Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Оценка 4.9

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
4 кл
25.01.2018
Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
В статье раскрываются основные требования к организации и структуре современного урока,анализируются виды и типы уроков,анализируются особенности проведения традиционного урока и урока , соответствующего современным требованиям,кратко освещаются особенности разработки конспекта урока, плана урока ,технологической карты урока.Весь материал основывается на исследованиях и разработках современных педагогов и методистов
Статья по теме.docx
Актуальные проблемы обучения и воспитания младших школьников. Поэтапное формирование умственных действий младшего школьника. Олешко Н.В. учитель начальных классов  МКОУ Средняя школа №7 городского округа город Михайловка Волгоградской области                    Одной из проблем современной педагогической практики является формальное   неосознанное   усвоение   учащимися   научных   понятий   и формирование навыков. В процессе анализа   результатов контрольной работы, проведенной в конце изучения темы, как правило,  выявляется большой процент учащихся, у которых данный навык не сформирован, либо находится в процессе формирования,   анализ   материала   поверхностный,   когда   действительные отношения  между  частями  объекта   не  раскрываются, существенные  связи  не улавливаются, ученик делает ошибки в применении понятия , либо навыка на практике.                   Данная проблема давно находится в поле зрения ученых педагогов и психологов.  А.  Н.  Леонтьевым,  П.  Я.  Гальпериным   была   разработана  теория поэтапного   формирования   умственных   действий   и   понятий.   Их   сотрудники, коллеги и ученики продолжили работу по внедрению деятельностного подхода в обучении. Использование  на  уроках теории поэтапного формирования навыков и понятий повышает возможность достижения цели всеми учащимися, а значит, способствует их развитию.                     Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берет, т. е. выполняет какую­то деятельность, какие­то действия с ними. Любая деятельность характеризуется рядом компонентов, основными среди которых являются потребности и мотивы, цели   и   действия,   средства     и   операции.   Действие   приобретает   умственную форму не сразу, а проходя ряд этапов. 1 этап: Формирование мотива. Любое человеческое действие всегда направлено на   какой­то   предмет   и   оно   целенаправленно.   У   ученика   необходимо формировать положительные учебные мотивы. Человек осознает лишь то, что выступает предметом и целью его действия (А. Н. Леонтьев).Осознанность в усвоении   предполагает   выполнение   учащимися   определенных   действий   с учебным материалом и «превращение материала в особую цель таких действий». (3, с. 10)Мотивация обеспечивает принятие учениками   планируемых знаний, помогает вызвать у детей потребность в изучении темы Одним из приемов , позволяющих достигнуть этой цели, является создание проблемной ситуации. 2   этап:   Составление   ориентировочной   основы   действия.   Ориентировочная основа   действия   –   это   та   система   условий,   на   которую   реально   опирается человек при выполнении действия. Её основное назначение заключается в том, чтобы   раскрыть   перед   ребенком   активную   структуру   материала   и   действия, выделить   в   материале   ориентиры,   а   в   действии   последовательность   его отдельных   звеньев,   чтобы   вместе   они     позволяли   ребенку   с   первого   до последнего   шага     правильно   выполнить   задание.   Ориентировочная   основа действий     составляется   в   процессе   выделения   признаков,   сравнения, абстрагирования   и   мысленного   обобщения.   Составляется   памятка,   алгоритм, раскрывающий   существенные     и   необходимые     этапы   выполнения   данного действия. 3 этап : Этап материализованных действий. Действия по усвоению понятия и формированию   навыка   претерпевают   ряд   изменений   своей   формы.   Исходная форма   действия—материальная(   объект   действия   –   предмет)   или материализованная( Объект действия – модель).Разница между этими формами не   касается   операционной     стороны:   операции   и   в   том,   и   в   другом   случае выполняются руками. В тех случаях, когда ребенок достиг в своем умственном развитии стадии наглядно—образного мышления, несложные действия он может усвоить без материализации, то есть начать движение с перспективной формы. В этом   случае   операция   выполняется   не   руками,   а  глазами.   Это   существенная разница.   «   Глаз—теоретик»,   он   не   производит   реальных   преобразований   в предмете,  как   это   делает   рука.  На   этом   этапе   освоение   способа  изучаемого действия наиболее успешно происходит в условиях совместной деятельности учащихся.Работая   в   парах,   ученики   распределяют   между   собой последовательность   выполнения   операций,   а   также   выступают   по   очереди   в позициях исполнителя и контролера . В этом случае целесообразно образовывать пары из « сильных» и  «слабых» учеников, т. к. «сильные» могут  оказать   помощь   в   освоении   способа   действия   более   «   слабым»   ученикам. Последовательность выполнения операций в парах  задается  « памяткой»..Комментируя каждый этап действия, каждую операцию учащиеся , таким  образом, проговаривают     вслух   каждый  этап ориентировочной  основы действия. 4этап:   Внешнеречевая   форма   действия.   Внешнеречевая   форма   действия— следующий   шаг   в   превращении   действия   в   умственное.   Его   предметное содержание   остается   тем   же,   а   форма   качественно   меняется.   