Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
Оценка 4.8

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русская литература +1
Взрослым
29.05.2017
Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
К произведениям литературно-критической мысли относятся не только собственно критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и суждения. Вопрос о необходимости изучения литературной критики в школе, о ее значении в образовании и воспитании учащихся впервые был поставлен В. П. Острогорским. Система изучения литературно-критических статей была разработана Ц.П.Балталоном и В.В.Голубковым. Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования задач. Прежде всего - это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. Русская литературная критика – феномен культуры. Работая над текстом статьи, важно показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными вопросами жизни России определенного периода, обратить внимание на исторический подход критики к анализу художественного произведения, дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление. Нужно не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его общественно-политических и эстетических взглядов. Важно, чтобы учащиеся видели «свет известного убеждения» (Н.Добролюбов), который бросает критика на произведение, поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом. Обращение к литературно-критическим статьям и высказываниям, включение в процесс изучения художественного произведения способствует установлению диалогических отношений между читателем и критиком, которые, в свою очередь, совместно ведут разговор с писателем, отчего становится все более близким общение читателя-школьника с произведением, усиливается положительная читательская мотивация, стремление личностно осмыслить поднятые писателем и критиком проблемы, заинтересованно искать на них ответы как непосредственно в произведении, так и в биографии писателя, а также в статьях и высказываниях критиков и литературоведов и в классных диспутах, к участию в которых активно побуждает литературная критика
Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы. Изучение теории литературы.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Корбова Марина Александровна преподаватель русского языка и литературы  Бюджетное учреждение  профессионального образования  «Нижневартовский политехнический колледж» Работа над литературно­критической статьей на уроках литературы. Изучение Место литературной критики в школьных программах. теории литературы К произведениям литературно­критической мысли относятся не только собственно критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и суждения. Вопрос о необходимости изучения литературной критики в школе, о ее значении в   образовании   и   воспитании   учащихся   впервые   был   поставлен   В.   П.   Острогорским. Система изучения литературно­критических статей была разработана Ц.П.Балталоном и В.В.Голубковым. Изучение   литературно­критических   статей   способствует   решению   существенных для   литературного   образования   задач.   Прежде   всего   ­   это   углубление   восприятия художественного   произведения.   Статьи   критиков,   литературоведческие   высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного   текста.   Знакомясь   с   критической   статьей,   составляя   ее   тезисы   или конспект,   учащиеся   осваивают   избранный   автором   путь   разбора   произведения; осмысливают   его   общественно­философские   и   эстетические   позиции;   оценки   героев; поиски   и   решения   актуальных   проблем,   поставленных   в   этом   произведении;   приемы сочетания   в   критическом   тексте   собственных   размышлений   автора   с   цитатным   и внетекстовым   материалом.   Все   это   помогает   создать   ученику   свои   представления   об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. Изучение   литературно­критических   статей   повышает   уровень   литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. Русская литературная критика – феномен культуры. Работая над текстом статьи, важно показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными   вопросами   жизни   России   определенного   периода,   обратить   внимание   на исторический   подход   критики   к   анализу   художественного   произведения,   дать   четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление. Нужно не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее,   исходя   из   его   общественно­политических   и   эстетических   взглядов.   Важно,   чтобы учащиеся видели «свет известного убеждения» (Н.