Статья "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Взрослым
04.08.2018
Проблема детской одаренности не теряет актуальности, несмотря на многочисленные исследования, поскольку работа с этой категорией учащихся имеет свои специфические особенности, а некоторые вопросы, так или иначе, остаются без однозначного ответа. Несомненно, работа с одаренными детьми важна, поскольку от этого зависит будущее страны, ее престиж на мировой арене.
статья об ОД.docx
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
УЧРЕЖДЕНИИ
Определены особенности работы с одаренными детьми в условиях образовательного
учреждения, факторы развития детской одаренности и роль учителя в этом процессе.
Проблема детской одаренности не теряет актуальности, несмотря на многочисленные
исследования, поскольку работа с этой категорией учащихся имеет свои специфические
особенности, а некоторые вопросы, так или иначе, остаются без однозначного ответа.
Несомненно, работа с одаренными детьми важна, поскольку от этого зависит будущее
страны, ее престиж на мировой арене, поскольку мы гордимся, когда видим на
пьедестале наших лучших спортсменов, певцов, музыкантов, которых ассоциируем с
Россией, с той землей, где они проживают или откуда их корни. Даже в случае отъезда
одаренных и талантливых людей в другую страну, их достижения ассоциируются с
родиной, вследствие чего немаловажно обеспечить максимальный уровень развития
личностного потенциала, использование ресурсов (финансовых, педагогических,
родительских) во благо себя, народа, страны, условий для ее проявления, поддержки и
развития.
Анализ зарубежных и российских исследований детей с повышенными способностями
позволяет сказать, что в современном образовании способности детей не всегда полностью
развиваются. Каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом, следовательно,
важно, чтобы зерна таланта попали в благодатную почву, чтобы рядом в нужный момент
оказался умный, внимательный наставник, который способствовал бы развитию таланта,
научил бы трудиться. Отметим, что в системе образования обычно обращают внимание на
учащихся, обучающихся в школе на отлично, ярко проявляющих себя в какомлибо виде
деятельности (музыка, рисование),
Если
проявляются
явные признаки одаренности (поет, рисует, решает задачи и т. д.), то
учителя с ними работают, а если не проявляются, то и остаются не раскрытыми.
обладающих оригинальным мышлением.
Многие
деятельности :
исследователи, классифицируя одаренность, выделяют группы по видам
1) интеллектуальная, характеризующаяся
любознательностью,
исключительной сообразительностью, полным погружением учащегося в умственную
деятельность;
повышенной
2) творческая, характеризующаяся легкостью генерирования идей, способностью
предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальностью мышления
и т. д.;
3) академическая, проявляющаяся в успешном обучении отдельным учебным
выраженной избирательности интересов, часто в ущерб другим учебным
предметам, в
предметам;
4) художественноэстетическая, включающая
литературную, актерскую разновидности;
изобразительную,
музыкальную,
5) социальная, или лидерская (наиболее поздно признанная и до сих пор вызывающая
споры), связанная с легкостью установления контактов и высоким качеством
межличностных отношений;
6) психомоторная (спортивная), характеризующаяся способностью иметь объективную
информацию о своих движениях (моторные, сенсорные и когнитивные и т. д.),
контролировать действия и управлять ими. Обратим внимание на то, что творческая одаренность не дублирует художественно
эстетическую и интеллектуальную, несмотря на существование различных точек зрения
в вопросах взаимосвязи интеллектуальной и творческой одаренностей.
В соответствии с критерием «форма проявления» различаются явная и скрытая
одаренности. В практической деятельности выделяется одаренность в ремеслах, спорте и
организации деятельности, а в познании – интеллектуальная, различаемая в зависимости
от предметного содержания естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и
др. [4, 5]. В художественноэстетической деятельности – хореографическая, сценическая,
литературнопоэтическая,
В
коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность.
изобразительная и музыкальная одаренность.
На основе анализа психолого педагогической литературы [7] факторы развития
одаренности нами объединены в три группы:
первая, включающая природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;
вторая, отражающая зависимость развития одаренности от характера деятельности;
третья – все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и
образовательного учреждения).
Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, характеризующими
особенности организма, главным образом центральной
анатомо физиологические
нервной системы, выступающими
предпосылками развития способностей. Задатки
развиваются в способности, когда ребенок активен, причем развитие специальных
способностей базируется на развитии общих способностей. Характер деятельности
раскрывается в зависимости от вида одаренности, но в любом случае – это творческая
деятельность. Нужно помнить, что творчество для маленького ребенка – когда он
привносит свое, чтото сверх заданного.
