Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов
Оценка 4.6

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
психологическая работа +1
Взрослым
30.09.2018
Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов
В данной статье рассказывается о проектной деятельности. Исследовательская деятельность способствует творческой самореализации учащихся начальных классов. В процессе исследования ученик учится применять знания, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Основным результатом учебной исследовательской деятельности является получение нового знания. Целью педагога является помочь самореализоваться учащимся.
proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie_tvorcheskoy_samorealizatsii_uchashchikhsya_nachalnykh_klassov.doc
Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов Современный этап развития российской системы образования  характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное  пространство, а как следствие ­ и на смену образовательной парадигмы.  Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели  образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его  творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к  самоорганизации и самоопределению.  Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие  творческого и критического мышления, приобретение опыта и  инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска,  т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися  позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования  личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская и проектная  деятельность.   Применение исследовательского метода в обучении нашло своё  отражение ещё в эпоху античности. Греческий философ Сократ использовал  метод, который представлял исследовательскую беседу с учащимися: с  помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу,  выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений  окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными  суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ.   Я. Коменский, основоположник дидактики, был первым из тех, кто  считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль  «первооткрывателя истины», а не потребителя чужих наблюдений и  объяснений».   Наибольшая популярность исследовательского метода в США пришлась  на 50­е годы XX столетия. Можно рассмотреть концепцию обучения через  «открытия» американского психолога Дж. Брунера. В работе «Процесс  обучения» он пишет, что «мы учим не для того, чтобы заставлять детей  заучивать наизусть определённые положения науки, а для того, чтобы научить ученика принимать активное участие в добывании знаний»  Метод проектов разработан в трудах последователя и ученика Джона  Дьюи профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском  университете Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при  использовании метода проектов нет места заранее составленной методистами учебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником  должен создавать программу учебных действий»   Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались  параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов­исследователей  под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода  проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г.   На современном этапе развития отечественного образования возродился  интерес к методу проектов и учебному исследованию. Большой интерес  представляют педагогические работы А. В. Леонтовича, А. С. Савенкова.   У А. И. Савенкова представлены методики кратковременного и  долговременного исследования. Экспресс – исследование предполагает  массовое участие детей по предлагаемой теме. Долговременные исследования проводятся во внеурочное время. Продолжительность выполнения проекта  может быть несколько месяцев. Исследования могут быть и теоретическими,  и даже фантастическими. Долгосрочные исследования предназначены для  наиболее способных детей.   С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем,  чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы  каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально  приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной  постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в  реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной  практике. В современном российском образовании это выражено в активно  проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов  обучения.   Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают  новые образовательные технологии, построенные на исследовательском  поиске ребенка в процессе обучения.   А. И. Савенков выделяет следующие этапы выполнения проекта:  выдвижение и постановка проблемы; поиск вариантов решения; сбор  материала; обобщение: подготовка проекта; защита проекта. Описывает  правила выбора темы исследования, интерес ребёнка к данной теме,  посильность её выполнения, возможность раскрыть способности.   «Главная цель исследовательского обучения — формирование у  учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой  культуры».   Как отмечает А. И. Савенков, к числу главных отличий научного  исследования от всех других видов практики человека обычно относят по  меньшей мере три главные особенности.  В научном исследовании всегда присутствует стремление:  определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;  непременно измерять всё то, что может быть измерено, показывать  численное отношение изучаемого к известному;  всегда определять место изучаемого в системе известного;   В процессе исследования учащийся применяет способы и приёмы  исследовательской деятельности, но при этом его деятельность всё­таки не  является научной в полном смысле этого слова.  «С помощью исследовательского метода возможно формировать такие  компетенции как: исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить  эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения  и модели; информационная – владеть информационными технологиями».   Для успешного осуществления исследовательской деятельности  субъекту требуются специфическое личностное образование —  исследовательские способности. Исследовательские способности логично  квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.   Под «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует  понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении  исследовательской деятельности, такие как: умение видеть проблему; умение  вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты;  и др.   Таким образом, исследовательская деятельность предполагает наличие  этапов: постановка проблемы; изучение теоретического материала; овладение  методикой исследования; сбор материала; его анализ и обобщение;  собственные выводы. Основным результатом учебной исследовательской  деятельности является получение нового знания   Проект ­ слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus.  Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный  вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во­первых —  совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для  создания какого­либо сооружения или изделия; во­вторых — это может быть  предварительный текст какого­либо документа и, наконец, третье значение —  какой­либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее  упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания  проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).   В педагогической практике термины «проектная деятельность» и  «исследовательская деятельность» часто используются как синонимы.   По мнению А. И. Савенкова, проектирование и исследование –  изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию  виды деятельности. Принципиальное отличие исследования от  проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого­либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.  Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.   «Не всегда в проектировании есть место в исследовательской  деятельности ребёнка. Часто это нужно, но можно обойтись без элементов  исследовательского поиска».   Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает  бесконечное движение внутрь.   А. И. Савенков утверждает, что проектирование — это не творчество в  полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых  рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов.   Автор приводит одну общую для проектов и исследовательских работ  школьников схему: актуализация проблемы; определение схемы  исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; выбор методов исследования; определение последовательности исследования; сбор и  обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов;  подготовка отчёта; защита доклада; обсуждение итогов работы.   Рассмотренные исследования позволяют сделать вывод о том, что  проектная и исследовательская деятельность тесно связаны между собой,  способствуют формированию и реализации исследовательских компетенций и  развитию творческих способностей учащихся. Нам ближе точка зрения А. И.  Савенкова. При организации исследовательской деятельности учащихся учителю  предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:  выявить склонности учащихся к ведению научно­исследовательской  деятельности;  сформировать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений  (науки, техники, искусства и т. п.);  сформировать умения и навыки ведения исследовательской работы;  приобщить учащихся к интеллектуально­творческой деятельности;  сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить;  развить коммуникативные способности.   Таким образом, исходя из анализа теории и практики, можно сделать  вывод о том, что для организации исследовательской и проектной  деятельности необходимы педагогические условия.   В основе исследовательской и проектной деятельности лежит развитие  познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать  свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их  критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и  решить проблему. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,  сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов  требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации,  одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности  детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Современная система  образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной  жизни. В настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке  труда, выпускнику средней школы, кроме всего прочего, необходимо  обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, творческим  подходом к решению проблем, которые могут возникнуть в ходе  профессиональной деятельности.  Целью педагогической деятельности является обеспечение  положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно­ познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской  деятельности на уроках литературы.

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2018