Добролюбов), который бросает критика на произведение, поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом. Обращение   к   литературно­критическим   статьям   и   высказываниям,   включение   в процесс   изучения   художественного   произведения   способствует   установлению диалогических   отношений   между   читателем   и   критиком,   которые,   в   свою   очередь, совместно   ведут   разговор   с   писателем,   отчего   становится   все   более   близким   общение читателя­школьника   с   произведением,   усиливается   положительная   читательская мотивация, стремление личностно осмыслить поднятые писателем и критиком проблемы, заинтересованно   искать   на   них   ответы   как   непосредственно   в   произведении,   так   и   в биографии писателя, а также в статьях и высказываниях критиков и литературоведов и в классных диспутах, к участию в которых активно побуждает литературная критика. 2. Цели, задачи и основные этапы изучения литературно­критических статей и  материалов на уроке литературы. Основные задачи изучения литературно­критических статей: 1) Научить школьников воспринимать каждую критическую статью не только как глубокий анализ художественного произведения, но и как определенный документ эпохи. Работая над текстом статьи, надо показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными вопросами жизни России тех лет, обратить внимание на исторический подход критики к анализу художественного произведения. 2) Дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление.  3) Не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его общественно­политических и эстетических взглядов. Н.А.Добролюбов писал, что критика обобщает   факты,   имеющиеся   в   произведении,   и   бросает   на   них   «свет   известного убеждения». Важно, чтобы учащиеся увидели этот «свет известного убеждения», поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом. 4) Нужно помочь учащимся глубже осмыслить отдельные положения статьи, разобраться в том,   чему   она   учит,   какие   «чувства   добрые»   и   мысли   стремился   пробудить   автор   у читателей,   т.е.   в   процессе   чтения   критических   статей   выявлять   их   нравственный потенциал. 5) Не сводить всю работу к запоминанию и повторению готовых истин, а учить школьников делать самостоятельные выводы, побуждать их высказывать свое мнение по поводу той или иной оценки героя и его поступков, данной автором статьи (формировать «критическое мышление»). Критика является важнейшим документом определенной культурно­исторической эпохи,   потому   так   естественно   включение   в   школьный   курс   литературы  элементов истории   критики.   На   занятиях   по  обзорным   темам  осуществляется   введение   в критическую   мысль   эпохи,   раскрываются   эстетические   и   нравственно­философские течения в русской литературе и критике, их взаимодействие и борьба концепций. Так, в обзор   литературы   первой   половины   XIX   в.   следует   включить   материал   о   зарождении профессиональной критики в российских литературных журналах, назвать имена авторов литературно­критических статей. На   занятиях   по   изучению  монографической   темы  в   работе   над   материалами критических   статей   выделяется   два   основных   этапа.   Первый   этап   —   обращение   к фрагментам статей, отдельным высказываниям критиков и литературоведов при анализе текста   непосредственно   (характеристика   конфликта,   этапов   развития   сюжета,   образов героев, объяснении их поступков, роли отдельной художественной детали или комплекса деталей и т.д.). В последнее время роль литературно­критических высказываний в процессе текстуального анализа произведения значительно повысилась в связи с публикацией для школьников учебных пособий нового поколения, содержащих выдержки из документов, воспоминаний, различных критических оценок (см. список литературы).  Второй этап — анализ   текста   статьи   критика.   Для   этого   выдерется   специальный   урок,   на   котором проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление плана и тезисов. Тезирование, конспектирование — это необходимые интеллектуально­трудовые действия, которые   формируют   умения   работать   с   научными   и   публицистическими   материалами, писать   сочинения   на   литературные   и   свободные   темы,   подготавливать   литературно­ критические выступления различных жанров. В   комплексной   работе   над   литературно­критической   статьёй   можно   выделить следующие   этапы:   предварительное   знакомство   с   автором­критиком,   история   создания статьи,   характеристика   художественно­эстетической   позиции   автора,   чтение   и комментирование   статьи,   анализ   отдельных   положений,   конспектирование   или тезирование.   Покажем   методику   работы   с   критическим   источником   на   примере литературных статей В. Брюсова о Некрасове. Работа по тезированию и конспектированию статей в старших классах приобретает все   более   самостоятельный   характер,   но   не   является   единственным   видом   работы   над статьей. В  спорах,   в   процессе   диспута   школьники   учатся   высказывать   свое   отношение   к оценке   критиков,   отстаивать   его,   лучше   постигают   общественно­политические   и эстетические взгляды авторов статей, роль данных статей в общественной жизни страны.

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"

Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2017