Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Оценка 5

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия
Взрослым
02.06.2017
Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
В статье описываются самостоятельная деятельность учащихся на уроках химии. Учителем предлагаются различные виды заданий, которые способствуют развитию самостоятельного овладения знаниями. Результатом является формирование мировоззрения и применение имеющихся знаний в учении и практической деятельности у обучающихся.Предлагаются примеры заданий для организации самостоятельной работы учащихся на уроках химии.Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
статья по химии.docx
«ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ» Баймухаметова Б.Т.,                                       учитель химии                                                                    КГУ «Карагайлинская средняя                                                              школа отдела образования  акимата Алтынсаринского района» Ключевые   слова:   переориентация,   познавательность,   деятельность системы   знаний,  важность,   мировоззрение,   практика,  стимулирование, конкретность, логичность. Кілтті   сөздер:  қайта   бағдарлау,   таным,   маңызы   ілгерілету   іс­шаралары, тәжірибе, білімдер жүйесін, нақты және консистенциясы. Keywords:  reorientation, cognition, activities of promotion of the importance, outlook, practices, knowledge systems, concreteness and consistency. Аннотация: В статье описываются самостоятельная  деятельность учащихся на уроках   химии.   Учителем   предлагаются     различные   виды   заданий,   которые способствуют   развитию   самостоятельного овладения знаниями. Результатом является формирование   мировоззрения   и   применение имеющихся знаний в учении и практической деятельности у обучающихся.  Аңдатпа:  Бұл мақалада химия сабағында оқушылардың тәуелсіз қызметін сипаттайды. Мастер білімді өзін­өзі меңгеру дамуына ықпал тапсырмаларымен ұсынады. Нәтижесі әлемнің қалыптастыру және студенттер арасында оқыту және практикада қолданыстағы білім пайдалану болып табылады. Аnnotation: This article describes the independent activity of pupils in chemistry classes. Master offers   a   variety   of   tasks   that   contribute   to   the   development   of   self­mastery   of knowledge.   The   result   is   the   formation   of   the   world   and   the   use   of   existing knowledge in the teaching and practice among students.   «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной  деятельностью, собственными силами, собственным напряжением» А. Дистервег. Бурный рост научной информации, становление науки требуют некоторой переориентации   обучения   учащихся.   Всякая   попытка   учителя   «внести»   в ребенка   знания   не   приносит   желаемых   результатов,   если   неорганизованна собственная деятельность ученика, причем деятельность, которая приносит ему переживания,   положительные   эмоции   от   преодоления   трудностей,   открытий, полученных   результатов   и   главное,   от   самой   познавательной   деятельности. Сегодня  всё  большее   значение  приобретает  ориентация  на привитие  навыков самостоятельной   работы,   на   умение   учиться   самому.   В   настоящее   время наблюдается   снижение   интереса   к   учёбе,   интеллектуальная   пассивность, поэтому основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов   учащихся,   переориентация   обучения   с   усвоения   готовых   знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности и критичности мышления, умения работать с информацией. [1].         Организация   самостоятельной   работы,   руководство   ею   —   это ответственная   и   сложная   работа   каждого   учителя.   Воспитание   активности   и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся.   Эта   задача   выступает   перед   каждым   учителем   в   числе   задач первостепенной важности. Самостоятельная работа ­ это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство   вовлечения   учащихся   в   самостоятельную   познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации [2].      Самостоятельная работа ­ это такая работа, которая выполняется без непосредственного   участия   учителя,   но   по   его   заданию,   в   специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий [3]. При   выполнении   учащимися   самостоятельных   работ   любого   вида руководящая   роль   должна   принадлежать   учителю.   Учитель   продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы. Он обучает   учащихся   методам   самоконтроля   и   осуществляет   контроль   за качеством, изучает индивидуальные особенности учащихся и учитывает их при организации самостоятельной работы [4].  Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь   ввиду   две   тесно   связанные   между   собой   задачи.   Первая   их   них заключается   в   том,   чтобы   развить   у   учащихся   самостоятельность   в познавательной   деятельности,   научить   их   самостоятельно   овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно   применять   имеющиеся   знания   в   учении   и   практической деятельности [5].    Каждая самостоятельная работа – это единая цепь, направленная на формирование   системы   знаний.   В   целом,   все   самостоятельные   работы  содержат   конкретный   материал,   соответствуют   целям   и   задачам   урока, способствуют развитию умений и навыков [1].               На   своих   уроках   стараюсь   формировать   у   учащихся     навыки самостоятельной   работы.   