Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Оценка 4.7
Занимательные материалы +2
docx
психологическая работа +1
Взрослым
19.01.2017
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя".
В настоящее время в России происходят масштабные преобразования, затронувшие практически все области экономического развития государства. Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности, хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых инновационных технологий.Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя".
статья 3.docx
ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО
РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
А. Д. Ириолова — к.ф.н., г. Краснодар
В настоящее время в России происходят масштабные преобразования,
затронувшие практически все области экономического развития государства.
Направлены они на совершенствование различных отраслей промышленности,
хозяйства, социальной сферы, приведение их в соответствие потребностям
государства, общества, каждого гражданина нашей страны, а также на
формирование активно развивающегося во всем мире рынка новых
инновационных технологий.
Ни у кого сейчас не вызывает сомнений, что новый импульс должны
получить восстановление, модернизация и дальнейшее эффективное
использование научнотехнического и интеллектуального потенциала России,
широкомасштабные инвестиции не только в добывающую промышленность, но
и в современные технологии, науку и образование. Это и есть наиболее
актуальные сегодня задачи, эффективное решение которых будет
способствовать скорейшему вхождению России в единое экономическое и
образовательное пространство Европы и всего мира. В связи с этим новое
тысячелетие ознаменовалось конструктивным началом: утверждением
концепции модернизации российского образования. Стало очевидным, что
обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в обеспечении
устойчивого, динамичного развития российского общества.
Стержнем образовательной политики была признана стратегия на
формирование интеллектуальной, высоконравственной, профессионально
компетентной личности.
Проблемы и задачи высшего и послевузовского профессионального
образования в стране стали определяться государственной политикой
подготовки высококвалифицированных специалистов.
Подписание Болонской декларации и вхождение России в мировое
образовательное пространство определили дальнейшую перспективу по
реализации мероприятий,
связанных с модернизацией российского
образования. В связи с этим первостепенное значение приобрела проблема
кадрового обеспечения системы российского образования, поскольку от ее
решения зависят темпы преобразований во всех сферах деятельности страны.
Профессиональная подготовка предстаёт как сложный комплексный процесс.
В эпоху гласности и демократизации, в новых экономических условиях
российское общество предъявляет высокие требования к профессиональной
компетентности любого специалиста, в том числе и преподавателя. В какой
бы области знаний ни преподавал педагог, он должен быть эрудированным
человеком,
свободно ориентирующимся в быстро меняющемся информационном пространстве.
И непременной составляющей его
профессионализма является речь – интегративный показатель общей
культуры человека. В процессе преподавания педагог, как коммуникативный
лидер,
управляет познавательно
регулирует взаимоотношения между
практической деятельностью,
обучаемыми.
организует обмен информацией,
Образование, само являющееся феноменом культуры, не может
состояться без опоры на культуру личности педагога. Именно учителю,
преподавателю принадлежит важнейшая роль в развитии и совершенствовании
речевой культуры общества. Исследуя проблемы нормализации языка,
лингвисты отмечают уникальные возможности высшего учебного заведения,
признавая его огромный потенциал в этом отношении. Вуз обладает
способностью противостоять негативному влиянию окружающей речевой
среды и приобщить студенчество к ценностям высокой культуры,
включающим и литературный язык. В настоящее время эта задача
чрезвычайно актуальна.
Владение профессионально грамотной речью является условием
эффективности обучения и воспитания, а также обеспечивает выполнение
педагогом такой важной социальной функции, как сохранение и развитие
языка, посредством которого создаются ценностные ориентации студента. Вот
почему для преподавателя принципиально важно свободное владение
терминологией предмета.
Многие педагоги понимают важность и необходимость речевого
самосовершенствования. Однако они не всегда придерживаются языковых
норм, не исправляют ошибки студентов, а если исправляют, то эпизодически,
нерегулярно. Однако общеизвестно, что педагогическая деятельность
преподавателя имеет важную особенность: творческий педагог должен
постоянно самосовершенствоваться.
В силу этого актуальной становится задача совершенствования речевой
культуры преподавателя высшего учебного заведения.
