Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
химия +1
Взрослым
30.03.2017
В Концепции модернизации казахстанского образования отмечается, что в современном обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение продуктивно действовать, умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания на практике, умение развивать и обогащать свой опыт, а также, при необходимости, переучиваться.
Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразования становится неотъемлемыми составными частями жизни, поэтому важно учащихся обучать этим умениям, используя все возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебного процесса. Актуальным становится переход к организации систематической самостоятельной работы учащихся, носящей продуктивный, творческий, проектный характер
сам.раб.docx
КГУ « школалицей №34»
г. Усть Каменогорск , Восточно Казахстанская область
Овчинникова М.Р., заместитель директора по УР, учитель химии
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В Концепции модернизации казахстанского образования отмечается, что в современном
обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение продуктивно
действовать, умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания на практике, умение
развивать и обогащать свой опыт, а также, при необходимости, переучиваться.
Постоянное совершенствование знаний и умений, самообразования становится неотъемлемыми
составными частями жизни, поэтому важно учащихся обучать этим умениям, используя все
возможности изучаемого предмета, его содержание, методы и формы учебного процесса. Актуальным
становится переход к организации систематической самостоятельной работы учащихся, носящей
продуктивный, творческий, проектный характер.
Виды самостоятельных работ классифицируются:
1.по дидактическим целям:
для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала;
для изучения нового материала;
для систематизации знаний;
для закрепления знаний и умений путем выполнения упражнений;
для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации.
2.Характеру познавательной деятельности:
копирующего характера, по образцу;
частичнопоискового характера;
исследовательского характера.
3.Форме организации работы учащихся:
фронтальные, групповые, индивидуальнодифференцированные.
4.По источнику знаний и средств обучения:
с учебником, дополнительной литературой;
составление плана, конспекта лекций, прочитанного текста;
составление схем, выполнение графических работ;
написание химического диктанта, решение теоретических и экспериментальных задач;
химический эксперимент;
подготовка минипроектов.
На первых этапах изучения химии интерес к этой науке большой это новый предмет, насыщен
опытами, которые раньше учащиеся не проводили. При дальнейшем изучении, по мере нарастания
сложности учебного материала, интерес к химии пропадает и успеваемость падает, Чтобы добиться
усвоения знаний, необходимо пользоваться приемами самостоятельного исследования школьников,
что вызывает интерес к предмету, и более прочное усвоение учебного материала. Как в теории, так и в
практике преподавания есть система учебнопознавательных умений, которыми должен овладеть
учащийся, также определенная система работы по формированию у школьника умений
исследовательской деятельности. К их числу относятся как общеучебные умения (умение сравнивать,
проводить анализ, делать выводы, наблюдать), так и специальные (умение проводить химические
опыты, проводить мысленный химический эксперимент и т.д.).
В соответствии с современными требованиями обучению необходимо чаще предоставлять выбрать цель, увидеть задачу).
1
2
учащимся возможность самостоятельно работать с книгой на уроках. Умения работать с книгой
важны для пополнения знаний путем самообразования и для последующей трудовой деятельности.
Работа с учебником включает отбор материалов для ответа на определенный вопрос: сравнение
сведений по исходным вопросам находящимся в разных параграфах, изучение инструкций для
выполнения опыта, иногда работа с учебником может предварять объяснения учителя. В некоторых
случаях работа с учебником может заменить рассказ учителя или способствовать подведению итогов
объяснения на уроке. Любую форму работы на уроке можно характеризовать как активную, если она
позволяет управлять процессом обучения, способствует развитию самостоятельности мышления,
стимулирует учебную деятельность.
Результативность урока определяется тем, чему научились все школьники и каждый учащийся
в отдельности. Поэтому не теряет своей актуальности проблема индивидуального и
дифференцированного подхода к учащимся в процессе их обучения.
