Статья "Проблема насилия над детьми в семье"
Оценка 5

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Оценка 5
Семинары
docx
психологическая работа +2
Взрослым
15.09.2018
Статья "Проблема насилия над детьми в семье"
В данной статье рассмотрена тема насилия над детьми в семье. Раскрыты такие формы жестокого обращения с детьми, как физическое, эмоциональное и сексуальное насилие и их влияние на психику ребенка. Большое внимание уделено ответственности взрослых за нанесенный вред психическому и физическому здоровью маленького человека.
Насилие над детьми в семье .Статья.docx
Проблема насилия над детьми в семье. Насилие   над   детьми   в   семье   является   одним   из   серьезнейших   вопросов современности.   Сложность   данной   проблемы   заключается   в   широком   распространении семейного насилия, и в тоже время в отсутствии достоверной статистики. Всем понятно, что цифры приводимые в сводках МВД или отчетах органов опеки очень занижены. То, что происходит в семье скрыто от посторонних глаз и не подвергается огласке. Дети боятся пожаловаться или не знают куда обратиться, а если и решат прибегнуть к помощи, всегда ли они ее найдут? Запуганные дети молчат, и чем больше и дольше длится травматизация, тем непоправимей вред, наносимый здоровью и формированию личности ребенка. Российскими   учеными   выявлены   «сенситивные   к   насилию»   периоды   развития ребенка.   Это   дошкольный   и   подростковый   возраст.   В   это   время   наиболее   резко   идет перестройка  организма,  смена  гормонального  фона, появляются  личностные  изменения, меняется   поведение   ребенка.   Дети   становятся   капризными,   непослушными.   В подростковом   возрасте   к   этому   присоединяется   пробуждающаяся   сексуальность, ощущение себя взрослым, в тоже время неуверенность и ранимость. Нанесенная в этот момент травма нарушает естественное созревание личности ребенка. Психологи   различают   следующие   формы   жестокого   обращения   с   детьми.   Это физическое, сексуальное и эмоциональное насилие.  Воспитание,   предполагающее   использование   физических   наказаний,   применяется родителями для поддержки дисциплины. В некоторых семьях порка, затрещины, удары по лицу до сих пор остаются основными воспитательными приемами. Иногда для избиения ребенка родителям даже не требуется предлога, они совершают это в тот момент, когда слабо   контролируют   свое   поведение,   например,   находясь   в   состоянии   алкогольного опьянения.   Подвергающиеся   избиению   дети   из   страха   перед   наказанием   подчиняются, просят прощение, ломают себя. Систематические побои и порки превращают ребенка в покорную, неспособную принимать решения личность. Именно такие дети попадают под влияние   неформальных   лидеров,   становятся   орудием   в   чужих   руках,   или   в   отчаянии пытаются   покончить   жизнь   самоубийством.     Бывает   и   так,   что   ребенок,   долго подавляющий эмоции гнева, страха, унижения, подрастая, выплескивает свою агрессию на родителей,   не   считается   с   их   авторитетом,   грубит,   применяет   по   отношению   к   ним рукоприкладство. Таких детей легко вовлечь в преступную деятельность, направить их агрессию в более разрушительное русло. Поэтому   часть   психологов   считает,   что   физические   наказания   используют   те родители, которые в детстве подвергались жестокому обращению со стороны взрослых. И как следствие, сами нуждаются в специализированной помощи врачей и психологов.  Другой   распространенной   теорией   о   причинах   склонности   к   насилию   является социологическая теория, объясняющая данную проблему тем, что в современном обществе культивируется   такая   ценность   как   насилие,   обильно   льющееся   на   нас   с   экранов телевизоров и страниц прессы.    Следующим видом насилия является сексуальное насилие. Подобное обращение с ребенком в семье может сопровождаться физическим насилием, а может осуществляться и с согласия самого ребенка. Сексуальное насилие подразумевает не только половой акт, но и демонстрацию порнографии и половых органов. Статистика по данному виду насилия весьма   недостоверна.     Кровосмесительные   отношения   чаще   возникают   по   инициативе отчимов,   чем  родных  отцов.   Это  очень  тревожное  обстоятельство,   так  как  количество разводов, а значит повторных браков (и сожительств) стремительно растет.  Мать ребенка может знать о происходящем в семье. Однако из страха остаться одной не предотвращает подобные случаи, не заявляет на насильника. Встречаются случаи, когда ребенка в качестве сексуального объекта используют сразу оба родителя. Трагичны ситуации, когда мать узнав об инцесте, обвиняет во всем дочь, отказывая ей в помощи и моральной поддержке.  