Статья "Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов

  • Педсоветы
  • doc
  • 30.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной статье рассказывается о проектной деятельности. Исследовательская деятельность способствует творческой самореализации учащихся начальных классов. В процессе исследования ученик учится применять знания, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Основным результатом учебной исследовательской деятельности является получение нового знания. Целью педагога является помочь самореализоваться учащимся.
Иконка файла материала proektnaya_deyatelnost_kak_uslovie_tvorcheskoy_samorealizatsii_uchashchikhsya_nachalnykh_klassov.doc
Проектная деятельность как условие творческой самореализации учащихся начальных классов Современный этап развития российской системы образования  характеризуется ориентацией ее на вхождение в мировое образовательное  пространство, а как следствие ­ и на смену образовательной парадигмы.  Конечной целью происходящих перемен является создание такой модели  образования, которая ориентирована на развитие личности учащегося, его  творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к  самоорганизации и самоопределению.  Одной из ключевых ценностей названной модели является развитие  творческого и критического мышления, приобретение опыта и  инструментария исследовательской деятельности, самостоятельного поиска,  т.е. ориентация не столько на знание, сколько на приобретение учащимися  позитивного опыта самостоятельной работы. Средством формирования  личности школьника в этом направлении, а также активизации познавательной мотивации обучающегося, является исследовательская и проектная  деятельность.   Применение исследовательского метода в обучении нашло своё  отражение ещё в эпоху античности. Греческий философ Сократ использовал  метод, который представлял исследовательскую беседу с учащимися: с  помощью остроумных вопросов, задаваемых собеседниками друг другу,  выявлялись противоречия в общепринятом понимании тех или иных явлений  окружающего мира, обнаруживалось несоответствие между привычными  суждениями и теми представлениями, которые давал пристальный анализ.   Я. Коменский, основоположник дидактики, был первым из тех, кто  считал эффективным обучение, при котором ученику отводится роль  «первооткрывателя истины», а не потребителя чужих наблюдений и  объяснений».   Наибольшая популярность исследовательского метода в США пришлась  на 50­е годы XX столетия. Можно рассмотреть концепцию обучения через  «открытия» американского психолога Дж. Брунера. В работе «Процесс  обучения» он пишет, что «мы учим не для того, чтобы заставлять детей  заучивать наизусть определённые положения науки, а для того, чтобы научить ученика принимать активное участие в добывании знаний»  Метод проектов разработан в трудах последователя и ученика Джона  Дьюи профессора педагогики учительского колледжа при Колумбийском  университете Уильяма Херда Килпатрика, который писал, что при  использовании метода проектов нет места заранее составленной методистамиучебной программе, «только учитель в процессе работы вместе с учеником  должен создавать программу учебных действий»   Русскими педагогами основы проектного обучения разрабатывались  параллельно с американскими. Небольшая группа педагогов­исследователей  под руководством С. Шацкого работала по проблеме внедрения «Метода  проектов» в практику обучения уже начиная с 1905 г.   На современном этапе развития отечественного образования возродился  интерес к методу проектов и учебному исследованию. Большой интерес  представляют педагогические работы А. В. Леонтовича, А. С. Савенкова.   У А. И. Савенкова представлены методики кратковременного и  долговременного исследования. Экспресс – исследование предполагает  массовое участие детей по предлагаемой теме. Долговременные исследования проводятся во внеурочное время. Продолжительность выполнения проекта  может быть несколько месяцев. Исследования могут быть и теоретическими,  и даже фантастическими. Долгосрочные исследования предназначены для  наиболее способных детей.   С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем,  чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы  каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально  приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной  постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в  реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной  практике. В современном российском образовании это выражено в активно  проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов  обучения.   Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают  новые образовательные технологии, построенные на исследовательском  поиске ребенка в процессе обучения.   А. И. Савенков выделяет следующие этапы выполнения проекта:  выдвижение и постановка проблемы; поиск вариантов решения; сбор  материала; обобщение: подготовка проекта; защита проекта. Описывает  правила выбора темы исследования, интерес ребёнка к данной теме,  посильность её выполнения, возможность раскрыть способности.   «Главная цель исследовательского обучения — формирование у  учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать иперестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой  культуры».   Как отмечает А. И. Савенков, к числу главных отличий научного  исследования от всех других видов практики человека обычно относят по  меньшей мере три главные особенности.  