Сущность метода самостоятельной работы составляет сам процесс познавательной
деятельности. Этот процесс сложен и многообразен, однако основные его звенья обозначены. В
структуре самостоятельной деятельности учащиеся различают три главных звена:
Выделение школьником познавательной задачи (умение в структуре учебной ситуации
Подбор, определение и применение адекватных способов действий ведущих к решению
задачи (умение выбрать пути и средства для ее решения).
3
Выполнение операций контроля. Решается ли поставленная задача найденными и
примененными способами (умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической
реализации решения задачи).
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
№
п/п
1.
Признаки
№
классификаци
Дидактические цели 1.1.
и,
1.2
1.3.
1.4.
1.5.
2.1.
2.2.
2.3.
2.
Характер
познавательной
деятельности
учащихся
Самостоятельные работы
Для повторения опорных знаний
и подготовки к восприятию
нового материала
Для изучения нового материала
Для систематизации знаний
Для закрепления знаний и
умений путем выполнения
упражнений
Для закрепления знаний путем
применения их в новой
ситуации
Копирующего характера, выполняемые по образцу.
Частичнопоискового характера Исследовательского
характера 3.
4.
Форма
организации
работы учащихся
Источник знаний и
средства обучения
3.1.
3.2.
3.3.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
4.10
Фронтальный Групповые Индивидуально
дифференцированные
С учебником, дополнительной
литературой
По составлению плана,
конспекта лекций, прочитанного
текста
По составлению схем
С раздаточным мате риалом
По выполнению химических
опытов
С решением задач
По написанию химического
диктанта
С экспериментальным решением
задач
С выполнением графических
работ
По подготовке докладов,
рефератов
Работая над проблемой развития самостоятельности, была изучена ДАЛЬТОНтехнология
(Шамова Г.И., доктора педагогических наук).
ДАЛЬТОН это город в США, где впервые была создана такая школа. Принципы этой
технологии это самостоятельность и сотрудничество.
Самостоятельность это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной
деятельности, маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения и
ответственности за этот выбор. В основе технологии лежит идея объединения деятельности учителя и
учащихся по достижению индивидуализированных целей обучения, через которые обеспечивается
технология личностноориентированного обучения.
Сотрудничество это выбор формы учебнопознавательной деятельности: индивидуальный,
парный, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к кому угодно: к учащимся,
родителям, учителю. Это дает возможность учащимся учиться уважать другого человека, уметь, его
выслушать, понять, учиться принимать совместные решения, отвечать за работу в группе. Помощь
учителя состоит главным образом в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.
Таким образом, работай с кем хочешь, спрашивай кого хочешь, но отвечать за выполнение
задания будешь САМ (ответственность).
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДАЛЬТОНТЕХНОЛОГИИ:
1
2
Обеспечить индивидуализированное развитие учащихся.
Развивать его социальный опыт за счет овладения навыками сотрудничества,
ответственности и самостоятельности в учебнопознавательной деятельности.
По данной технологии все задания носят творческий характер. В каждом задании определяется
задача (проблема), а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания
исследовательского характера с постановкой эксперимента, могут быть задания, которые
ограничиваются учебной программой или выходят за ее рамки. К самим заданиям предъявляются следующие требования:
Они носят уровневый характер.
Охватывают достаточный объем учебного материала.
Четко формулируется цель задания.
ними.
Задания должны быть рассчитаны на возможность ученика самостоятельно справиться с
Предполагаются различные формы работы, возможность для сотрудничества с другими.
Предполагает предварительное и последующее обсуждение результатов.
Эта технология используется уже несколько лет, было проведено анкетирование среди
учащихся, сделан анализ сформированности общеучебных умений и навыков.
По полученным данным пришла к выводу, что ДАЛЬТОНтехнология поможет развить
самостоятельность учащихся. Стала использовать в своей работе один из методов ДАЛЬТОН
технологии. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся будут тогда, когда
учитель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Исследовательскую деятельность учащихся
можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных
учащимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся
с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания,
обобщать и применять полученные знания на практике. Необходимо создавать ситуации, при которых
учащимся либо необходимо выбирать определенный путь решения из ряда возможных вариантов, либо
разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, требующими
теоретического объяснения, либо осознать необходимость в систематизации, обобщении знаний.
Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность
учащихся.
ЗАДАНИЯ.
Определите опытным путем химический характер предположенного оксида.
Каждому учащемуся в пробирке без надписи выдается оксид меди (П) и предлагается до
начала работы высказать свои соображения о последовательности действий при выполнении заданий.
Учащиеся рассуждают, что повидимому, предложенный оксид является оксидом металла, так как
он твердый. Из оксидов неметаллов нам известны два твердых оксида оксид кремния (1У) и оксид
фосфора (У), который белого цвета. Если исследуемый оксид реагирует с водой, то образуется
щелочь, которую можно обнаружить индикатором (фенолфталеином). Если оксид металла не
растворим, то следует провести реакцию с кислотой. При этом должны образоваться в растворе соль и
вода. Значит, нужно провести 2 опыта: 1. Реакцию оксида с водой и испытание полученного раствора
индикатором. 2. Взаимодействие оксида с водой.
Учащиеся высказывают и другие предположения о возможной экспериментальной проверке
химического характера неизвестного оксида это свойство всех основных оксидов взаимодействовать
с кислотами.
При обсуждении необходимо обращать внимание учащихся на то, что важно не только уметь
воспроизвести неизвестный материал, но и научиться выделять рациональный путь проведения опыта.
Анализируя высказанные предложения, учащиеся отмечают преимущества второго пути исследования
характера оксида. Только после этого они проводят опыт.
Для формирования у школьников умения самостоятельно проводить исследования, большую
роль играют демонстрационный эксперимент. Комментируя опыты, учитель показывает образец того,
как «размышлять вслух», как выяснять сущность проводимого опыта. Вместе с учащимися
необходимо обсудить план проведения опыта и подобрать необходимые реактивы для его
осуществления.
ЗАДАНИЯ.
Перед демонстрацией опыта на доске записываем формулы веществ: Fe и HS04; Сu и НСl;
Zn и НСl; СuO и H2S04. Предлагается учащимся предположить, какие из попарно взятых веществ
будут практически взаимодействовать друг с другом, какие вещества при этом образуются. Учащиеся
затрудняются сразу дать ответ о возможности взаимодействия между CuO и H2S04. В этом случае
предлагается высказать суждения о том, какие явления можно наблюдать, если реакция возможна. Учащиеся отмечают, что при химических реакциях происходит перегруппировка атомов и образуются
новые вещества. Можно предположить, что в результате обмена атомами в растворе должна
образоваться соль сульфат меди. Нужно продемонстрировать кристаллы и раствор CuSO4 Учащиеся
рассуждают оксид меди (П) твердое вещество черного цвета; серная кислота бесцветный раствор.
Если в растворе получится сульфат меди, то цвет раствора станет голубым. Вопрос «Как можно
выделить полученную соль из раствора?». Учащиеся выпаривание. Далее ставится задача
экспериментально изучить реакцию между оксидом меди (П) и серной кислотой. В беседе учащиеся
обсуждают и составляют план проведения демонстрационного опыта. После выполнения
эксперимента, учащиеся в тетрадях записывают результаты наблюдений и выводы.
Не всякое содержание учебного материала можно и нужно оформлять как исследовательские
задания. Для проведения исследования подходит учебный материал, который отвечает определенным
требованиям, при его изучении можно использовать много опорных элементов знаний и умений,
обеспечить простоту и доступность экспериментальной проверки гипотезы, обосновать большую
познавательную и практическую его значимость в системе знаний, создать проблемную ситуацию и
сформировать проблему. При выполнении заданий учащиеся должны работать в соответствии со
схемой: систематизация фактов, явлений, процессов построение гипотезы проектирование опыта
для проверки гипотезы составление плана эксперимента осуществление эксперимента
оформление результатов эксперимента выводы.
ЗАДАНИЯ.