Половые   преступления   против   детей   (как,   впрочем,   и   другие   виды   насилия)   не зависят   от   принадлежности   семьи   к   той   или   иной   социально­экономической   или этнической   группе.   Так   в   видимо   благополучных   семьях   насилие   принимает   более изощренные   формы   и   более   тщательно   скрывается   как   насильниками,   так   и   самими жертвами, и потому не становится достоянием гласности.  Последствиями   пережитой   в  детстве   сексуальной   травмы   являются   трудности   в межличностных   отношениях,   сексуальные   нарушения,   депрессии,   чувство   вины,   потеря самоуважения.   Зачастую   такие   дети,   вырастая,   не   способны   наладить   собственную семейную   жизнь,   получить   сексуальное   удовлетворение   с   партнером.   Развивается недоверие   и   обида   к   окружающему   миру.   Последствия   сексуального   насилия   для мальчиков изучены особенно плохо.  Положение осложняется  и тем, что законодательством дети, подвергшиеся насилию незнакомцем   или   родным   человеком,   определяется   как   жертвы   одного   и   того   же преступления. Между тем, сексуальные связи между кровными родственниками являются самыми тяжелыми формами насилия, так как они лишают ребенка возможности выбраться из ситуации, прибегнув к помощи близких, лишают его опоры и ввергают в отчаяние от осознания безысходности своего положения.  Не менее серьезным является психологическое или эмоциональное насилие в семье и его влияние на ребенка. Оно является самостоятельной формой жестокого обращения, а также   лежит   в   основе   физического   и   сексуального   насилия.   Эмоциональное   насилие проявляется в различных формах. Это – отвержение (отказ удовлетворить потребности ребенка в форме сильной неприязни), отказ в эмоциональном отклике (пассивная форма отказа   ребенку   в   теплых   чувствах),   унижение   (прилюдное   унижение   или   высмеивание ребенка),   запугивание   (принуждение   ребенка   быть   свидетелем   надругательства   над любимым   человеком   или   угроза   применить   насилие   по   отношению   к   нему   самому), изоляция   (запрещение   ребенку   принимать   участие   в   семейных   праздниках,   запирание ребенка   в   темной   комнате),   эксплуатация   (например,   принуждение   к   половому сожительству) . Психологическое насилие является очень опасной формой жестокого обращения с детьми,   так   как   за   таковую   не   признается.   Распознать   его,   особенно   посторонним, практически невозможно. Кроме того, эмоциональное насилие не обязательно применяется как педагогическое средство родителем­садистом, оно может быть следствием достаточно распространенного чувства собственности взрослых по отношению к собственным детям. При этом вред психике ребенка наносится непоправимый. Заставляя ребенка что­то делать против   своей   воли,   родители   подрывают   его   веру   в   себя.   Недополучившие   внимания, недолюбленные дети, вырастая, испытывают значительные трудности в семейной жизни, у них непросто складываются отношения с супругом, супругой, собственными детьми. У них на долгие годы может остаться недоверчивое, негативное восприятие окружающего мира, людей. Они, при наличии огромной потребности в любви, с трудом учатся любить и быть любимыми. В подростковом возрасте дети, страдающие без любви, с несформированным чувством   собственного   достоинства,   тянутся   к   любому   человеку,   проявившему   к   ним внимание, а потому легко вовлекаются в преступные группировки, становятся жертвами сексуального насилия.    Распространение   семейного   насилия   вызывает   необходимость   правовой   защиты детей. В   международном   праве,   отраженном   в   Конвенции   о   правах   ребенка, предусматривается необходимость защиты ребенка от следующих угроз и посягательств: ­всех   форм   физического   или   психического   насилия,   оскорбления   или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения (ст. 19); ­всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст. 34); ­всех   форм   эксплуатации,   наносящих   ущерб   любому   аспекту   благосостояния ребенка (ст. 36);  ­бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 37). В   статьях   12­17   излагаются   права   детей   на   выражение   своих   взглядов,   своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к сбору и распространению информации. Российская Федерация ратифицировала положения Конвенции о правах ребенка 23 августа   1993г.   