   в   организации   труда,   в управлении   общественным   производством,   деятельностью   учреждении,   в осуществлении   процесса   образования   и   воспитания   членов   общества,   в развитии литературы и науки. Общество   влияет   на   язык,   но   и   язык,   в   свою   очередь,   влияет   на общество,   участвуя   в   различных   областях   жизни   и   деятельности   людей. Овладение   искусством   общения   необходимо   для   каждого   человека независимо   от   того,   каким   видом   деятельности   он   занимается   или   будет заниматься,   так   как   от   уровня   и   качества   его   общения   зависят   успехи   в личной, производственной и общественной сферах жизни. Совершенствование   уровня   профессионально­речевой   культуры   – неотъемлемая   составляющая   работы   квалифицированного   специалиста. Каждый преподаватель должен постоянно обогащать свой словарь с помощью широкого  ознакомления  с лингвистической   справочной  литературой, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции и постоянно контролировать свое речевое поведение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. ­ М.: Дрофа, 1994. 2. Лунева, Л.П. Совершенствование профессионально­речевой культуры преподавателя в системе повышения квалификации: Дис. д­ра пед. наук. ­Самара, 2004. – [Электронный ресурс].   –   (Рус.)   –   Режим   доступа:   http://www.lib.ua­ ru.net/diss/cont/111635.html

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"

Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017