Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Оценка 4.8
Руководства для учителя
rtf
русский язык
Взрослым
22.04.2018
Многоаспектную проблему совершенствования современного урока можно рассматривать с разных позиций. Структура современного урока должна отражать такие важные моменты, как закономерности процесса обучения, с одной стороны, и логику усвоения учеником новых знаний – с другой. Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и познавательную деятельность ученика.
Пути совершенствования урока русского языка в современной школе.rtf
Реферат
Пути совершенствования урока русского языка в современной школе
Носова Марина Ивановна
Выполнила:
учитель МБОУ «СОШ №22» Вопрос о том, каким должен быть современный урок русского языка, звучал
довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.
Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обоснованных ответов на него
так и не было получено.
Да это и понятно: ведь на успешность построения и проведения уроков влияет
множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему
взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, которые так или
иначе влияют на теорию и практику этого сложного педагогического явления.
И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в
определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый
этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои
коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают
новым целям и задачам обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.
Современный урок и сейчас рассматривался не как статическая, а как вариативная и
постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.
Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы
урок стал результатом творчества учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие
тенденции и изменения, которые произошли в обществе и в системе школьного
образования.
Урок – это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы
обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует
серьезной психологопедагогической и методической подготовки учителя, и какими бы
хорошими ни были программы, учебники и методические пособия, плохой урок все
испортит.
В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые
могут быть реализованы в системе технологий личностноориентированного и
развивающего обучения.
На это ориентируют школу и основные требования Государственного
образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к
разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой – впервые нормативно
закрепляет вариативность, дифференциацию и индивидуализацию обучения в
современной школе.
Стандарт утверждает идею личностноориентированного обучения и его
развивающую функцию. Он нацелен на большую практическую направленность и
жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стандарт
ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от
безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на
умственное и общее развитие учащихся современной школы.
Таким образом, ориентация стандартов на модернизацию школы предполагает не
только качественное изменение содержания обучения, но и обновление соответствующих
ему методов, средств и форм обучения с учетом новых реалий в обществе и новых
закономерностей самой системы образования. Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока
русского языка в современной школе.
Обновление и модернизация – это не ломка всего и вся и замена его чемто новым и
неординарным. Для данного этапа, который можно назвать переходным (конец XX и
начало XXI века), это прежде всего новый взгляд на всю систему профессионально
методической работы учителя, предполагающий:
– новый подход к системе традиционных средств и методов обучения, усиление их
воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и
особенностей сложившихся реалий;
– использование (и дальнейшая разработка и совершенствование) новых технологий и
инноваций, в основу которых положены передовой опыт учителей и исследования ученых
методистов и педагогов, представителей смежных наук;
– новая стратегия организации учебнопознавательной деятельности учащихся на
уроке как основной форме учебного процесса в школе;
– повышение уровня профессиональнометодической подготовки и переподготовки
учителя, осуществляемой на уровне научных знаний, накопившихся к началу нового века.
Развитие ученика осуществляется в процессе учебной деятельности и является
результатом обучения. Однако не всякое обучение ведет за собой развитие ученика: очень
важно, в какую мыслительную деятельность он включен в процессе усвоения знаний и
формирования умений и навыков, в какой мере он активен и какие мыслительные
операции выполняет, в какой степени они ему понятны и интересны, как ученик мыслит в
процессе выполнения познавательных и практических задач, заданий и упражнений,
способствует ли обучение развитию нравственных качеств, воли, эмоций, а значит,
общему развитию личности.
Изучение научных основ развивающего обучения показывает, что многие очень
важные его аспекты разработаны главным образом в теоретическом плане. Целый ряд
практических вопросов методики и технологии развивающего обучения, в том числе и на
уроках русского языка, остаются еще недостаточно разработанными.
Согласно современным научным представлениям, одним из ведущих направлений в
усилении развития функции обучения является обучение на основе содержательных
обобщений, которое (при грамотном построении его методики и технологии) может
обеспечить усвоение системных знаний и обобщенных способов деятельности и, кроме
того, оказать заметное влияние на умственное развитие учащихся.
Обучение уже рассматривается не только и не столько как простое накопление
разнообразных знаний, а как целенаправленное формирование у учащихся стройной и
четкой системы понятий, закономерностей, обобщенных структур, свойственных
изучаемой науке.
Таким образом, обучение на основе обобщений является одним из ведущих
направлений в обновлении и модернизации всех образовательных процессов на
современном этапе. Названные идеи и связанные с ними дидактические поиски в
наибольшей степени отражают основные прогрессивные тенденции современной
педагогической науки. Их нельзя не учитывать при совершенствовании теории и практики
современного урока.
Предлагаемая методика формирования системных знаний и обобщенных способов
деятельности по русскому языку как основа развивающего обучения требует некоторой
перестройки урока и его основных компонентов. Реализуется такое обучение преимущественно в системе обобщенного (одновременного и опережающего) изучения
взаимосвязанных тем при блоковой подаче материала.
Блоковая подача материала на основе теоретических обобщений позволяет вести
обучение на базе основополагающих принципов и ключевых понятий, делать
предварительный обзор любой обобщенной темы, как говорят «с высоты птичьего
полета».
При грамотном построении таких уроков достигается более полное и осознанное
овладение системными знаниями и обобщенными способами решения задач, что является
основной предпосылкой и условием повышения качества знаний и умственного развития
учащихся.
В широкой практике обучения русскому языку процессы обобщения знаний и
способов деятельности, как известно, связываются главным образом с работой на
завершающих этапах, т. е. на этапе закрепления и повторения уже изученного материала,
хотя в психологии и дидактике (особенно в психологии) уже четко определилось и
другое, достаточно перспективное направление, ориентирующее на такой ход обучения,
когда общее усваивается не на завершающем этапе, а в качестве исходной основы.
