Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
4 кл
25.01.2018
В статье раскрываются основные требования к организации и структуре современного урока,анализируются виды и типы уроков,анализируются особенности проведения традиционного урока и урока , соответствующего современным требованиям,кратко освещаются особенности разработки конспекта урока, плана урока ,технологической карты урока.Весь материал основывается на исследованиях и разработках современных педагогов и методистов
Статья по теме.docx
Актуальные проблемы обучения и воспитания
младших школьников.
Поэтапное формирование умственных действий младшего школьника.
Олешко Н.В.
учитель начальных классов
МКОУ Средняя школа №7
городского округа город Михайловка
Волгоградской области
Одной из проблем современной педагогической практики является
формальное неосознанное усвоение учащимися научных понятий и
формирование навыков. В процессе анализа результатов контрольной работы,
проведенной в конце изучения темы, как правило, выявляется большой процент
учащихся, у которых данный навык не сформирован, либо находится в процессе
формирования, анализ материала поверхностный, когда действительные
отношения между частями объекта не раскрываются, существенные связи не
улавливаются, ученик делает ошибки в применении понятия , либо навыка на
практике.
Данная проблема давно находится в поле зрения ученых педагогов и
психологов. А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным была разработана теория
поэтапного формирования умственных действий и понятий. Их сотрудники,
коллеги и ученики продолжили работу по внедрению деятельностного подхода в
обучении. Использование на уроках теории поэтапного формирования навыков
и понятий повышает возможность достижения цели всеми учащимися, а значит,
способствует их развитию.
Главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания
можно передать только тогда, когда ученик их берет, т. е. выполняет какуюто
деятельность, какието действия с ними. Любая деятельность характеризуется
рядом компонентов, основными среди которых являются потребности и мотивы,
цели и действия, средства и операции. Действие приобретает умственную
форму не сразу, а проходя ряд этапов.
1 этап: Формирование мотива. Любое человеческое действие всегда направлено
на какойто предмет и оно целенаправленно. У ученика необходимо
формировать положительные учебные мотивы. Человек осознает лишь то, что
выступает предметом и целью его действия (А. Н. Леонтьев).Осознанность в
усвоении предполагает выполнение учащимися определенных действий с
учебным материалом и «превращение материала в особую цель таких действий».
(3, с. 10)Мотивация обеспечивает принятие учениками планируемых знаний,
помогает вызвать у детей потребность в изучении темы Одним из приемов ,
позволяющих достигнуть этой цели, является создание проблемной ситуации. 2 этап: Составление ориентировочной основы действия. Ориентировочная
основа действия – это та система условий, на которую реально опирается
человек при выполнении действия. Её основное назначение заключается в том,
чтобы раскрыть перед ребенком активную структуру материала и действия,
выделить в материале ориентиры, а в действии последовательность его
отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли ребенку с первого до
последнего шага правильно выполнить задание. Ориентировочная основа
действий
составляется в процессе выделения признаков, сравнения,
абстрагирования и мысленного обобщения. Составляется памятка, алгоритм,
раскрывающий существенные и необходимые этапы выполнения данного
действия.
3 этап : Этап материализованных действий. Действия по усвоению понятия и
формированию навыка претерпевают ряд изменений своей формы. Исходная
форма действия—материальная( объект действия – предмет) или
материализованная( Объект действия – модель).Разница между этими формами
не касается операционной стороны: операции и в том, и в другом случае
выполняются руками. В тех случаях, когда ребенок достиг в своем умственном
развитии стадии наглядно—образного мышления, несложные действия он может
усвоить без материализации, то есть начать движение с перспективной формы. В
этом случае операция выполняется не руками, а глазами. Это существенная
разница. « Глаз—теоретик», он не производит реальных преобразований в
предмете, как это делает рука. На этом этапе освоение способа изучаемого
действия наиболее успешно происходит в условиях совместной деятельности
учащихся.Работая в парах,
ученики распределяют между собой
последовательность выполнения операций, а также выступают по очереди в
позициях исполнителя и контролера . В этом случае целесообразно образовывать
пары из « сильных» и «слабых» учеников, т. к. «сильные» могут
оказать помощь в освоении способа действия более « слабым» ученикам.
Последовательность выполнения операций в парах задается
« памяткой»..Комментируя каждый этап действия, каждую операцию учащиеся ,
таким образом, проговаривают вслух каждый этап ориентировочной основы
действия.
4этап: Внешнеречевая форма действия. Внешнеречевая форма действия—
следующий шаг в превращении действия в умственное. Его предметное
содержание остается тем же, а форма качественно меняется. В процессе
усвоения этой новой формы действия обучаемый должен ориентироваться на
его предметное содержание и на словесное выражение этого содержания.