Исследуйте, какое из веществ: АlСl3; Аl2 (SO4)3; Na2SO4; NaOH вам выдано, если известно, что
в растворе этого вещества лакмусовая бумажка становится красной и раствор проводит
электрический ток.
1). СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОВ.
А) раствор проводит электрический ток это электролит (АlСl3; Аl2 (SO4)3; Na2SO4; NaOH);
Б) лакмусовая бумажка окрашивается в красный цвет раствор имеет кислую реакцию
(А1С13; А12 (S04)3).
2). ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО последнего вывода в растворах исследуемых солей
будут находится ионы Н+, кислая реакция среды.
3). ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ.
Предложена одна из солей АlСl3 или Аl2 (SO4)3. Если использовать различие в свойствах хлорид и
сульфатионов, то можно узнать, какая из этих двух солей дана.
4). ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПЫТА.
При добавлении AgNO3 к растворам, содержащим хлоридион, выпадает осадок AgCl. Осадок
образуется и в том случае, когда в растворе находится сульфатионы, т.к. сульфат серебра не
растворяется в воде. Реактивам на сульфатионы являются ионы бария. Значит, если дано вещество
Аl2 (SO4)3, то при взаимодействии с раствором нитрата или хлорида бария осадок – BaSO4.
5) СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ЭКСПЕРИМЕНТА.
А) растворить вещество, испытать раствор индикатором;
Б) проверить, возможна ли реакция с AgNO3 и Ba(NO3)2.
6) ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.
№ исследуемого
вещества
№1
красный
Реактивы
Ba(NO3)2
AgNO3
осадок
Прошла реакция: Ag+ + CL AgCL
7). ФОРМУЛИРОВКА ВЫВОДА. Таким образом, для исследования предложена соль хлорид алюминия
AgCL3
РАБОТА ЛАБОРАТОРНАЯ, ИНДИВИДУАЛЬНАЯ.
Выскажите предположение и проверьте его экспериментально, какие из предложенных
веществ: HCL ; Na2CO4; AlCl3; KCL можно использовать для получения водорода взаимодействием
их растворов с магнием.
1 ВАРИАНТ
ИНСТРУКЦИЯ
1
2
Сформулируйте цель исследования.
Проведите теоретический анализ: а) охарактеризуйте предложенные вещества как
электролиты, особое внимание обратите на поведение солей в растворах; б) сделайте вывод на основе
теоретического анализа о реакции среди растворов выданных веществ.
3
4
Вспомните, какими общими свойствами обладают растворы, содержащие ионы Н+.
Выскажите предположения, какие из предложенных веществ будут реагировать с
магнием с выделением водорода.
5
Проверьте высказанное вами предположение и сформулируйте вывод.
Предложите способы распознавания растворов веществ: Na2CO3; Na2SO4. Выберите наиболее
II ВАРИАНТ
рациональный из предложенных вами способов.
ИНСТРУКЦИЯ
1
2
3
4
5
6
Сформулируйте цель исследования.
Проведите теоретический анализ.
Вспомните, какие факторы усиливают гидролиз солей.
Выскажите предположение, как можно распознать предложенные растворы веществ.
Выберите более рациональный способ.
Экспериментально подтвердите предположение, оформите результат эксперимента и
сформулируйте вывод.
11. ВЫВОДЫ:
Исследовательская самостоятельная работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем
выполнение заданий по образцу. Тем не менее, затрата времени на развитие исследовательских умений
впоследствии компенсируется тем, что учащиеся будут быстро и правильно выполнять работы,
потому что повысится осознанность и прочность их знаний, появится устойчивый интерес к предмету.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Р.Г. Иванова «Система самостоятельных работ учащихся при изучении химии».
2 НП Журнал «Завуч» № 1, 2001 год.
3 Г.И. Селевко «Педагогические технологии».
4 Н.И. Якиманская «Личностноориентированное обучение».
5 Т.И. Шамова «Дальтонтехнология».
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Статья "Пути формирования самостоятельности школьника в учебном процессе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.