Статья "Роль педагога в моделировании учебного процесса в начальной школе"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
математика +2
1 кл—4 кл
12.03.2019
Статья посвящена созданию ситуации успеха в обучении детей младшего школьного возраста. Используя технологию критического мышления , можно добиться значительных результатов в совместном открытии новых знаний, сплочении детского коллектива и развитии творческих способностей детей. Шаг за шагом по лестнице успеха. Радость в детских глазах. Учение без принуждения.
РОЛЬ ПЕДАГОГА В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.docx
РОЛЬ ПЕДАГОГА В МОДЕЛИРОВАНИИ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Моделирование – изготовление модели (образца). Какой должна
быть модель образования сегодня? Как построит педагог свою работу?
Какова цель образования? Попробуем ответить на эти вопросы.
В современном обществе цель образования – научить ребенка жить
в гармонии с собой. Поэтому на первый план выходит личностно
ориентированный подход в учебном процессе – это такая система
работы педагога, которая направлена на максимальное раскрытие
личностных качеств ребенка, его развитие. Развитие – это непрерывный
процесс самодвижения. Который характеризуется непрестанным
возникновением чего-то нового. Не существовавшего ранее.
Как организовать учебный процесс. Чтобы он стал жизнью для
ребенка, чтобы не потух огонь в детских глазах? Ведь результаты
статистики совсем не утешают. Желание учиться пропадает у 50%
первоклассников уже к концу сентября, а к Новому году уже у 80%.
Л.С.Выготский писал, что специфика детского развития состоит в
том, что оно подчиняется не действию биологических законов, а
действию общественно-исторических законов. Обучение должно идти
впереди развития. Должно вести его за собой. Таким образом,
педагогика должна ориентироваться на завтрашний день. Только тогда
она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни все процессы
развития, которые сейчас лежат в зоне его ближайшего развития.
Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам
«собирает» понятия о предмете. Формирует свои представления о том,
что происходит с этим предметом. Это естественный процесс генезиса
мышления как высшей психической функции.
Задача подлинной педагогики, таким образом, нацелить ребенка на
свой завтрашний день. Определение возможностей и эффективность их
реализации зависят от мастерства учителя, от его умения вовремя
прийти на помощь, установить сотрудничество с учеником. «В
сотрудничестве, - пишет Л.С.Выготский, под руководством, с чьей-то
помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более
трудные задачи, чем самостоятельно.» В сотрудничестве ребенок
оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он
поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей
разрешаемых им.
Центральный для всей психологии обучения момент – возможность
подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень,
возможность перехода от того, что ребенок умеет, к тому, чего он не
умеет на данный момент. Как воплотить в жизнь эту задачу? Прежде
всего, нужно, чтобы учебный материал, с одной стороны,
соответствовал актуальному уровню развития. С другой – был от него отдален, по сложности превосходил его возможности. Иначе развитие
теряет почву.
Педагогический процесс – это сотрудничество педагога с ребенком.
Каждый зигзаг в восхождении подводит ребенка к какой-либо
трудности, преодоление которой мобилизует его усилия, побуждает к
закреплению достигнутого, после чего опять начинается восхождение.
В педагогическом процессе ребенка постоянно должно
сопровождать чувство свободного выбора. Личностно-гуманный подход
заключается в том, чтобы необходимое для усвоения в определенный
период педагогического процесса сделать личностно значимым, чтобы
ребенок осознавал учебную задачу как свободно выбранную, принимал
ее на основе желания.
Учебный процесс должен предоставить ребенку радость жизни.
Нужно, чтобы обучение имело жизненный смысл для учащегося.
Можно ли построить учебный процесс так. Чтобы жизнь била в нем
ключом? Чтобы и игра, и мысль; и эксперимент. И ошибка; и тишина, и
движение; и уединенность, и групповой азарт захватывали ребенка в
одном занятии? Эти возможности заложены в современных
технологиях. Здесь воспитание и образование – две стороны единого
процесса.
В своей работе я использую технологию критического мышления.
Ключевой тезис всей технологии – конструирование собственного
знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Обучение
строится так, чтобы учебная работа и учение протекали естественно,
создавали такие условия и такие действия учащихся, вследствие
которых они не могут не научиться. Дидактическим поискам этого
направления присуща ориентация на тесную связь обучения с
непосредственными жизненными потребностями. Интересами и опытом
учащихся. «обучение мышлению», освоение процедур поисковой
деятельности. Развитие навыков самообразования.
Технология включает три стадии (фазы):
1. Стадия вызова.
2. Стадия осмысления.
3. Стадия размышления.
Эта технология позволяет мне применять различные приемы и
методы, активизирующие познавательную активность учащихся,
составление списка известной информации. Кого называют
ябедой? Что такое, по- вашему половодье? Кого можно назвать
настоящим другом? Что бы вы взяли с собой в поход? Что вы
знаете о наводнениях? Рассказ – предположение по ключевым
словам. Составление кластеров; методы активного чтения;
маркировка текста:
- я это знал
- это для меня новое
- ошибался. Думал иначе - требует разъяснения
- бортовой журнал
- мои предположения и новая информация
Ответ на вопрос, что я предположил неправильно? Какие
предположения подтвердились? Ведение дискуссии. Можем ли
мы предотвратить лесные пожары? Могли ли родители в сказке
«Мальчик с пальчик» поступить иначе? Написание творческих
работ: эссе, синквейн или мини-сочинение:
Басня ученицы 4 класса Дрегля Анны-Марии
Вова и санки.
С горы катался мальчик Вова,
Съезжал он быстро – просто клево!
Но чтобы съехать так же снова,
Наверх подняться должен Вова.
Он подниматься не хотел.
Стоял внизу и все пыхтел.
Мораль отсюда: ты не злись,
Твой инвентарь – ты и возись!
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков
учащихся, необходимых не только в учебе. Но и в обычной жизни.
Технология развития критического мышления в процессе
обучения позволяет педагогу так смоделировать учебный
процесс, что ученик сначала заинтересовывается ( внем
пробуждается исследовательская, творческая активность), потом,
при предоставленных ему условиях, осмысливает материал и
обобщает приобретенные знания. Таковы некоторые аспекты
моделирования учебного процесса.
Душа ребенка должна с каждой минутой, проведенной в школе,
обогащаться новыми знаниями и открытиями, новыми
стремлениями. Новыми обретениями. В свою очередь богаче
становится внутренний мир педагога. Многому научили меня
ребята: пытливому взгляду на мир, оптимизму, самообладанию.
Заметно главное – глаза ребят с каждым уроком ярче сверкают
горячей жаждой познания.
Статья "Роль педагога в моделировании учебного процесса в начальной школе"
Статья "Роль педагога в моделировании учебного процесса в начальной школе"
Статья "Роль педагога в моделировании учебного процесса в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.