Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Оценка 4.6

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Оценка 4.6
Руководства для учителя +1
docx
русский язык +1
Взрослым
07.06.2018
Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: - осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров; - пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); - ответы на вопросы; - анализ и интерпретация произведения; - составление планов; - характеристика литературного героя; - написание отзыва о произведении; - написание сочинения. Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности: - нахождение границ предложений в тексте; - деление текста на абзацы; - восстановление деформированного текста; - собирание текста из фрагментов; - определение темы, главной мысли, идеи; - озаглавливание; - дописывание концовки текста; - создание текстов разных стилей, разных типов речи. «Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика.
приемы раб с текст.docx
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Новые   ФГОС   декларируют     как   основной   приоритет   образования формирования   у   школьников     общеучебных   умений   и   навыков,   а   также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.   Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения   воспринимать   устную   и   письменную   речь   (аудирование   и   чтение) формируются   в   сочетании   с   умениями   строить   устное   и   письменное высказывание   (говорение   и   письмо).   В  каждом   виде   речевой   деятельности формируются умения,  общие для всех видов.  Конечная цель обучения русскому языку ­   это практическая грамотность, речевая   и   языковая   компетентность   учащихся.   Соединить   деятельность школьников   по   выработке   практических   навыков   грамотного   письма   и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.  Схематически это можно представить следующим образом:       Аудирование      ↔         Чтение ↕ Текст         ↕    Говорение            ↔        Письмо М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете,  SMS­сообщение,   заявление     о   приеме   на   работу,   школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.  Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности: ­   осознанное,   творческое, произведений разных жанров;   выразительное   чтение   художественных ­ пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием); ­ ответы на вопросы; ­ анализ и интерпретация произведения; ­ составление  планов; ­ характеристика литературного героя; ­ написание отзыва о произведении; ­ написание сочинения. Цель   работы   с   текстом   на   уроках   русского   языка   –   постижение закономерностей   построения, знакомство   со   стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими   ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности: ­ нахождение границ  предложений в тексте; ­ деление текста на абзацы; ­ восстановление деформированного текста; ­ собирание текста из фрагментов; ­ определение темы, главной мысли, идеи; ­ озаглавливание; ­ дописывание концовки текста; ­ создание текстов разных стилей, разных типов речи. «Труд читателя,   по мнению В.Г. Маранцмана,   измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед   собой   вопросы,   находить   ответы   и   радоваться».   Это     есть   путь   от читательских впечатлений  к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом 1. Комплексный анализ текста. Интерес   к   этому   приему   работы   с   текстом   продиктован   необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом   текста   начинается   в   5   классе   на   уроках   русского   языка   и продолжается   до   11   с   учетом   возраста   и   полученных   знаний.   Ученики приучаются   к   первичным   основам   лингвистического   комплексного   анализа текста. Пример такой работы:  Текст 1. Прощальными  ра(с;з)катами  прогр..мели   летние  грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло. В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды.  Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда   в   полдень   припекает   со..нце,   замечает..  особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли крас­ ки летней поры. Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и  посеревших от ноч..ной прохлады туманах. 1.Озаглавьте текст. 2.Тема текста 3. Основная мысль текста 4.Стиль текста 5.Тип текста (По А. Марину.) 6.Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Произведите фонетический разбор слова  еще 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты 9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает 10. Произведите морфологический разбор одного глагола 2­го лица. 11.Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения. 12.Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое  сочинение об этом. Текст 2 Еще вчера, на со..нце млея  Последним лес др..жал листом, И оз..мь пышно зеленея  Л..жала бархатн..м к..вром.  Глядя надменно, как бывало,  На жертвы холода и снега,  Себе н.. (в) чем (не) изменяла  (Не) поб..димая сосна.  Сегодня вдруг и..чезло лето;  Бело, безжизненно кругом,  Земля и небо — все одето  Каким (то) тускл..м сер..бром. (А. Фет.) 1. Озаглавьте текст. 2. Стиль текста 3. Тип текста 4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно,  пропущенные буквы. 5. Произведите фонетический разбор слова млея: 6.  Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения. 7. Определите лексическое значение слов: млеть, надменно 8. Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу. 9. Произведите морфологический разбор одного деепричастия. 10.  Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты Текст 3 Глава 1­ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ. Статья 1. 1.Р..ссийская Ф..дерация — Р..ссия есть демократическое ф..деративное  пр..вовое г..сударство с р..спубликанской формой правления. 2. 3.Наименования «Р..ссийская Ф..дерация» и «Р..ссия» (равно) значны. Статья 2. Человек,   его   права   и   св..боды   ..вляются   высш..й  це(н,   нн)остью   в Р..ссийской   Ф..дераци...   Пр..знание,   соблюдение   и   защита   (не)   отьемлемых прав и свобод человека и гр..жданина — обязанность г..сударства. Статья 3. 1.Носителем суверенитета и единственным источником власти в  Р..ссийской Ф..дераци„ ..вляется ее (много) н..циональный народ. 2.Народ   Р..ссийской   Ф..дераци..   осуществля..т   свою власть (не)  посредственно, а так (же) через органы государетве(н, нн)ой власти и органы  мес(?)ного (само) управления. 3.Высшим выражением (не) посредственной власти народа  ..вляются р..ферендум и свободные выборы. 4. (Ни) кто (не) может пр..сваивать власть в Р..ссийской Ф..дераци...  Узурпация государстве(н, нн)ой власти ..вляет ся особо тяжким  пр..ступлением. Задания: 1.Выразительно прочитайте текст 2.