В статье отражено описание организации проектной работы с обучающимися в условиях учреждения закрытого типа. Приведены выполненные проектные работы, представлены фотографии с уроков, научно - практической конференции, работы детей. Дети поступают в учреждение в течение всего учебного года, с большой запущенностью материала, серьёзными пробелами в знаниях, многие не знают таблицу умножения, не умеют считать, выполнять простые математические действия. Большинство долго не учились, бродяжничали, пропускали занятия в школе, с низкой учебной мотивацией, имели академические задолженности, были не аттестованы за четверти, учебный год, но переведённые в следующий класс условно, сопротивляющиеся обучению, озлобленные на весь мир, и т.д. уровень знаний далеко не соответствует классу, в котором будут обучаться. Много ребят, обучающихся по адаптированным программам.
Поэтому перед коллективом стоит непростая задача: выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и причины их не желания учиться, ликвидировать эти пробелы, подтянуть ребят до уровня среднего ученика, убедить их поверить в свои силы, повысить учебную мотивацию. Научить ребят учиться.
Проектная деятельность на уроках математики
в условиях учреждения закрытого типа
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной
образовательной программы: метапредметным, освоение обучающимися межпредметных
понятий и УУД, способность их использования в познавательной и социальной практике,
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации
учебнго сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению
индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно
исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Проект (в переводе с латинского языка)– это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза».
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата.
Работа над проектом – это способ формирования УУД: поисковые, исследовательские,
менеджерские, работа в сотрудничестве, коммуникативные, рефлексивные,
презентационные.
организационные, оценочные (регулятивные УУД)
интеллектуальные (познавательные УУД)
умение выступать, повышение учебной мотивации (личностные УУД)
умение вести учебный диалог с учителем (коммуникативные УУД)
Проект – это 5 «П».: проблема проектирование – поиск информации – продукт –
презентация и дальше «портфолио». Папка, содержащая все материалы, наработанные в
ходе выполнения проекта.
Тема проекта должна быть интересной, выполнимой, способной увлечь, оригинальной, не
затяжной, доступной, сочетать желания и возможности, выполняться, пока не угас интерес.
Главное в работе над проектом – научить школьников создавать и реализовывать свои
замыслы. Но наиболее ценный результат – внутренний, это знания и умения , полученные
обучающимися, приобщение к труду, эстетике, самореализации.
Предмет «Математика» вызывает вместе с интересом и затруднения у школьников.
Наши ученики – малолетние преступники, каких в России с каждым годом всё больше.
Дети поступают в учреждение в течение всего учебного года, с большой запущенностью
материала, серьёзными пробелами в знаниях, многие не знают таблицу умножения, не
умеют считать, выполнять простые математические действия. Большинство долго не
учились, бродяжничали, пропускали занятия в школе, с низкой учебной мотивацией, имели
академические задолженности, были не аттестованы за четверти, учебный год, но
переведённые в следующий класс условно, сопротивляющиеся обучению, озлобленные навесь мир, и т.д. уровень знаний далеко не соответствует классу, в котором будут
обучаться. Много ребят, обучающихся по адаптированным программам.
Поэтому перед коллективом стоит непростая задача: выявить имеющиеся пробелы в
знаниях учащихся и причины их не желания учиться, ликвидировать эти пробелы,
подтянуть ребят до уровня среднего ученика, убедить их поверить в свои силы, повысить
учебную мотивацию. Научить ребят учиться.
Но всё равно удаётся заинтересовать ребят, помочь поверить в свои силы, повысить
учебную мотивацию и вовлечь их в учебно – исследовательскую деятельность как на уроке,
так во внеурочное время.
Приведу примеры заданий, предлагаемых в ходе работы над проектом:
практические (сгиб, разрезание, измерение, рисование)
практические задачи прикладного характера
проблемные (умение выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы)
теоретические задания на поиск, обобщение, анализ информации
на исследование теоретических сведений
Исследовательский метод обучения применим на всех этапах обучения путём включения
элемента поиска в задание.
Например, составить ребус, содержащий ключевые слова урока или изученное понятие.
составить кроссворд по свойствам изученного объекта, по основным понятиям и т.д.,
геометрическое конструирование из бумаги (бумажные модели из развёрток), внеклассные
мероприятия, конференции, и т.д.
Так, в 6 классе при изучении темы «Правильные многоугольники и многогранники»
обучающимся предлагается начертить развёртку правильного многогранника (куба,
октаэдра, икосаэдра и других, вырезать, склеить его, описать получившееся
геометрическое тело (как называется, сколько вершин у данного многогранника, что
представляют собой грани, сколько их, сколько рёбер, есть ли центр и оси симметрии) и
выполнить необходимые измерения. ( Приложение 1. Фото 1, 2, 3)
В нашем учреждении уже стало традицией проведение НПК учащихся «Дерзайте, вы
талантливы!» Ребята с желанием принимают участие, выполняют проектные работы в
различных номинациях, защищают свои работы.