В   процессе усвоения этой новой формы действия обучаемый должен ориентироваться на его   предметное   содержание   и   на   словесное   выражение   этого   содержания. Формирование   полноценной   речевой   формы   действия   предполагает определенную меру обобщения его материальной формы. Только после этого возможно   преобразование   действия   в   речевую   форму:   выделенные   свойства закрепляются за словами, превращаются в их значение. Теперь возможен отрыв этих свойств от предметов. В начале этапа действие должно быть полностью развернуто, так как ученик должен научиться выполнять все операции в новой для него форме – речевой. В конце этого этапа возможно сокращение действия. 5   этап:   Выполнение   внешней   речи   «про   себя».   Ученик   проговаривает   все операции   ,   но   уже   беззвучно,   «   про   себя».   Постепенно   проговаривание   уже становиться ненужным, действие выполняется с помощью внутренней речи. В этом случае говорят, что действие перешло из внешней формы во внутреннюю. На этом этапе уделяется большое внимание самостоятельной работе  учащихся с   последующей   проверкой.   Учащиеся   получают   индивидуальные   задания. Постепенно действие полностью сворачивается и переходит во внутренний план. 6 этап: Выполнение действий в умственном плане. Умственная форма действия является   заключительной   на   пути   преобразования   действия   из   внешнего   во внутреннее. Если раньше ученик выполнял действие как практическое, то теперь выполняет   его   в   уме,   оперируя   образами   этих   предметов.   На   этом   этапе происходит дальнейшее обобщение, действия обобщаются , автоматизируются. Итак,   «   главная   закономерность   процесса   усвоения   состоит   в   том,   что познавательная деятельность и введенные в неё знания приобретают умственную форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно проходя ряд этапов. Если учитель строит процесс усвоения с учетом их последовательности, то тем самым   он   единственно   повышает   возможность   достижения   цели   всеми учащимися». (4, с.90)      Учителя начальных классов  часто на практике сталкиваются с проблемами при   изучении   одной   из   основных   тем   математики:   формирование   приемов   и способов   вычислений.   Я   использовала   данную   теорию   при   формировании навыков сложения и вычитания с переходом через разряд. Учителю необходимо четко представлять себе операционный состав этих действий, для того ,чтобы сформулировать этапы ориентировочной основы действия, составить вместе с учащимися алгоритм выполнения данного действия. Этапами   действия   сложения   с   переходом   через   разряд   будут   являться следующие: 1.В   первом   слагаемом   определяется   количество   единиц   ,   недостающих   до полного десятка. 2 Второе слагаемое разбивается на две части, одна из которых равна количеству единиц, недостающих до полного десятка в первом слагаемом. 3К единицам первого слагаемого прибавляется та часть второго слагаемого , которая добавляет его до полного десятка, образуя новый десяток. 4К десяткам прибавляются оставшиеся единицы второго слагаемого . 5Записывается ответ. Данный операционный состав был отражен в  «памятке» , которая сопровождала действия   учащихся   на   всех   этапах   .На   этапе   материализованных   действий   в процессе работы возникает графическая модель действия сложения с переходом через   разряд,   которая   помогает   осознанному   усвоению   всего   операционного состава действия и которая существует параллельно с числовой формой записи. Графическая модель представляет собой схематичное изображение десятков и единиц  и последовательность операций , производимых с ними . Прохождение всех   этапов   формирования   навыка   строго   индивидуально   и   зависит   от психологических   параметров   личности.   Применение   графической   модели, постепенное   прохождение   всех   этапов   позволяют   учителю   контролировать процесс формирования навыка, корректировать его, определять индивидуальные сроки   обучения   и   проведения   проверочных   работ.   Контрольные   работы, проведенные   в   конце   изучения   данной   темы   ,   позволили   выявить   высокий процент   уровня   сформированности   данного   навыка     в   классе     .   Количество учащихся, выполнивших контрольную  работу на «5» и «4»,  т. е.  показавших высокий   уровень   сформированности   данного   вычислительного   навыка   в экспериментальном классе равнялось 88% ( 22 человека), в то   время как в контрольном классе, где формирование данного навыка шло по традиционной методике, этот показатель составил 56 %. (14 человек). Количество учащихся, справившихся   с   контрольной   работой   на   «   3»,   в   экспериментальном   классе составило 12 % (3 человека), а в контрольном классе—40 % (10 человек).   Применение   данной   теории   на   практике   показало   её   высокую   эффективность, повысило процент учащихся осознано владеющих навыком или понятием,   позволило   учителю   прослеживать   процесс   его   формирования.   Я считаю,   что   необходимо   широкое   внедрение   на   практике   данной   теории, дальнейшая   разработка   методических   пособий   в   помощь   учителю   по применению данной технологии.                            Рекомендуемая литература: 1Гальперин П. Я. « Методы обучения и умственного развития ребенка». М. , ГУВО МГУ, 1985г. 2Леонтьев А. М. « Мышление». (Избранные психологические произведения). М., АПН СССР, 1981г. 3Л.К.Максимов,Л.ВМаксимова   «Формирование   у   младших   школьников обобщенных   способов   вычислений   в   условиях   деятельностного   подхода   к обучению».Уральское литературное агентство, Мегион—Екатеринбург, 2004г. 4Талызина   Н.   Ф.   «Формирование   познавательной   деятельности   младшего школьника».М., Просвещение, 1988г

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"

Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018