В научном исследовании всегда присутствует стремление:  определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;  непременно измерять всё то, что может быть измерено, показывать  численное отношение изучаемого к известному;  всегда определять место изучаемого в системе известного;   В процессе исследования учащийся применяет способы и приёмы  исследовательской деятельности, но при этом его деятельность всё­таки не  является научной в полном смысле этого слова.  «С помощью исследовательского метода возможно формировать такие  компетенции как: исследовательская – уметь наблюдать, измерять, проводить  эксперимент, строить эмпирические зависимости, индуктивные рассуждения  и модели; информационная – владеть информационными технологиями».   Для успешного осуществления исследовательской деятельности  субъекту требуются специфическое личностное образование —  исследовательские способности. Исследовательские способности логично  квалифицировать в соответствии с традициями отечественной психологии как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.   Под «способами и приёмами исследовательской деятельности» следует  понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении  исследовательской деятельности, такие как: умение видеть проблему; умение  вырабатывать гипотезы; умение наблюдать; умение проводить эксперименты;  и др.   Таким образом, исследовательская деятельность предполагает наличие  этапов: постановка проблемы; изучение теоретического материала; овладение  методикой исследования; сбор материала; его анализ и обобщение;  собственные выводы. Основным результатом учебной исследовательской  деятельности является получение нового знания   Проект ­ слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus.  Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный  вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет нескольковесьма близких по смыслу значений. Так называют, во­первых —  совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для  создания какого­либо сооружения или изделия; во­вторых — это может быть  предварительный текст какого­либо документа и, наконец, третье значение —  какой­либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее  упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания  проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).   В педагогической практике термины «проектная деятельность» и  «исследовательская деятельность» часто используются как синонимы.   По мнению А. И. Савенкова, проектирование и исследование –  изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию  виды деятельности. Принципиальное отличие исследования от  проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания  какого­либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.  Исследование — по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.   «Не всегда в проектировании есть место в исследовательской  деятельности ребёнка. Часто это нужно, но можно обойтись без элементов  исследовательского поиска».   Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает  бесконечное движение внутрь.   А. И. Савенков утверждает, что проектирование — это не творчество в  полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых  рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов.   Автор приводит одну общую для проектов и исследовательских работ  школьников схему: актуализация проблемы; определение схемы  исследования; выбор темы исследования; выработка гипотезы; выбор методов исследования; определение последовательности исследования; сбор и  обработка информации; анализ и обобщение полученных материалов;  подготовка отчёта; защита доклада; обсуждение итогов работы.   Рассмотренные исследования позволяют сделать вывод о том, что  проектная и исследовательская деятельность тесно связаны между собой,  способствуют формированию и реализации исследовательских компетенций и  развитию творческих способностей учащихся. Нам ближе точка зрения А. И.  Савенкова.При организации исследовательской деятельности учащихся учителю  предстоит решить ряд задач, основными из которых являются следующие:  выявить склонности учащихся к ведению научно­исследовательской  деятельности;  сформировать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений  (науки, техники, искусства и т. п.);  сформировать умения и навыки ведения исследовательской работы;  приобщить учащихся к интеллектуально­творческой деятельности;  сформировать умения самостоятельно, творчески мыслить;  развить коммуникативные способности.   Таким образом, исходя из анализа теории и практики, можно сделать  вывод о том, что для организации исследовательской и проектной  деятельности необходимы педагогические условия.   В основе исследовательской и проектной деятельности лежит развитие  познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать  свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их  критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и  решить проблему. «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,  сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов  требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации,  одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности  детей, в совершенстве владеть проектной технологией. Современная система  образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной  жизни. В настоящее время для того, чтобы быть востребованным на рынке  труда, выпускнику средней школы, кроме всего прочего, необходимо  обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, творческим  подходом к решению проблем, которые могут возникнуть в ходе  профессиональной деятельности.  Целью педагогической деятельности является обеспечение  положительной динамики творческой самореализации учащихся в учебно­ познавательной деятельности посредством внедрения исследовательской  деятельности на уроках литературы.