Формирование полноценной речевой формы действия предполагает
определенную меру обобщения его материальной формы. Только после этого
возможно преобразование действия в речевую форму: выделенные свойства
закрепляются за словами, превращаются в их значение. Теперь возможен отрыв
этих свойств от предметов. В начале этапа действие должно быть полностью развернуто, так как ученик должен научиться выполнять все операции в новой
для него форме – речевой. В конце этого этапа возможно сокращение действия.
5 этап: Выполнение внешней речи «про себя». Ученик проговаривает все
операции , но уже беззвучно, « про себя». Постепенно проговаривание уже
становиться ненужным, действие выполняется с помощью внутренней речи. В
этом случае говорят, что действие перешло из внешней формы во внутреннюю.
На этом этапе уделяется большое внимание самостоятельной работе учащихся
с последующей проверкой. Учащиеся получают индивидуальные задания.
Постепенно действие полностью сворачивается и переходит во внутренний план.
6 этап: Выполнение действий в умственном плане. Умственная форма действия
является заключительной на пути преобразования действия из внешнего во
внутреннее. Если раньше ученик выполнял действие как практическое, то теперь
выполняет его в уме, оперируя образами этих предметов. На этом этапе
происходит дальнейшее обобщение, действия обобщаются , автоматизируются.
Итак, « главная закономерность процесса усвоения состоит в том, что
познавательная деятельность и введенные в неё знания приобретают умственную
форму, становятся обобщенными не сразу, а поочередно проходя ряд этапов.
Если учитель строит процесс усвоения с учетом их последовательности, то тем
самым он единственно повышает возможность достижения цели всеми
учащимися». (4, с.90)
Учителя начальных классов часто на практике сталкиваются с проблемами
при изучении одной из основных тем математики: формирование приемов и
способов вычислений. Я использовала данную теорию при формировании
навыков сложения и вычитания с переходом через разряд. Учителю необходимо
четко представлять себе операционный состав этих действий, для того ,чтобы
сформулировать этапы ориентировочной основы действия, составить вместе с
учащимися алгоритм выполнения данного действия.
Этапами действия сложения с переходом через разряд будут являться
следующие:
1.В первом слагаемом определяется количество единиц , недостающих до
полного десятка.
2 Второе слагаемое разбивается на две части, одна из которых равна количеству
единиц, недостающих до полного десятка в первом слагаемом.
3К единицам первого слагаемого прибавляется та часть второго слагаемого ,
которая добавляет его до полного десятка, образуя новый десяток.
4К десяткам прибавляются оставшиеся единицы второго слагаемого .
5Записывается ответ.
Данный операционный состав был отражен в «памятке» , которая сопровождала
действия учащихся на всех этапах .На этапе материализованных действий в
процессе работы возникает графическая модель действия сложения с переходом
через разряд, которая помогает осознанному усвоению всего операционного
состава действия и которая существует параллельно с числовой формой записи.
Графическая модель представляет собой схематичное изображение десятков и единиц и последовательность операций , производимых с ними . Прохождение
всех этапов формирования навыка строго индивидуально и зависит от
психологических параметров личности. Применение графической модели,
постепенное прохождение всех этапов позволяют учителю контролировать
процесс формирования навыка, корректировать его, определять индивидуальные
сроки обучения и проведения проверочных работ. Контрольные работы,
проведенные в конце изучения данной темы , позволили выявить высокий
процент уровня сформированности данного навыка в классе . Количество
учащихся, выполнивших контрольную работу на «5» и «4», т. е. показавших
высокий уровень сформированности данного вычислительного навыка в
экспериментальном классе равнялось 88% ( 22 человека), в то время как в
контрольном классе, где формирование данного навыка шло по традиционной
методике, этот показатель составил 56 %. (14 человек). Количество учащихся,
справившихся с контрольной работой на « 3», в экспериментальном классе
составило 12 % (3 человека), а в контрольном классе—40 % (10 человек).
Применение данной теории на практике показало её высокую
эффективность, повысило процент учащихся осознано владеющих навыком или
понятием, позволило учителю прослеживать процесс его формирования. Я
считаю, что необходимо широкое внедрение на практике данной теории,
дальнейшая разработка методических пособий в помощь учителю по
применению данной технологии.
Рекомендуемая литература:
1Гальперин П. Я. « Методы обучения и умственного развития ребенка». М. ,
ГУВО МГУ, 1985г.
2Леонтьев А. М. « Мышление». (Избранные психологические произведения). М.,
АПН СССР, 1981г.
3Л.К.Максимов,Л.ВМаксимова «Формирование у младших школьников
обобщенных способов вычислений в условиях деятельностного подхода к
обучению».Уральское литературное агентство, Мегион—Екатеринбург, 2004г.
4Талызина Н. Ф. «Формирование познавательной деятельности младшего
школьника».М., Просвещение, 1988г
Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Статья по теме "Современный урок -клеточка педагогического процесса"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.