Ее   основные   положения   находят   свое   отражение   в   социальных правительственных программах и планах, в законодательстве нашего государства. Приняты такие   правовые   акты   как   «Об   основах   системы   профилактики   безнадзорности   и правонарушений   несовершеннолетних»,   «Об   основных   гарантиях   прав   ребенка   в   РФ», вышел ряд постановлений и нормативных актов, гарантирующих их выполнение. Семейный кодекс РФ строго регламентирует права детей и обязанности родителей по отношению к собственным детям. Как следует из статьи 63 Семейного кодекса (СК), родители   несут   ответственность   за   воспитание   и   развитие   своих   детей,   должны обеспечивать получение детьми основного общего образования. Статья 65 СК РФ говорит, что родители не в праве причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному   развитию. пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение.   Способы   воспитания   детей   должны   исключать В   соответствии   со   статьей   56   СК   ребенок   имеет   право   на   защиту   от злоупотреблений   со   стороны   своих   родителей.   Так,   до   достижения   14   лет   он   вправе самостоятельно обращаться за защитой в органы опеки и попечительств, а после 14 лет в суд.   Однако   самостоятельно   обратиться   за   защитой   в   ту   или   иную   организацию дошкольникам практически невозможно, да и более старшие дети не знают, где им смогут помочь, поэтому, как средство защиты чаще всего они выбирают бегство из дома. Законом   предусмотрена   и   ответственность   граждан,   которым   стало   известно   об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав. О каждом таком факте они обязаны сообщать в органы опеки по месту жительства. В свою очередь орган опеки и попечительства при получении таких сведений обязан принять все необходимые меры по защите   прав   и   интересов   ребенка.   В   соответствии   со   статьей   77   СК   РФ   при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка в качестве мер защиты органы опеки и попечительства имеют право немедленно отобрать ребенка у родителей, затем подтвердить в   суде   решение   об   отобрании   ребенка   у   родителей   с   лишением   или   без   таковых   их родительских прав. Правовым основанием такого изъятия является постановление органа местного самоуправления. В его основе должен лежать акт обследования условий жизни ребенка, где констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для жизни и здоровья обстановке и дается указание о немедленном отобрании ребенка. Жестокое   обращение   родителей   с   ребенком   может   послужить   основанием   для возбуждения   в   отношении   родителей   уголовного   дела.   Как   следует   из   статьи   15, преступления могут совершаться умышленно или по неосторожности. Пострадавшими от преступлений, предусмотренных рядом статей УК (106, 125, 131, 132, 150) могут быть только   дети,   но   чаще   всего   возраст   пострадавших   не   оговаривается.   И   крайне   мало проводится разница в насильственном действии со стороны незнакомца или родителей. Но физические увечья наносятся не только кулаками и подручными средствами. Дети без должного присмотра падают из окон, тонут, обжигаются. Наказать виновных в этих происшествиях помогает статья 125 УК, которая предусматривает ответственность за умышленное   оставление   без   помощи   малолетнего   или   тяжелобольного   ребенка   в   тех случаях, когда виновный мог оказать помощь и был обязан заботиться о нем, либо сам поставил его в опасное для жизни положение. К числу воздействий, наносящих ущерб здоровью детей можно отнести доведение несовершеннолетнего   до   состояния   опьянения,   вовлечение   его   в   потребление   средств, вызывающих одурманивание (ст. 151). Наказаниями за преступления против ребенка могут быть штрафы, исправительные работы, лишение родительских прав,  ограничение или лишение свободы. К сожалению, такие преступления как избиение, истязание, оставление в опасности долгое время скрыты от посторонних глаз и открываются только после того, как здоровью ребенка причинен непоправимый вред. Наше   законодательство   охраняет   и   половую   неприкосновенность   ребенка. Сексуальное насилие, совершенное близкими родственниками, родителями, в отдельный вид преступлений не выносятся и попадают под общие статьи.  Сложнее обстоит дело с правовой защитой детей от эмоционального насилия, т.к. таковое наиболее трудно определить и доказать. В Уголовном кодексе имеется крайне мало   подобных   статей,   среди   них:   статья   110,   предусматривающая   уголовную ответственность   за   доведение   жестоким   обращением   или   систематическим   унижением личного достоинства до самоубийства; статья 119, наказывающая за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.  