Ведь     самостоятельная   работа   дает   им   полное усвоение материала по предмету.    Примеры заданий для организации самостоятельной работы  учащихся на уроках химии       Задания   для   самостоятельных   работ   первого   типа   (копирующих) заключают   в   себе   требование   выполнить   те   или   иные   действия   по   образцу. Задания требуют в основном воспроизведения знаний, однако они, несомненно, оказывают определенное развивающее влияние на учащихся. Выполняя работу, учащиеся   перестраивают   и   систематизируют   приобретенные   знания. Самостоятельная работа в этих случаях служит цели улучшенного осмысления нового,   закрепления   в   памяти   изученного   материала.   Например,   работа   с вопросами следующего теста:  Какое из перечисленных веществ имеет ионную кристаллическую  решётку?  А)SiO2  Б)O2  В)BaCl2  Г)HCL        Самостоятельные   работы   частично­поискового   характера побуждают учащегося к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа работ предоставляют учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенной задачи на основании имеющихся знаний.     По существующему ионному уравнению написать полное ионное и  молекуляр­ное уравнения реакции:  Zn2+ + S2­ = ZnS Здесь   учащиеся   должны   дополнить   недостающие   звенья,   а   именно подобрать те вещества, которые при растворении в воде дают названные ионы, правильно записать формулы этих веществ и уравнения реакции.  Заданиями такого типа являются распространенные в практике обучения упражнения,   основанные   на   знании   генетической   взаимосвязи   и   свойствах изучаемых веществ.    Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить  следую­щие превращения NH4CI   NH→ 3  →  NO  →  HNO 3   NH→ 4NO3 В данном задании необходимо подобрать те вещества, которые будут реагиро­вать с образованием указанного продукта, вспомнить условия реакций и правильно написать химические уравнения.        Исследовательские   самостоятельные   работы  –   один   из   методов проблемного   обучения.   Такие   работы   представляют   собой   небольшие ученические исследования, в результате которых учащиеся приобретают новые знания   или   узнают   новый   способ   действия.   Как   известно,   исследование начинается   с   вопроса.   Вопрос   вызывает   затруднение.   Появляется   цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты   путей   решения.   Выбирается   после   анализа   оптимальный   вариант действия,   он   осуществляется   и   затем   делается   вывод.   Такова   общая   схема выполнения   исследовательских   самостоятельных   работ.   Она,   конечно,   может видоизменяться в зависимости от содержания изучаемого вопроса, от источника знаний и т.д.  Примером исследовательской самостоятельной работы может служить выполнение   учащимися,   например,   такого   задания:   требуется   получить   в лаборатории   хлорид   меди   (II)   в   кристаллической   форме.   Предложите   и осуществите   два   наиболее   удобных   в   практическом   отношении   способа получения.  Исследовательская   самостоятельная   работа   проводится   не   только,   как экспери­ментальная.   Такого   типа   работа   может   быть   и   теоретической. Например, если в 9 классе нужно предсказать и сравнить свойства элементов той   или   иной   подгруппы,   а   также   строение   и   свойства   их   соединений,   то учащимся   можно   предложить   самостоятельно   поработать   со   справочной литературой.   Там   они   найдут   сведения   о   количественных   показателях прочности   и   длины   связи   в   молекулах,   об   электроотрицательности,   о   типах кристаллических решёток и т.п. На основании такого исследования, требующего сопоставления,   анализа,   использования   теории   как   метода   объяснения   и прогнозирования,   учащиеся   самостоятельно   приходят   к   новому   знанию   об общих   и  некоторых   особенных   свойствах   веществ,   образованных   элементами одного семейства.  Примером   фронтальной   работы   может   служить   работа   учащихся   по одному или нескольким аналогичным вариантам заданий «средней» трудности. Так,   в   9   классе   организуется   самостоятельная   работа   с   целью   закрепления знаний о составлении уравнений электролитической диссоциации веществ.  Вариант 1 1.Какие   из   веществ   при   растворении   в   воде   образуют   электролиты: Cu(NO3)2,  BaSO4,   CaCO3,   Zn(OH)2,   CaCI2.Назовите   их   и     запишите   уравнения диссоциации. 2.Какие   ионы   (попарно)   будут   связываться   в   малодиссоциирующие вещества в растворе, содержащим ионы: H+, Ba2+, OH­, Cu2+,K+, SO42­. Запишите уравнения реакций.  Вариант 2 1. Какие из веществ при растворении в воде образуют электролиты: H2SO4, Cu(OH)2,   BaCI2,   Na2CO3,   AgCI,   Ba(OH)2.   Назовите   их.   Запишите   уравнения диссоциации.  2.   Какие   ионы   (попарно)   будут   связываться   в   малодиссоциирующие вещества в растворе, содержащем ионы: Ag+, CI­, Ba2+, Cu2+, NO3 уравнения реакций.  ­,OH­.Запишите      Групповая работа объединяет учащихся в звенья по 2 или 4 человека. Она также выполняется всеми учащимися класса в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом. Возможны случаи, когда групповая работа организуется не со всеми учащимися класса, лишь часть из них образует звенья. Тогда остальные могут участвовать в выполнении фронтальной работы.        В   качестве   примера   групповой   работы   можно   привести   выполнение учащимися 9 класса такого задания.  