Применительно к курсу русского языка в качестве такого «общего» могут выступать как
обобщенные понятия и закономерности, так и целые группы сходных языковых явлений
(определений, правил) и способов их применения.
С методической точки зрения очень важным является то, что при разработке новых
моделей обучения русскому языку необходимо опираться как на общие закономерности
процесса усвоения знаний и формирования умений и навыков, так и на специфические
особенности языка как системы. Одна из них состоит в том, что в процессе обучения
необходимо формировать у учащихся только такие языковые обобщения, которые в
дальнейшем уже не будут подвергаться коренной перестройке. Они могут только
дополняться и расширяться. Все это предполагает внесение некоторых изменений как в
работу учителя, так и в организацию познавательной деятельности учащихся. В
предлагаемой здесь методической системе уроков это достигается с помощью таких
основных средств и методов обучения, как структурирование учебного материала по
разным признакам и основаниям на основе опознавательных и дифференцирующих
признаков правил, словообразовательных типологий и моделей и др.; использование опор
(теоретических и наглядных) на всех этапах обучения; усиление эвристической
направленности и развивающей функции обучения за счет включения в него различного
рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения; использование
алгоритмических предписаний (особенно модельных) и адекватных им образцов
применения знаний; применение упражнений, ориентирующих на рассуждение в процессе
письма и графическую фиксацию умственных действий, на обобщение и раннюю
дифференциацию языковых явлений; на получение обратной связи и осуществление
самоконтроля; на решение познавательных задач и др.
Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в
сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт,
весьма обнадеживающие результаты.
В заключение следует отметить, что многоаспектную проблему совершенствования
современного урока можно рассматривать с разных позиций
Типы уроков
Традиционно в дидактике ведущее место отводится следующим типологиям уроков: 1) по основной дидактической цели;
2) по основному способу проведения уроков;
3) по основным этапам учебного процесса.
По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
– уроки ознакомления с новым материалом;
– урок закрепления изученного;
– урок применения знаний и умений;
– урок обобщения и систематизации знаний;
– урок проверки и коррекции знаний и умений;
– комбинированный (смешанный) урок.
По основному способу проведения подразделяются уроки: в форме беседы, лекции,
самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ, сочетания
различных форм занятий.
По основным этапам учебного процесса выделяют:
– вводные уроки;
– уроки первичного ознакомления с материалом;
– уроки усвоения понятий, законов, правил;
– уроки применения знаний на практике;
– смешанные или комбинированные уроки.
Виды уроков
В последнее время в теории и практике обучения русскому языку наблюдается
тенденция к более широкому использованию нетрадиционных форм проведения уроков
(уроксеминар, урокзачет, урокдискуссия, урокпрактикум и др.). Как показала
практика опытных учителей, эти формы уроков являются достаточно эффективными и
имеют немало преимуществ, в частности:
– способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные
явления;
– способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию
устной и письменной речи учащихся;
– развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т. д.
Такие уроки рекомендуется проводить не только в старшей школе, но и в среднем
звене обучения. Интересным представляется неоднозначный подход некоторых ученых к
нетрадиционным формам обучения. Он проявляется, в частности, в трактовках
соотношения между типом урока и формой его проведения, т. е. соотношением понятий
«тип» и «вид» урока: например, одни специалисты рассматривают уроксеминар, урок
диспут, урокпрактикум и т. д. как разновидности отдельных типов уроков, а другие
выделяют их в отдельные типы, с чем нельзя согласиться, так как во всех этих случаях
новые формы являются лишь разновидностями отдельных типов уроков. Такие подходы
имеют место и в методике обучения русскому языку.
Таким образом, деление на виды должно происходить в рамках используемой
типологии уроков.
Структура урока
В теории и практике обучения структура урока и формы его организации оказывают
большое влияние на эффективность работы как учителя, так и ученика.
Любой урок, традиционный или проблемный, интересный или скучный имеет свое
строение – структуру (этапы). С этапами урока связаны понятия его целей и дидактических задач, ориентированных на реализацию обучающей, воспитывающей и
развивающей функций урока. Существуют различные подходы к выбору основных
структурных элементов урока. Однако общая дидактическая структура урока
характеризуется тремя основными (обобщенными) структурными элементами, в числе
которых выделяются:
1) актуализация прежних знаний и способов действий;
2) формирование новых знаний и способов действий;
3) применение знаний и формирование умений и навыков.
Структура современного урока должна отражать такие важные моменты, как
закономерности процесса обучения, с одной стороны, и логику усвоения учеником новых
знаний – с другой. Она должна отражать не только обучающую деятельность учителя, но и
познавательную деятельность ученика. Исходя из этого, основными структурными
элементами современного урока, которые отражают эти закономерности, можно считать:
1) актуализацию прежних знаний и способов действий учащихся (не только
воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение в новой ситуации, и
стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя);
2) формирование новых понятий и способов действий;
3) п р и м е н е н и е – формирование умений и навыков (включающее и специальное
повторение и закрепление).
Отсюда следует, что если дидактическая структура урока является постоянной и в
работе учителя выступает в виде общего предписания, общего алгоритма организации
урока, то методическая подструктура обязывает его планировать конкретные виды
деятельности на разных этапах урока: ответы учеников, выполнение упражнений,
объяснение материала с использованием методов и средств обучения, решение
познавательных задач под руководством учителя и самостоятельно.
Такой подход к определению (и пониманию) структуры современного урока в
наибольшей мере (по сравнению с другими подходами) отражает специфику методики и
технологии урока в системе проблемноразвивающего обучения как одного из основных
направлений в развитии и обновлении теории и практики учебного процесса в школе.
Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Статья "Пути совершенствования урока русского языка в современной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.