Докажите, что это текст. Укажите признаки текста (членимость, смысловая  цельность, связность). 3. Определите тему текста. 4. Определите его основную мысль. 5. Определите стиль текста. 6. Определите тип речи текста. 7. Выполните лексический анализ текста: а) определите лексическое значение характерных для данного текста слов  (двух­трёх по выбору); б) определите, есть ли в тексте многозначные слова, слова, употреблённые в  переносном значении, синонимы и антонимы; в) определите специфические особенности лексики. 8. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки  препинания. Проанализируйте орфографию и пунктуацию данного текста. 9. Выполните указанные виды разбора. 2. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является   «ПИСЬМО   С   ДЫРКАМИ».     Этот   прием   подойдет   в   качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. а)  при знакомстве в 5 классе с понятием «текст» предлагается восстановить древний  пергамент, в которой  некоторая информация  оказалась утраченной. Текст – это связанное … на определенную…  В   большинстве   случаев   текст   состоит   из   нескольких…,   связанных   между собой… и посвященных одной… Основные признаки текста 1. Единство… текста 2. Наличие… мысли текста 3. Относительная…. Текста 4. Определенный…предложений 5. …связь предложений в тексте. б) знакомство с порядком морфологического разбора имени  существительного.  Составление рассказа о существительном по опорным  словам. 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного ­ … падеж…числа. 2)  Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …,  или … роду,  к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения , если… .    (ПО ПРЕЗЕНТАЦИИ) 2.  Формы и методы работы с текстом Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся  инновационные педагогические технологии ( например, технология развития  критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту  позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, присвоить  новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к  изучаемому материалу.  Средством создания речевых возможностей на уроке признается система  ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания  самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в  стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: « Вы  экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов. Стараетесь описать  картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно  нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше  справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода.  Запишите получившийся текст.  Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить  свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению. Помогают в этом и коммуникативно­речевые упражнения.  Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи.  Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической  стороны?  1. Язык не стрела, но пуще стрелы разит.  2. Красную речь хорошо и слушать.  3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно.  4. Красное дерево редко, красное слово метко.  Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на  уроке. Например:  1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.  2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.  3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы  получилась метафора.  Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность,  способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся уроки, где  как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные  виды уроков, как уроки­исследования, уроки­семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу  с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.  Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.  Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике  работы такой урок (урок­исследование, урок словесности, деловая игра и т.  п.) состоит из следующих этапов:  • целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем,  получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;  • планирование ( школьники вникают в содержание и идею текста;  размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в  справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий);  • исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);  • дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют,  корректируют свои наблюдения);  • итоговая творческая работа.  Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме:  учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения­миниатюры, оформляют свои размышления над текстом,  готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только  результат, но и процесс работы.  Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами,  заданиями, справочным и инструктивным сопровождением  На всех видах вышеназванных уроков учителем создается особая  образовательная ситуация, когда через общение ученик­учитель, ученик ­  ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и  практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение  становится обязательным условием учебной деятельности. При этом урок  сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приемы и  средства обучения через создание на разных этапах урока речевых ситуаций,  расширяется применение современных педагогических технологий  (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и  разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных  технологий), неурочных форм организации деятельности.  Одно из важных условий применения данного опыта ­ переход от  традиционного обучения к личностно ориентированному. Такой подход  требует становления педагога как профессионала, легко ориентирующегося в  инновациях.  Степень новизны и содержание необходимых изменений  Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития  учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения  русскому языку, творческом переосмыслении традиционных  методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение  традиционной структуры урока) , возрастных особенностей и психологии,  индивидуально­творческих возможностей и мотивов учащихся.  Прогнозирование результатов.  В результате применения разработанных методических приемов  предполагается достижение следующих результатов:  • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;  повышение интереса к русскому языку и литературе; • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности  обучения;  • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы,  презентации;  • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных  стилей и жанров;  • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных  творческих конкурсах.

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2018