Задание. Работа лабораторная (для 4 человек).  Цель: разобраться в сущности реакций ионного обмена между веществами, одно из которых практически нерастворимо в воде.  1. Проведите реакции между данными веществами. Если нужно, нагрейте реагирующую смесь.  2. Поясните сущность реакций соответствующими уравнениями. (Каждый учащийся   пишет   химическое   уравнение   проведенной   реакции   в   полной   и сокращенной ионной форме).  Проверьте   правильность   записей   друг   у   друга.   Сделайте   вывод:   чем различаются записи ионных уравнений реакций, идущих: а) между веществами, растворимыми   в   воде,   и   б)   между   веществами,   одно   из   которых   в   воде нерастворимо?      Другая методика организации индивидуальной самостоятельной работы основана   на   том,   что   учитель   составляет   задания,   состоящие   из   вариантов заведомо разной сложности. Если учащиеся знают, что варианты задания разной сложности, и учитель предлагает выполнить их по выбору, предупреждая при этом,   что   поставит   оценки,   соответствующие   сложности,   то   в   этих   случаях воспитывающая роль работы сводится на нет.       Важно иметь в виду, что работа учащихся по дифференцированным заданиям   служит   цели   не   контролирующей,   а   обучающей.   Поэтому   отметки должны   соответствовать   качеству   выполненной   работы   независимо   от   её сложности по отношению к среднему уровню. За правильно выполненное задание облегченного варианта можно выставить отметку «5» в тетрадь учащемуся. В классный   журнал,   как   правило,   выставляют   отметки   за   фронтальные самостоятельные   работы,   поскольку   оценить   действительный   уровень   знаний учащихся можно на основании единых требований, заложенных в заданиях, как правило, средней сложности.  Примером   задания   для   индивидуально­дифференцированной самостоятель­ной   работы   может   служить   следующее.   9   класс.   Тема «Электролиты» Вариант 1 (упрощенный) 1.   Напишите   уравнения   диссоциации   следующих   веществ:   CaCI2,   HBr, NaOH. НАЗОВИТЕ ОБРАЗУЮЩИЕСЯ ИОНЫ.  2. Как обнаружить в растворах ионы ОН­ и Н+? Вариант 2 (средней сложности) 1. Составьте формулы солей, образованных серной кислотой и металлами: натрием, алюминием. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы.  2.   Какие   вещества   содержаться   в   водопроводной   воде,   в   которой обнаружены ионы Na+, Ca2+, Fe3+, CL­, SO4 2­, HCO3 ­ ? Вариант 3 (усложненный) 1.   Составьте   формулы   солей,   образованных   фосфорной   кислотой   и натрием, азотной кислотой и цинком. Напишите уравнения их диссоциации и назовите ионы. 2. Приведите по три примера веществ, при растворении которых в воде образуются ионы: а) CL­, б) Fe3+ Итак,   самостоятельная   работа   учащихся   как   определенный   способ обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам, как дидактическая направленность, особенность (тип) познавательной деятельности учащихся, форма организации работы, вид источника знаний.  Широкое   применение   самостоятельной   работы   в   учебном   процессе позволяет   упорядочить   его,   а   именно,   сократить   объём   домашнего   задания, уменьшить   время   его   выполнения,   рационализировать   приёмы   работы   по заданиям.         Использование   различных   видов   самостоятельных   работ   помогает преподава­телю   повысить   уровень   знаний   обучающихся,   активизировать познавательную   активность,   разнообразить   работу   с   обучающимися,   как   при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.     Каждая   самостоятельная   работа   –  это   единая   цепь,  направленная   на формирование системы знаний. В целом, все самостоятельные работы  содержат конкретный   материал,   соответствуют   целям   и   задачам   урока,   способствуют развитию умений и навыков Организация самостоятельной работы на уроке ­ очень ответственная и сложная   работа   для   каждого   учителя.   Учитель   должен   научить   учащегося самостоятельно   овладевать   знаниями,   формировать   свое   мировоззрение,   и главное, научить применять полученные знания в  практической деятельности.   Эффективность любой самостоятельной работы, формирование навыков самостоятельной  деятельности  во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у ученика еще не окончен процесс корректировки собственных знаний, когда он еще не успел послать ошибочную информацию на хранение   в   память.   Обобщая   выше   изложенное,   можно   сказать,   что самостоятельная работа стимулирует процесс обучения, она является средством борьбы с формализмом в знаниях учащихся, способствует развитию логического мышления учащихся и улучшению качества химической подготовки [6].  Литература: 1. metod­kopilka.ru› samostoyatelnaya        _  rabota  …   na   …   himii  … 2. Пидкасистый   П.И.   Самостоятельная   познавательная   деятельность школьников в обучении.­М.1980. 3. Ёсипов   Б.П. Самостоятельная   работа   учащихся   на   уроках.   ­   М.: Учпедгиз, 1961. 4. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе   самостоятельной   учебной   работы   учащихся.­М.:   Высш.   Школа, 1979. 5. BestReferat.ru›referat­50691.html 6. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1998.

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ, КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Статья: «ПОИСКОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ,  КАК КОМПОНЕНТ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017