Ключевым аспектом реализации стратегий проектной деятельностивыступает
обоснование нескольких вариантов решения проблемы, где принципиально ищется
не «рациональный способ», а анализируются и синтезируются
различные точки зрения, подходы и варианты, через «игру в персонажей», «примерку
ролей» с разными эмоциональными состояниями, достройку сюжетов, определение
последствий и т. д. При этом желание заниматься исследовательской деятельностью
свидетельствует об одаренности школьника, который с увлечением осваивает способы
научной деятельности (наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных
данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы и т. д.), принимает
решение о том, что и как нужно делать.
императивный стиль взаимоотношений,
Ученые единодушны в том, что стиль взаимоотношений, базирующийся на жестком
контроле и силовом давлении, не способствует развитию одаренности личности.
Следовательно,
характеризующийся
однозначностью команд («Делай так, как я сказал...», «Сиди спокойно...»), когда
родители требуют от ребенка беспрекословного соблюдения их указаний, отношения
основываются на авторитете взрослого, способствует развитию пассивной податливости
наряду с зависимостью и конформизмом.
В отличие от императивного, инструктивный стиль содержит больше информации, а
требования закономерны и разумны, что способствует воспитанию инициативы и
твердости.
Для того чтобы выявить одаренного школьника, целесообразно: определить, что такое
одаренность, по каким признакам и в каком возрасте она проявляется; в соответствии с
пониманием одаренности разработать диагностические методики, позволяющие
идентифицировать одаренных школьников; правильно организовать школьников.
Известно, что выявление одаренных школьников представляет собой сложный
длительный процесс, где не эффективно одноразовое тестирование, какой бы надежный
инструментарий мы ни использовали. Поэтому корректнее говорить о поиске одаренных
школьников в процессе обучения по специальным программам, нежели об отборе. В ходе
обучения одаренность можно заметить через конкретные успехи в какомлибо определенном виде занятий, например, рисовании или музыке. При этом с умственной
одаренностью все, на наш взгляд, намного сложнее, поскольку тесты креативности,
интеллекта и т. д. не могут дать однозначно верного ответа, высокие показатели по
нему не всегда следует считать показателем одаренности, а полученные низкие значения
еще не доказывают ее отсутствие.
Особенно важно в работе с одаренными школьниками учитывать степень
сформированности одаренности на актуальном (явная или скрытая) и потенциальном
(когда имеется лишь определенный потенциал) уровне. Следует отметить, что именно у
одаренных школьников возникают проблемы (сила, повышенная познавательная
потребность, ненасытность любознательность и т. д.) в поведении. Кроме того,
одаренный школьник имеет повышенную потребность в умственной нагрузке, поскольку
он испытывает интерес к универсальному, общему, абстрактным идеям и теориям,
мыслит самостоятельно, стремится все делать посвоему.
Следовательно, поддержка талантливого ученика выступает приоритетной задачей,
несмотря на то, что талант по определению находится за рамками «нормативной
культуры», «выбивается из шеренги», «имеет что сказать» и т. д. Поэтому важно
обладать «креативностью», проявить компетентность в условиях неопределенности,
создавать условия для следующего шага, инновационного поведения, о котором сегодня
многие пишут. Значит, личностно ориентированные технологии способствуют созданию
для одаренных инновационной образовательной среды, применению развивающих
моделей взаимодействия. При этом важно обеспечить системный эффект. Сегодня
одаренным учащимся тяжело, поскольку для успешного выполнения деятельности
требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание
необходимыми навыками и умениями, которые без напряженной работы не
формируются. В этой связи возникает проблема достаточности квалификации педагога
в определенных сферах деятельности, правильности его действий по формированию
умений и навыков,
ее
ориентированность на достижение результата.
характеризующих потенциал одаренной личности,
В современных условиях информатизации образования одаренные дети имеют
проблемы в социализации, поскольку способны мыслить, вести себя неадекватно,
одеваться подругому, нуждаются в том, чтобы их воспринимали такими, какие они
есть. При этом взаимоотношения одаренного ученика со средой зависят от ценности
образования в классе, толерантности вообще и ко всем людям, наличия творческой
атмосферы и т. д. Развитие талантов мы должны воспринимать как данность. По нашему
мнению, сегодня необходимо воспитать поколение учителей, верящих в то, что каждый
одарен, но посвоему, а его способности и талант имеют индивидуальную ценность.
1. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. М. :
Издво УРАО, 2003. С. 18. 2. Лейтес Н. С. Проблемы способностей в трудах Б. М.
Теплова // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 40. 3. Овсянникова Е. А. Одаренные дети:
(из опыта работы) // Завуч. 2004. № 7. С. 21. 4. Петровский А. В. Общая психология. М.,
1976. С. 448. 5. Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах / под
ред. Б. Л. Вульфсона, З. А. Мальковой, Н. М. Воскресенской. М., 2013. С. 100. 6.
Савенков А. И. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе» / под ред. М. А.
Ушакова. М. : Сентябрь, 2015. 7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и
школе. М. : Академия, 2010. С. 34.
Статья "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Статья "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Статья "РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.