Понятие «культура речи преподавателя» рассматривается с точки
зрения педагогики (В.А. КанКалик, А.В. Фомин, Л.П. Якубинский);
психологии (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина);
лингвистики (Н.С. Поспелов, В. Одинцов, О.А. Нечаева, Р.Л. Смулаковская,
А. Стельмашук); методики (М.Р. Львов, Н.Г. Грудцына, Л.Е.Тумина, З.С.
Смелкова, О.М. Казарцева). Выдвижение данной проблемы требует
соотнесения понятия "профессиональная культура преподавателя" с такими
наиболее значимыми категориями для современной системы образования, как
общение,
профессиональное мастерство.
Современная теория качеств речи наиболее полно отражена в трудах Б.Н.
Головина и существенно дополнения другими лингвистами.
педагогическое общение,
Профессиональная культура включает владение специальными
умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру,
общую культуру речи и культуру
профессионального общения [1]. Специальные навыки приобретаются в
процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется
личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная
культура включает умение регулировать свое психическое состояние,
понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими
эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать
эмоциональный контакт.
Культура профессиональной речи включает:
владение терминологией специальности;
умение строить выступление на профессиональную тему;
умение организовать профессиональный диалог и управлять им;
умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной
деятельности.
Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с
потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм
и требований этикета составляют поведенческую компетенцию.
Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и
соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и
поддержание эмоциональнопсихологической атмосферы общения с
коллегами и учащимися.
Стратегия деятельности по совершенствованию профессионально
речевой культуры преподавателя будет эффективной, если используемые
методы и формы работы будут способствовать овладению нормами
литературного языка и формированию умения работать со справочной
лингвистической литературой.
Реализация данного подхода к
совершенствованию профессиональноречевой культуры преподавателя
требует отбора дидактического материала для практических работ с учетом
наиболее типичных нарушений норм современного литературного языка, а
также затруднений преподавателя в речевом оформлении высказываний.
Стихийный процесс совершенствования профессиональной речи
преподавателя препятствует успешному решению задач повышения его общей
культуры.
Совершенствование профессиональноречевой культуры преподавателя
будет осуществляться более эффективно, если:
разработано содержание профессиональноориентированного курса,
лингвистических и
базирующегося на психологопедагогических,
методических основах речевой деятельности;
определен подход к процессу совершенствования профессиональной
речи преподавателя на основе выявления уровня его речевой культуры;
реализуется профессиональноречевая модель преподавателя с учетом
фонетических, лексических и грамматических норм современного русского
литературного языка и особенностей конструирования связной речи; осуществляется широкое ознакомление с лингвистической справочной
литературой;
проводится многоаспектная работа над терминологией с учетом
орфоэпических, акцентологических требований и норм словоупотребления;
развивается интерес преподавателя к состоянию речевой атмосферы в
учебном заведении.
Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого
общества – это влияние возрастает по мере развития производства, техники,
науки, культуры и государства. Язык участвует в организации труда, в
управлении общественным производством, деятельностью учреждении, в
осуществлении процесса образования и воспитания членов общества, в
развитии литературы и науки.
Общество влияет на язык, но и язык, в свою очередь, влияет на
общество, участвуя в различных областях жизни и деятельности людей.
Овладение искусством общения необходимо для каждого человека
независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет
заниматься, так как от уровня и качества его общения зависят успехи в
личной, производственной и общественной сферах жизни.
Совершенствование уровня профессиональноречевой культуры –
неотъемлемая составляющая работы квалифицированного специалиста.
Каждый преподаватель должен постоянно обогащать свой словарь с помощью
широкого ознакомления с лингвистической справочной литературой, уметь
отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции и
постоянно контролировать свое речевое поведение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. М.: Дрофа, 1994.
2. Лунева, Л.П. Совершенствование профессиональноречевой культуры
преподавателя в
системе повышения квалификации: Дис. дра пед. наук. Самара, 2004. –
[Электронный
ресурс].
–
(Рус.)
– Режим доступа:
http://www.lib.ua
ru.net/diss/cont/111635.html
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Статья по теме: "Проблема совершенствования профессионально-речевой культуры преподавателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.