Таким   образом,   закон   предусматривает   наказание   за   совершение   физического   и сексуального насилия и не много может сделать для предотвращения и наказания насилия психологического, как наиболее трудноопределимого, скрытого и сопровождающегося не всегда диагнозируемыми психическими расстройствами у ребенка. Трудность заключается в   том,   что   насилие   может   носить   скрытый   характер,   к   тому   же   матери   и   их   дети предпочитают не выносить сор из избы. Бывает детей угрозами и силой заставляют брать свои слова обратно. И самое страшное, с чем может столкнуться маленький ребенок­ это равнодушие или неверие взрослого, к которому он обратился за помощью. Кроме того, беда   еще   в   том,   что   после   суда   родитель­изверг   остается   в   семье,   получив   условное наказание   или   отделавшись   штрафом,   и   тогда   жизнь   ребенка   становится   еще   тяжелее. Ребенка  обвиняют  не  только  в  позоре семьи,  но и  в  нанесении  материального  ущерба. Единственное спасение в таких случаях изолировать ребенка хотя бы на время в приютах, центрах   социальной   и   психологической   поддержки.   И   конечно   стараться   в   это   время помочь матери обрести независимость от деспота ­ мужа, не позволять унижать себя и детей.   К   сожалению,   последнее   практически   невозможно,   в   связи   с   тем,   что   многие женщины не могут найти себе жилье, заработок, позволивший бы ей и детям не зависеть от мужа. Сегодня   число   детей,   нуждающихся   в   правовой   защите   составляет   большую социальную   группу.   Решить   эту   проблему   одними   правоохранительными   мерами невозможно.  Социальная   работа   с   несовершеннолетними   жертвами   насилия   за   рубежом опирается   на  практику  оповещения.  Любой   человек  по  собственной   инициативе  может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае насилия над ребенком в семье. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказание для тех, кто эти правила нарушает. Социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителями полученную информацию, общается с ребенком, оценивая его реальные условия жизни. Расследование   предусматривает   безотлагательное   врачебное   и   психологическое освидетельствование   ребенка   в   условиях   социального   или   медицинского   учреждения, госпитализацию   в  качестве   кратковременной   защитной  меры.   Согласие   или   разрешение родителей для этого не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию   оказывают   сопротивление.   Даже   в   случае   не   подтверждения   обвинения работник  периодически  навещает ребенка.  В  случае  если  насилие  действительно  имеет место,   ребенку   оказывают   конкретную   психологическую,   медицинскую,   социальную помощь. На Западе не спешат лишать родителей их родительских прав. Зарубежный опыт показывает,   что   наиболее   эффективна   временная   изоляция   пострадавшего   ребенка (например, помещение ребенка в приют для проведения реабилитационных мероприятий и даже арест родителя на срок от 15 до 30 суток). За это время жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Завершение дела предполагает, что социальная служба решала семейные проблемы в течение определенного промежутка времени и за этот период социальные работники приложили максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально изменилась. Таким   образом,   страны   Запада,   столкнувшись   с   проблемой   домашнего   насилия, накопили   значительный   опыт   по   предотвращению   и   борьбе   с   семейным   насилием   над детьми.   Эти   меры   предполагают   анонимность,   доступность,   широкие   полномочия социальных работников, отсутствие бюрократизма. Осуществляется комплексный подход, который   означает,   что   к   решению   данной   проблемы   привлекаются   не   только   силовые ведомства,   но   и   социальные   работники,   педагоги,   психологи,   медики,   юристы, действующие   согласовано,   взаимосвязано   и   взаимодополняющее.   Самое   главное,   что помощь   детям   воспринимается   как   важное,   безотлагательное,   государственное   дело, требующее  кадровых  и  финансовых  затрат. Поэтому  лучшее  из  зарубежного  опыта  мы должны попытаться применить в условиях нашей страны.  Решение   проблемы   домашнего   насилия   над   детьми   в   России   на общегосударственном   уровне   сводится   к   таким   радикальным   мерам,   как   лишение родителей юридических прав на ребенка и последующее помещение последнего в закрытое государственное   воспитательное   учреждение   (интернат,   детский   дом).   