Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
русская литература +1
Взрослым
29.05.2017
К произведениям литературно-критической мысли относятся не только собственно критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и суждения. Вопрос о необходимости изучения литературной критики в школе, о ее значении в образовании и воспитании учащихся впервые был поставлен В. П. Острогорским. Система изучения литературно-критических статей была разработана Ц.П.Балталоном и В.В.Голубковым.
Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования задач. Прежде всего - это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой.
Изучение литературно-критических статей повышает уровень литературной образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. Русская литературная критика – феномен культуры.
Работая над текстом статьи, важно показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными вопросами жизни России определенного периода, обратить внимание на исторический подход критики к анализу художественного произведения, дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее появление. Нужно не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его общественно-политических и эстетических взглядов. Важно, чтобы учащиеся видели «свет известного убеждения» (Н.Добролюбов), который бросает критика
на произведение, поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом.
Обращение к литературно-критическим статьям и высказываниям, включение в процесс изучения художественного произведения способствует установлению диалогических отношений между читателем и критиком, которые, в свою очередь, совместно ведут разговор с писателем, отчего становится все более близким общение читателя-школьника с произведением, усиливается положительная читательская мотивация, стремление личностно осмыслить поднятые писателем и критиком проблемы, заинтересованно искать на них ответы как непосредственно в произведении, так и в биографии писателя, а также в статьях и высказываниях критиков и литературоведов и в классных диспутах, к участию в которых активно побуждает литературная критика
Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы. Изучение теории литературы.docx
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Корбова Марина Александровна
преподаватель русского языка и литературы
Бюджетное учреждение
профессионального образования
«Нижневартовский политехнический колледж»
Работа над литературнокритической статьей на уроках литературы. Изучение
Место литературной критики в школьных программах.
теории литературы
К произведениям литературнокритической мысли относятся не только собственно
критические статьи, но и письма, эссе, рецензии, содержащие яркие, глубокие оценки и
суждения. Вопрос о необходимости изучения литературной критики в школе, о ее значении
в образовании и воспитании учащихся впервые был поставлен В. П. Острогорским.
Система изучения литературнокритических статей была разработана Ц.П.Балталоном и
В.В.Голубковым.
Изучение литературнокритических статей способствует решению существенных
для литературного образования задач. Прежде всего это углубление восприятия
художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания
служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа
художественного текста. Знакомясь с критической статьей, составляя ее тезисы или
конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения;
осмысливают его общественнофилософские и эстетические позиции; оценки героев;
поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы
сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и
внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об
анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения
с художественной и учебной книгой.
Изучение литературнокритических статей повышает уровень литературной
образованности школьников, формируя понятие о литературной критике как об одном из
видов литературного творчества, целью которого является истолкование художественных
произведений, а также явлений жизни, в них отраженных. Русская литературная критика –
феномен культуры.
Работая над текстом статьи, важно показать учащимся тесную связь данной статьи с
актуальными вопросами жизни России определенного периода, обратить внимание на
исторический подход критики к анализу художественного произведения, дать четкое
представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем вызвано ее
появление. Нужно не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить
ее, исходя из его общественнополитических и эстетических взглядов. Важно, чтобы
учащиеся видели «свет известного убеждения» (Н.Добролюбов), который бросает критика
на произведение, поняли, чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в
целом.
Обращение к литературнокритическим статьям и высказываниям, включение в
процесс изучения художественного произведения способствует установлению
диалогических отношений между читателем и критиком, которые, в свою очередь,
совместно ведут разговор с писателем, отчего становится все более близким общение
читателяшкольника с произведением, усиливается положительная читательская
мотивация, стремление личностно осмыслить поднятые писателем и критиком проблемы,
заинтересованно искать на них ответы как непосредственно в произведении, так и в
биографии писателя, а также в статьях и высказываниях критиков и литературоведов и в
классных диспутах, к участию в которых активно побуждает литературная критика. 2. Цели, задачи и основные этапы изучения литературнокритических статей и
материалов на уроке литературы.
Основные задачи изучения литературнокритических статей:
1) Научить школьников воспринимать каждую критическую статью не только как глубокий
анализ художественного произведения, но и как определенный документ эпохи. Работая
над текстом статьи, надо показать учащимся тесную связь данной статьи с актуальными
вопросами жизни России тех лет, обратить внимание на исторический подход критики к
анализу художественного произведения.
2) Дать четкое представление учащимся, во имя чего взялся критик за создание статьи, чем
вызвано ее появление.
3) Не только разъяснить учащимся точку зрения критика, но и объяснить ее, исходя из его
общественнополитических и эстетических взглядов. Н.А.Добролюбов писал, что критика
обобщает факты, имеющиеся в произведении, и бросает на них «свет известного
убеждения». Важно, чтобы учащиеся увидели этот «свет известного убеждения», поняли,
чем руководствовался критик в оценке героев и произведения в целом.
4) Нужно помочь учащимся глубже осмыслить отдельные положения статьи, разобраться в
том, чему она учит, какие «чувства добрые» и мысли стремился пробудить автор у
читателей, т.е. в процессе чтения критических статей выявлять их нравственный
потенциал.
5) Не сводить всю работу к запоминанию и повторению готовых истин, а учить школьников
делать самостоятельные выводы, побуждать их высказывать свое мнение по поводу той или
иной оценки героя и его поступков, данной автором статьи (формировать «критическое
мышление»).
Критика является важнейшим документом определенной культурноисторической
эпохи, потому так естественно включение в школьный курс литературы элементов
истории критики. На занятиях по обзорным темам осуществляется введение в
критическую мысль эпохи, раскрываются эстетические и нравственнофилософские
течения в русской литературе и критике, их взаимодействие и борьба концепций. Так, в
обзор литературы первой половины XIX в. следует включить материал о зарождении
профессиональной критики в российских литературных журналах, назвать имена авторов
литературнокритических статей.
На занятиях по изучению монографической темы в работе над материалами
критических статей выделяется два основных этапа. Первый этап — обращение к
фрагментам статей, отдельным высказываниям критиков и литературоведов при анализе
текста непосредственно (характеристика конфликта, этапов развития сюжета, образов
героев, объяснении их поступков, роли отдельной художественной детали или комплекса
деталей и т.д.). В последнее время роль литературнокритических высказываний в процессе
текстуального анализа произведения значительно повысилась в связи с публикацией для
школьников учебных пособий нового поколения, содержащих выдержки из документов,
воспоминаний, различных критических оценок (см. список литературы).
Второй этап —
анализ текста статьи критика. Для этого выдерется специальный урок, на котором
проводится чтение и комментирование статьи, начинается составление плана и тезисов.
Тезирование, конспектирование — это необходимые интеллектуальнотрудовые действия,
которые формируют умения работать с научными и публицистическими материалами,
писать сочинения на литературные и свободные темы, подготавливать литературно
критические выступления различных жанров.
В комплексной работе над литературнокритической статьёй можно выделить
следующие этапы: предварительное знакомство с авторомкритиком, история создания
статьи, характеристика художественноэстетической позиции автора, чтение и
комментирование статьи, анализ отдельных положений, конспектирование или тезирование. Покажем методику работы с критическим источником на примере
литературных статей В. Брюсова о Некрасове.
Работа по тезированию и конспектированию статей в старших классах приобретает
все более самостоятельный характер, но не является единственным видом работы над
статьей.
В спорах, в процессе диспута школьники учатся высказывать свое отношение к
оценке критиков, отстаивать его, лучше постигают общественнополитические и
эстетические взгляды авторов статей, роль данных статей в общественной жизни страны.
Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
Статья "Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.