В статье рассматриваются трудные случаи написания слов в русском языке, предлагается трактовка отдельных орфографических правил, упрощающая восприятие учениками орфограмм. В частности, автор статьи останавливается на правописании гласных после шипящих в разных частях речи, предлагает алгоритм усвоения этого правила, приводит примеры в таблице. Кроме того, в статье рассмотрены правила постановки запятой между однородными членами предложения. Этот материал поможет и учителю, и ученику разобраться в правилах русского языка.документ Word
статья 1.doc
Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Поговорим об орфографии и пунктуации…
Что можно было бы изменить в правилах русской орфографии и
пунктуации?.. Правила русской орфографии и пунктуации – это веками
сложившиеся нормы литературного языка, которыми мы руководствуемся
при создании текстов, независимо от того, к устной или письменной форме
речи они относятся. Безусловно, система эта совершенна и вряд ли требует
какогото вмешательства извне. Позволю себе лишь некоторые комментарии
относительно двух правил в школьном курсе.
За двадцать лет работы в школе я убедилась в том, что некоторые
правила орфографии можно было бы «подавать» иначе для более быстрого
восприятия, запоминания и осмысленного применения учениками. Особенно
это необходимо в старших классах, когда на уроках мы повторяем, обобщаем
и углубляем полученные в среднем звене знания. Возьмём, к примеру,
орфограммы, связанные с написанием гласных ЕЁО после шипящих в
суффиксах разных частей речи. В 5 – 6 классах мы говорим отдельно о
существительных, прилагательных, наречиях, оканчивающихся на –О,Е, в
седьмом классе к этим частям речи добавляется причастие. Внимание ребят
нацеливается на следующую формулировку: в суффиксах существительных,
прилагательных, наречий (на –О,Е) под ударением пишется О, без ударения –
Е, в суффиксах причастий пишется под ударением Ё, без ударения Е. О
словах, типа «дирижёр», «ретушёр» говорится лишь в примечании, а к таким
словам, как «корчёвка», «тушёнка», комментария нет. Поэтому, к сожалению,
ученики даже старших классов не всегда умеют объяснить различное
написание слов «зайчонок» и «корчёвка», зачастую относят второе слово к
словарным словам, или, что ещё сомнительнее, к словамисключениям. Что
делать в такой ситуации? Вопервых, с пятого класса я знакомлю ребят с
понятием «отглагольная часть речи». Так, например, отглагольные
существительные «корчёвка», «тушёнка», «ночёвка» образованы либо
непосредственно от глагола («корчевать», «ночевать»), либо от отглагольного
Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Поговорим об орфографии и пунктуации…
прилагательного («тушёный»). В этом случае ребятам становится понятнее и
морфемное деление данных слов: корчёвка, тушёнка, ночёвка. Обучая
составлению словообразовательной цепочки, необходимо предлагать наряду с
обычными и отглагольные существительные. Ведь, сопоставляя их, ученик
учится видеть разницу в образовании слов: нож – ножовый – ножовка и
ночь – ночевать – ночёвка, собака – собачонка и тушить – тушёный –
тушёнка. Вовторых, старшеклассникам лучше предложить блок орфограмм
о написании ЕЁО после шипящих в суффиксах разных частей речи. Это
очень важно для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Опорную запись при
повторении можно представить в форме таблицы:
букв
а
е
о
ё
часть речи
условие
примеры
существительное
прилагательное
наречие
причастие
глагол
существительное
прилагательное
наречие
существительное
без ударения
под ударением
отглагольное
обозначает
занятий
род
под ударением
отглагольное
исключение
под ударением
причастие
прилагательное
наречие
глагол
Ребёночек, кружочек
Лицевой, биржевой
Певуче, легче
Приученный, захваченный
Размежевать
Зайчонок, пушок, чащоба
Песцовый, холщовый
Горячо, свежо
Размежёвка, раскорчёвк
а, толчёнка, сгущёнка
Дирижёр, ретушёр, стаж
ёр, вояжёр, ухажёр
Смущённый, решённый
Толчёный, тушёный
Ещё
Раскорчёвывать
*в таблице выделены те суффиксы, которые объясняются данным
правилом.
Так что, помоему, было бы разумно уже в 5 классе при объяснении
орфограммы «Гласные ЕЁО после шипящих в суффиксах
Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Поговорим об орфографии и пунктуации…
существительного» знакомить учащихся с понятием «отглагольная часть
речи», предлагая разные случаи написания суффиксов данной части речи.
Что касается пунктуации, здесь необходимо не только знание теории, но
и умение воспринимать особенности синтаксических конструкций. Возьмём, к
примеру, правило о постановке запятых в простом предложении между
однородными членами, связанными сочинительными союзами, в частности,
союзом И. Основное правило не вызывает сомнения: запятая ставится перед
повторяющимися союзами, начиная со второго однородного члена
предложения («И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее
крутой.»(А. Пушкин)). Перед одиночным союзом И запятая не ставится («В
горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.»(И.Бунин)).
Затруднение у учащихся вызывают предложения, в которых первый союз И
пропущен, но подразумевается. Его необходимо восстановить, чтобы
безошибочно расставить знаки препинания. В предложении: «Перед глазами
ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил
кудато в бесконечность» (В.Короленко) – ребятам сложно подставить
подразумевающийся союз перед первым сказуемым, потому что порядок слов
в начале предложения нарушен. Было бы легче правильно оформить запись,
если бы предложение начиналось так: «Перед глазами океан ходил, и …». В
этом случае ученики верно называют пропущенный союз И перед сказуемым
«ходил» и следующий союз воспринимают уже как повторяющийся, ставят
перед ним запятую. Обычно без сомнений проходит работа с такими
предложениями, как: «Буран, и вьюга, и холода задерживали наше
продвижение», «Эта мельница, и кустарник, и запах листьев – всё было ново,
необычно». Здесь легко восстанавливается союз И, поэтому затруднений не
возникает. Таким образом, при подборе примеров на это правило необходимо
руководствоваться именно возможностью преобразования предложения.
Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский Педагогическая мастерская. Мысли вслух. Поговорим об орфографии и пунктуации…
В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас не просто учитель,
наставник для ребят. Порой приходится быть и волшебником, открывая
ученикам маленькие секреты большой науки – языкознания.
Шевяхова Э.Ш., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 с.Раевский
Статья "Поговорим об орфографии и пунктуации... "
Статья "Поговорим об орфографии и пунктуации... "
Статья "Поговорим об орфографии и пунктуации... "
Статья "Поговорим об орфографии и пунктуации... "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.