Привычной домашней  обстановки  лишается  ребенок,  а  не насильник,  наказывается  именно  жертва. Кроме того, даже переживая жестокое обращение, многие, и особенно маленькие дети, искренне привязаны к «родным» мучителям. После разлучения они еще сильнее чувствуют себя никому не нужными, отрезанными от привычного круга. Что касается родителей, то наказание лишь развязывает им руки и полностью снимает ответственность. К тому же подобные меры применяются только в крайних случаях, а насилие может иметь и скрытые формы,   например,   периодически   наносимые   «случайные   травмы»,   психологическое давление, отсутствие медицинской помощи. Лишая родителей прав, государство признаёт свою неспособность помочь семье на более раннем этапе развития конфликта. Решение проблемы семейного насилия должно проводиться не только с помощью силовых ведомств (прокуратуры, милиции), а комплексно, общими усилиями социальных работников,   психологов,   медиков,   педагогов,   юристов.   В   противном   случае   работа   по предотвращению   насилия   бюрократизируется   и   затрудняется.   Устоявшаяся   схема длительного   поэтапного   административного   давления   на   асоциальных   родителей неэффективна   и   приводит   к   затягиванию   процесса   лишения   родительских   прав   и длительному пребыванию ребенка в среде губительной для его психики. На досудебном этапе   практически  все  родители   подвергаются  неоднократным  вызовам   в  комиссию  по делам   несовершеннолетних,   однако   нередко   они   не   являются   на   заседания,   их принудительный   привод   не   практикуется.   Вследствие   этого   заседания   комиссии переносятся,   и   принятие   реальных   мер   по   защите   детей   заменяется   формальными процедурами:   штрафами   (в   объеме   одного   минимального   размера   оплаты   труда), предупреждениями   родителей   об   усилении   контроля   за   несовершеннолетними, предупреждением о возможности лишения родительских прав. Семейный кодекс дает большие полномочия органам опеки и попечительства по вопросам   защиты   прав   детей,   в   том   числе   разрешает   немедленно   отбирать   ребенка   у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ). Однако  отсутствие четких критериев угрозы жизни  и здоровью, инструкций  о порядке проверки   сигналов   и   действий   в   подобных   случаях,   невысокая   согласованность   и оперативность основных участников охраны и защиты прав детей не дают возможности использовать правовой потенциал данной статьи Семейного кодекса РФ. Механизм   активного   выявления   нарушения   прав   детей   в   семьях   с   малолетними детьми до сих пор не разработан и не действует. Людям, оповестившим органы попечения о   факте   насилия,   не   гарантирована   анонимность,   в   отличие   от   зарубежной   практики, поэтому соседи, а бывает и родственники занимают позицию невмешательства в чужую жизнь. Информация о телефонах доверия и социальных службах есть только в некоторых телефонных справочниках и предвыборных листовках кандидатов в органы власти. Дети, как правило, не знают своих прав, куда и к кому обратиться за помощью. Социальные программы недостаточно финансируются, зачастую всё держится на голом энтузиазме. Кроме   того,   для   предотвращения   семейного   насилия   необходимо   решить значительный   ряд   задач,   например,   необходимы:   мощная   федеральная   программа   по ограничению демонстрации сцен физического и сексуального насилия в электронных СМИ, печатных   изданиях;   адресная   поддержка   семей   с   малолетними   детьми,   оказавшихся   в кризисной ситуации; разработка нормативно­правовой и обеспечение материальной базы для   экстренного   вмешательства   в   дела   «асоциальных»   семей   с   малолетними   детьми; развитие правового просвещения детей и подростков, распространение знаний о центрах помощи,   приютах,   телефонах   доверия.   Необходимо   также   увеличение   кадров высококвалифицированных   социальных   работников,   достаточное   материальное обеспечение   действующих   государственных   социальных   служб;   создание   целостной социальной  структуры,  где  взаимосвязано  и  согласованно осуществляется  деятельность социальных работников, психологов, медиков, правоохранительных органов. Решение этих и других задач позволило бы более эффективно осуществлять меры по предотвращению насилия над детьми в семье, обеспечивать неприкосновенность и гармоничное развитие личности ребенка.

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"

Статья "Проблема насилия над детьми в семье"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018