Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"
Оценка 4.9

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
05.08.2018
Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"
Данная статья по теме "Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми" рассматривает наиболее актуальные проблемы, которые возникают у учителей, при выборе метода работы с классом,в котором есть дети данной категории . Статью можно использовать на заседаниях методических советов по любому предмету.
Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми_Кудревич.docx
Кудревич Е.Н. г. Евпатория, МБОУ «Гимназия им. И. Сельвинского» СОДРУЖЕСТВО ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Учитывая   неоднозначность   взглядов   на   одаренность   и   ее   проявления, затруднительно   дать   всеобъемлющее   и   точное   определения   этого   явления. Б. М. Теплов определяет одарённость как качественно­своеобразное сочетание способностей,   которое   определяет   возможность   достижения   б льшего   или меньшего   успеха   в   выполнении   той   или   иной деятельности.   При   этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, ее составляющих. ό Одарённость   обеспечивает   не   сам   успех   в   какой­либо   деятельности,   а только   возможность   достижения   этого   успеха.   Кроме   наличия   комплекса способностей,   для   успешного   выполнения   деятельности   человеку   также необходимо   обладать   определённой   суммой   знаний,   умений   и   навыков. Одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности,   и   общей –   к   разным   видам   деятельности.   Часто   общая одарённость сочетается со специальной.  Таким образом, одаренность – это качество психики, которое при наличии комплекса способностей, знаний, умений и навыков, определяет возможность достижения   человеком   более   высоких   результатов   в   одном   или   нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями, или имеет внутренние предпосылки для таких достижений.  Хотя   опыт   целенаправленной   работы   с   одаренными   детьми   в   широких масштабах   практически   отсутствует,   обсуждаемая   проблема   в   различных   ее аспектах   изучалась   такими   известными   отечественными   учеными,   как А.Н.Джуринский, З.А.Малькова, Н.Д.Никандров,   Б.М.Теплов,   В.С.Яковлева   и   др.   Различные   концепции   были также   разработаны   зарубежными   исследователями,   сформулировавшими   свои подходы к определению одаренности и, следовательно, к выявлению и обучению одаренных   детей,   Б.Блум,   Г.Гарднер,   Дж.Давидсон,   Б.Кларк,   Р.Стернберг, Л.Термен, Э.Торндайк и др.   В.П.Лапчинская,   В.А.Крутецкий,   В.В. Щорс выделяет следующие виды одаренности детей: 1)  Художественная   одаренность,   которая, в   свою   очередь   делится   на одаренность в области актерского мастерства, литературы, музыки, искусства, скульптуры, техники и основывается на эмоциональной сфере. 2) Творческая одаренность,  которая проявляется   в   нестандартном видении мира и в отсутствии шаблонного мышления. 3)   Социальная   (лидерская)   одаренность –   исключительная   способность выстраивать   долговременные,   конструктивные   взаимоотношения   с   другими людьми. 4)   Интеллектуальная   и   академическая   одаренность –   способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты.  5)   Двигательная   (психомоторная)   одаренность –   исключительные спортивные способности. 6)   Духовная   одаренность,   которая связана   с   высокими   моральными качествами. 7) Практическая одаренность, которая проявляется в том, что учащиеся, которые с большим успехом пользуются интеллектом в повседневной жизни, не обязательно будут иметь высокие достижения в освоении школьной программы. Вне зависимости от принадлежности к одному из вышеуказанных видов одаренности,   всем   одаренным   детям   свойственны   такие   черты,   как  хорошо развитое чувство справедливости, высокие требования к себе и окружающим, стремление   решать   проблемы   повышенной   степени   сложности,   высокая концентрация   внимания   и   продуктивность   мышления,   а   также   чуткое восприятие невербальных форм коммуникации. Широкомасштабная   деятельность   по   работе   с   одаренными   детьми началась   в  1996   году   в   связи   с   принятием   Федеральной   целевой   программы "Одаренные дети". Согласно положениям данной программы, поиск одаренных детей   должен   начинаться   еще   в   начальной   школе   на   основе   наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.  С  точки зрения практической реализации, выявление одаренных детей и развитие их способностей является довольно сложной задачей. В связи с этим можно выделить две целевые установки процесса развития талантливых детей. Первая – создание возможностей для наиболее полной реализации способностей одаренного   ребенка.  Вторая –   воспитание   уравновешенного   интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из его интересов.  На сегодняшний день большинство исследователей признают, что уровень, качественное   своеобразие   и   характер   развития   одаренности   –   это   всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной   среды   ребенка   (игровой,   учебной,   трудовой).  Таким   образом,   на построение программ развития одаренных детей оказывают влияние не только общие требования педагогики и психологии, но и личность, характер ребенка. Именно поэтому подобные педагогические программы в значительной степени должны носить индивидуальный характер.  По   мнению  Ж.  Тарасье,  одаренные   дети больше  всего   страдают   от  так называемой дисинхронии (эффект ускоренного развития одного из психических процессов)   в   темпах   развития   интеллектуальной,   эмоциональной   и   моторной сферы. Именно по этой причине одаренные дети часто не подчиняются общим требованиям   в   школе,   например,   не   хотят   изучать   поэтапно   то,   что   им   уже известно   целиком.  Считается,   что   дисинхрония   может   быть   причиной неадаптированного   поведения   одаренного   ребенка   в   его   взаимодействии   с окружающей   средой,   потому   что   ребенок   не   всегда   способен   осознать,   что другие воспринимают мир совсем не так, как он. Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия со стороны сверстников. Исходя из вышеперечисленных фактов можно сделать вывод, что одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. К.   