Мы тоже не остаёмся в стороне, на конференции представляли проекты по математике в
номинации «учебноисследовательский проект» по следующим темам: «Треугольники в
нашей жизни» и «Симметрия окружающего мира». Приложение 2
Проект «Треугольники в нашей жизни»Новизна В учебнике геометрии изучаются теоретические основы темы « Треугольники» и
очень мало внимания уделено практическому применению треугольников в окружающем
нас мире.
Цель: Выяснить, где, помимо геометрии, встречаются треугольники и какую они играют
роль в нашей жизни.
Задачи:
1.Поиск и сбор информации о том, где можно встретить треугольник в повседневной жизни
и его значимости для человека.
2.Расширить кругозор и заинтересовать учащихся предметом.
3.Создать продукт исследовательской работы, который можно будет применять , как на
уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Гипотеза: Я предполагаю, что в результате этой работы, я найду много фактов об
использовании треугольников в повседневной жизни и в окружающем нас мире.
Методы исследования: сбор научных фактов, изучение дополнительного материала,
наблюдение.
Предмет исследования: геометрическая фигура – ТРЕУГОЛЬНИК Приложение 3
Вывод: В ходе работы я выяснил, что треугольник очень популярная геометрическая
фигура и пользовалась спросом с древних времён. Как я убедился на примерах,
треугольники окружают нас повсюду: и в быту, и живой природе, многие окружающие
предметы имеют форму треугольника или напоминают его. И чаще всего имеют вид
равнобедренного треугольника.
Продукт работы – картина, которую учащийся выполнил из маленьких вырезанных
треугольников, наклеенных на ватман.
Данную работу можно применять на уроках геометрии при повторении или обобщении
темы « Треугольники», в качестве дополнительного материала, в рамках проводимой
предметной недели, для выступления в параллельном классе или для внеклассного
мероприятия по математике.
Данная работа заняла 1 место в НПК.
Проект «Симметрия окружающего мира»
Новизна В учебнике геометрии изучаются теоретические основы темы «Симметрия» и
очень мало внимания уделено практическому применению симметрии в окружающем нас
мире.
Исходя из темы проекта, была поставлена цель работы; определился круг задач.Цель: Выяснить, где, помимо геометрии, можно встретить симметрию и какую она играют
роль в нашей жизни и окружающем нас мире.
Задачи:
1.Поиск и сбор информации о том, где можно встретить симметрию в живой и неживой
природе, повседневной жизни людей и её значимости для человека.
2. провести опрос среди учащихся и взрослых по вопросам, связанным с темой
«Симметрия»
3.Получить наглядное представление о проявлении симметрии в природе, различных
областях науки и человеческой деятельности.
4.Создать продукты исследовательской работы (презентация, буклет, рисунки, подборка
заданий для уроков), которые можно будет применять как на уроках, так и на внеклассных
мероприятиях.
5.Расширить кругозор и заинтересовать учащихся предметом.
Предмет исследования: симметрия как одна из математических основ законов
красоты, взаимосвязи науки математики с окружающими нас живыми и неживыми
объектами.
Вывод: В ходе работы мы выяснили, что симметрия очень популярная в окружающей
действительности и пользовалась спросом с древних времён. Как мы убедились на
приведённых примерах, симметрия окружают нас повсюду: в быту, в живой и неживой
природе, архитектуре, искусстве.
Продукт исследовательской работы – презентация «Симметрия окружающего мира» ,
буклет, рисунки «Симметрия моими глазами», стихотворение «Симметрия», результаты
опроса, подборка заданий для уроков.
Данную работу можно применять на уроках геометрии при изучении или повторении
темы «Симметрия», в качестве дополнительного материала, в рамках проводимой
предметной недели, для выступления в параллельном классе или для внеклассного
мероприятия по математике.
Этот проект занял 3 место в НПК
Обе работы принимали участие во всероссийских дистанционных интернет – конкурсах,
где были отмечены дипломами победителей.
Для наших детей участие в такого рода деятельности имеет большое значение.
Повышает самооценку учащихся, вселяет уверенность в своих силах, приобщает к
творчеству, развивает их как личность.
Повышает учебную мотивацию, формирует культуру общения Позволяет повысить успеваемость, устранение пробелов за счёт обобщения, повторения,
закрепления материала, организации его применения
Повышает самостоятельность, инициативу, познавательную активность, учебный
материал усваивается легко, обеспечивается наглядность.
И что самое главное – учащиеся видят применение математических объектов, явлений в
повседневной жизни, понимают роль математики в окружающей нас действительности.
И, конечно же, продукты выполненных работ! Здесь ребята проявляют смекалку,
инициативу, воображение, творчество. Обязательным продуктом является презентация, а
ещё то, на что хватит фантазии у ребят и руководителя. (Это рисунки, стихи, результаты
опроса, буклеты, словари, фотографии)
Этому и
способствует проектная и
Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить
учиться всю жизнь.
учебно
исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование
. А задачей всего
у школьников основных ключевых компетентностей
педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения
является грамотная организация и профессиональное психолого
педагогическое сопровождение исследовательской и проектной деятельности
обучающихся.
Приложение 1 (Фото 13)Приложение 2
Приложение 3