Сили  определил   следующие   профессиональные   умения   педагога, необходимые для работы с одаренными учащимися: 1) умение проектировать процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования учащегося; 2) умение модифицировать учебные программы; 3) умение стимулировать познавательные способности учащихся; 4) умение работать по специально разработанным учебным планам; 5) умение предоставлять консультации ученикам и их родителям. Методы   обучения являются   важным   фактором   успешности   усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Создание   и   постоянное   совершенствование   методической   системы   –   залог успеха работы с одаренными детьми.  У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, поэтому основными методами являются:  Проблемный (поисковый).   Данный   метод   предполагает  создание   на   занятиях   ситуации познавательного   затруднения,   в   результате   чего   происходит   творческое овладение   знаниями,   навыками,   умениями   и   развитие   мыслительных способностей. Эвристический (частично­поисковый) метод  состоит в том, что ученика путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, с целью развития в нем способности комбинировать известные данные.   Исследовательский   метод  способствует   развитию   и   индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.    В   основе   проектного   метода, который,   по   словам   Дж.   Дьюи,   можно охарактеризовать   как   «обучение   через   делание»,   лежит   самостоятельное формулирование учащимся учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов  решения, анализ деятельности и выводы, формирование   новых   знаний   и   приобретение   нового   учебного   и   жизненного опыта.  Не стоит забывать, что методы и формы работы с одаренными детьми следует разделять на урочные (традиционные) и внеурочные (инновационные). Работа   в   парах   и   группах,   дискуссия,  разноуровневые   индивидуальные задания   и   составление   карточек­консультантов   и   таблиц   по   пройденному материалу широко применяются во время работы на уроках. К традиционным методам также можно причислить групповые занятия с сильными учащимися параллельных   классов   и   работу   «учителем»,   то   есть   проведение   одним   или несколькими учащимися фрагмента урока для одноклассников. Однако одним из важнейших принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми является принцип возрастания роли внеурочной деятельности. К ней, в первую очередь, относятся разного рода факультативы, кружки   по   интересам,   творческие   мастерские,   научные   кружки,   спортивные соревнования, фестивали, интеллектуальные игры, различные конкурсы, научно­ практические конференции, участие в Малой академии искусств  и народных ремесел  (МАИиНР)   и     Малой   академии   наук  (МАН)  «Искатель»,   работа   по индивидуальным планам, а также сотрудничество с другими школами.  Именно во   внеурочной   сфере   наиболее   ярко   проявляется   исследовательская деятельность учащихся. Напомним, что под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися   творческой   задачи.   Научно­исследовательская   работа   учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками, т.е.   учащиеся   больше   не   являются   пассивными   реципиентами   информации. Данный   вид   деятельности   помогает   им   глубже   разобраться   в   своих способностях и умениях.  Важнейшей   формой   работы   с   одаренными   учащимися   также   являются предметные и межпредметные олимпиады. Театрализованные   праздники  –  еще   одна особая   форма   работы с одаренными детьми, поскольку здесь учащиеся имеют возможность не только реализовать   актерский   талант,   непосредственно   участвуя   в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские способности. Принципиально значимым в организации учебно­воспитательного процесса с   одарёнными   учащимися   является использование   информационно­ коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле.  Залог успешной работы с одаренными детьми – органическое сочетание традиционных и инновационных форм и методов обучения.  Однако   следует   помнить,   что   методы   и   формы   работы   с   одаренными детьми     должны   также   сочетаться   с   методами   и   формами   работы   со   всеми учащимися школы и в то же время отличаться определённым своеобразием. В рамках организации работы с одарёнными учащимися не следует выделять их в особые   группы,   они   должны   обучаться   вместе   с   другими   хорошо подготовленными и способными школьниками. Такой подход позволит создать условия  не только для дальнейшей социальной адаптации одарённых детей, но и для максимально возможного развития всех учащихся школы. При этом не стоит исключать   возможность   объединения   одарённых   учащихся   в   группы   для выполнения ими различного рода проектной деятельности. Одаренные   дети   намного   быстрее   перерабатывают   и   усваивают полученную   информацию,   обладают   высоким   энергетическим   уровнем   и уровнем познавательной активности, более самостоятельны и работоспособны, выбирают задания более высокой сложности, поэтому для них создаются особые методы   и   формы,   которые   дают   возможность   выбрать   подходящие   им   виды творческой   деятельности.  Таким   образом,   каждый   учитель   в   работе     с одарёнными   детьми   должен   использовать дифференцированный   подход, который   позволяет   не   только расширять   и   углублять   образовательное  пространство предмета, но и учитывать индивидуальное продвижение каждого одаренного ученика.  1) Бурменская, Г. В., Слуцкий В. М. Одаренные дети / В. Г. Бурменская, В. М. Слуцкий. – М. : Прогресс, 1991. – 376 с. ЛИТЕРАТУРА 2)   Дьюи,   Дж.   Введение   в   философию   воспитания   /   Дж.   Дьюи.   –   М.   : Работник просвещения, 1921. – 63 с. 3) Тарасье Ж. Сверходаренные дети или отягчающее раннее развитие / Ж. Тарасье. – М. : Академия, 1999. – 469 с. 4) Теплов Б. М. Способности и одарённость / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. – М. : Моск. Ун­та, 1982. – С. 9­20. 5) Щорс В. В. Организация работы с одаренными детьми / В. В. Щорс // Технология. Все для учителя! – № 11. – 2014. – С. 2­10.

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"

Статья по теме"Содружество инновационных и традиционных форм и методов работы с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018