Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "
Оценка 5

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
математика
Взрослым
23.01.2017
Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "
Профессия педагога - это одна из тех профессий, где учитель постоянно должен совершенствовать свое мастерство. Поэтому проблема самообразования на сегодняшний день одна из главных, стоящих перед педагогом. В современном мире он должен как можно полнее использовать все средства, позволяющие быть компетентным не только в своем предмете
выступление.docx
Самообразование как способ повышения  уровня профессиональной компетентности педагога Деятельность современного учителя неразрывно связана  с его творческой  самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным  потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем. Это,  несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику  повышения квалификации учителей современных педагогических технологий,  стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований  невозможно без осознания учителем своей высокой личной ответственности и без  постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования. Самообразование предполагает развитие учителя как личности и профессионала,  способствует повышению уровня его профессиональной компетентности и  совершенствованию профессионально­личностных качеств, педагогических способностей и практических умений. Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности  с целью совершенствования каких­либо качеств или навыков. Преподаватель может совершенствовать свой педагогический опыт по различным  направлениям:    в профессиональной сфере (знание своего предмета); в сфере педагогической психологии; в области методики преподавания (овладение современными технологиями, новыми  формами и методами обучения и т.д.) Педагогический труд носит творческий, исследовательский характер, который  рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Под педагогической технологией понимается способ реализации содержания обучения,  включающий применение различных форм, методов и средств научно­методического  сопровождения самообразования учителя в системе повышения квалификации,  направленных на достижение поставленных образовательных целей. Среди технологий  современной дидактики необходимо отметить такие, как:   личностно­ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;    игровые педагогические технологии; технологии модульного, проектного обучения; информационные технологии и др. Научно­техническое развитие современного общества требует от учителя освоения новых  информационных технологий. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать  информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических  задач, то есть овладеть информационной компетентностью. Только самообразование может позволить каждому учителю оставаться актуальным в современных условиях. Появление Интернет обеспечило учителя множеством возможностей для непрерывного  самообразования, приобретения новых знаний и умений. Сегодня существуют множество  форм и способов, как преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет ­  ресурсов и технологий, например:      дистанционные курсы для педагогов, мастер­классы; дистанционные конференции (семинары, вебинары); дистанционные конкурсы; дистанционные эвристические олимпиады; педагогические форумы и многое другое. Хотелось бы более подробно представить те из них, которые помогают мне повышать свою  профессиональную компетентность. Участие в профессиональных сетевых сообществах. Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для  общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Доступ к  новостям в образовании, возможность представить на суд коллег свои методические  разработки, пользование ресурсами сайта — все это позволяет учителю почувствовать себя частью большого педагогического сообщества, выйти за рамки своей школы, сформировать собственный профессиональный рейтинг.        Сеть творческих учителей  http://www.it­n.ru Интернет­портал ProШколу. ru  http://www.proshkolu.ru Электронный педагогический журнал «Большая перемена» http://www.pomochnik­ vsem.ru Электронный журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru Методический портал  К уроку. ru  http://www.k­yroky.ru 12­й Всероссийский интернет­педсовет  http://pedsovet.org Интернет­сообщество учителей Педсовет.su  http://pedsovet.su     Профессиональное сообщество педагогов Методисты http://metodisty.ru Завуч­инфо http://www.zavuch.info Методический портал учителя http://metodsovet.su Педагогическая газета http://pedgazeta.ru Являясь активным пользователем этих сайтов, я размещаю свои материалы и получаю  доступ к ресурсам других педагогов. Это позволяет разнообразить свою педагогическую  деятельность, овладеть новыми педагогическими приёмами. И, как бонус,  за размещение  материалов, которые прошли проверку и были одобрены администрацией сайта, можно  получить свидетельства и сертификаты. На каждом сайте есть  педагогические форумы, которые позволяют  общаться на  профессиональные и личные темы педагогам из разных уголков нашей страны и с  коллегами из­за рубежа. Дистанционные курсы, мастер­классы. В этом году на сайте Сеть творческих учителей я прошла мастер­класс «Навигатор по  порталу», который позволил не только хорошо ориентироваться на сайте, но и приобрести  массу полезных знаний и навыков в работе с информационно­коммуникативными  технологиями. Таких, например, как работа с программами PowerPoint и Picture Manager,  вставка Flesh­ролика и гиперссылки и многое  другое. Эти навыки я  теперь активно  использую в своей работе. Дистанционные конкурсы и олимпиады. Интернет даёт возможность учащимся даже маленьких отдалённых школ, как наша,  участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, разнообразие которых просто поражает. В прошлом году мои ученики приняли участие в конкурсе «Русский медвежонок»  (http://www.rm.kirov.ru), в Молодёжном филологическом чемпионате (Центр развития  одарённости г. Пермь http://talant.perm.ru). Нынче мы стали сотрудничать с  Центром  Развития Молодёжи  (http://cerm.ru), приняли участие в конкурсах «Грамотей­спринт» и  «Почитай­ка», а также с  ООО «ИРШО» г. Калининграда http://www.irsho.ru  (конкурс  «Альбус» и олимпиада «Олимпус»). Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в  которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания,  совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку,  приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает  повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя  является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со  временем, заботиться о своем авторитете. За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных  компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и  эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль  мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации  своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно  представить современную школу. Имеющийся в настоящее время отечественный и  зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она  позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Однако действующая  система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в  школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится  информация, способы ее хранения и использования. Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми  должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие  навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования  компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится  повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными  образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для  того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные  технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне. Очевидно, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа­проектора,  компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед  коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа­занятия, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ по всем предметам,  позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной  форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное внимание  детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Владение  компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию  предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных  носителях и в Интернете. "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является  концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы  образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования  подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют  новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и  работать в новой среде. Концепция модернизации образования, определила  основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества ­  "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование  принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов,  обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с  тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные  технологии в процессе обучения и управления образованием. В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога  становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и  перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке  разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях  отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей  современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и  самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования,  самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования  предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий,  прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий  воспитательно­образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе,  согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение  подход. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без  отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма может быть реализована очно и заочно на основании договоров с учреждениями,  имеющими лицензию на повышение квалификации. Такие курсы решают проблему срыва  учебного процесса. Ежегодно с 1 апреля начинается прием на дистанционные (заочные)  курсы повышения квалификации Педагогического университета “Первое сентября”. В  этом учебном году ведущие специалисты предлагают учителям 56 курсов по 19 предметам. Обучение начинается с сентября и проводится совместно с отделением педагогического  образования МГУ им. М.В. Ломоносова. Возможность учиться у первоклассных  специалистов оказалась чрезвычайно востребована учителями страны. В нашей школе в  прошлом учебном году на подобных курсах обучались двое, в этом году такую форму  повышения квалификации выбрали уже четверо педагогов. 3 подход. Реализация накопительной системы повышения квалификации,  учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога. Вот уже  второй год проводится фестиваль “Открытый урок”. Он сразу же стал самым массовым  педагогическим форумом. В первый год было прислано и опубликовано 2 600 работ. В  этом году – 4 700. Такая популярность связана с тем, что все присланные на фестиваль  работы публикуются. Поэтому у всех участников появилась возможность поучиться друг у друга, т.к. сборник тезисов и диски с работами разосланы всем участникам фестиваля. В  нашей школе эти диски с разработками участников фестиваля уже завоевали свою  популярность, т.к. опыт коллег со всей страны представленный в виде разработок уроков,  докладов, статей и т.д. помогает не только воспользоваться какой­то идеей или  педагогическим приемом, но и сравнить свой педагогический опыт с опытом других  учителей. В апреле 2005 года Издательский дом открыл новый фестиваль ­ фестиваль  исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. Цель фестиваля:  предоставить площадку для публикации работ учащихся, выполненных под руководством  педагогов. По аналогии с фестивалем “Открытый урок” будут публиковаться все  материалы. Сборник тезисов и диски с работами будут высылаться каждому участнику. В  нашей школе пятеро учеников под руководством троих педагогов приняли участие в  фестивале. Мне кажется, что представление открытой трибуны любому ученику так же  важно, как и предоставление ее для учителя. При содействии Министерства образования РФ сегодня существуют постоянно  действующие курсы повышения квалификации учителей с помощью Интернета. Из  наиболее популярных можно перечислить следующие образовательные учреждения:  Российский государственный институт открытого образования – www.openet.ru. Глобальный открытый университет – www.gou.ru. Федерация Интернет Образования  – www.fio.ru. Организация учебного процесса сводится к изучению специально  подготовленных учебных материалов, тестированию, возможности консультации с  преподавателем. Учебный процесс включает в себя выполнение индивидуальных заданий,  электронные семинары и занятия, кроме того, учебный материал дублируется на компакт­ диске, который высылается слушателям обычной почтой. Работа в Интернете может быть нескольких видов: 1. 2. 3. 4. Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей разных  школ. Обеспечение консультационной помощи из научно­методических центров Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации  педагогических кадров. Оперативный обмен информацией, расширение кругозора. В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимой для педагога  становится адресная индивидуализированная помощь, которая оказывается ему оперативно и направлена не столько на преодоление дефицита, связанного с недостатком знаний по  актуальным вопросам обучения и воспитания, сколько обеспечивает поддержку в поиске и  мобилизации собственных ресурсов для решения возникающих профессиональных  проблем. Таким характеристикам соответствует виртуальное консультирование, т.е.  консультирование педагога по интересующим вопросам, осуществляемое на базе  информационно­коммуникационных технологий при помощи технико­технологических и  информационных ресурсов Интернета. Структурные компоненты такого консультирования: ­ запросы на консультирование, сформулированные от первого лица (затруднения в области обучения, воспитания учащихся, методической деятельности, непрерывного  профессионального педагогического образования или по вопросам личностно­ профессионального развития педагога); ­ консультационный текст, составленный и оформленный в текстовом редакторе  консультантом; ­ список литературы или других источников, которые использовались для подготовки  текста консультации. Наиболее масштабно и целостно виртуальное (сетевое) консультирование педагого Наиболее масштабно и целостно виртуальное (сетевое) консультирование педагогов  осуществляется на консультационной линии портала “Auditorium”  – http://www.auditorium.ru/consalt/pedagogics/line9/gb.php?step=view. Консультирование направлено главным образом на удовлетворение предъявленного педагогом (клиентом)  информационного запроса. Это своеобразный брифинг специалистов, которые  взаимодействуют посредством переписки в режиме on­line или off­line. Кроме  “Auditorium” консультирование осуществляют образовательные порталы и сайты: “Международное образование” ­ http://www.international.edu.ru, “Единый государственный экзамен” ­ http://ege.edu.ru/PortalWeb/index.jsp, “Российское образование” ­ http://www.edu.ru и другие. Виртуальные консультации помогают решать сопутствующую задачу – формировать у  педагогов грамотность в использовании Интернета как ресурса непрерывного  профессионального педагогического образования – для нахождения информации, ее  обработки и использования в целях генерации необходимого знания. Прогресс  использования Интернета обусловлен следующими его дидактическими свойствами: ­ публикацией учебно­методической информации в гипермедийном варианте; ­ педагогическим общением в реальном и отложенном времени между субъектами и  объектами учебного процесса; ­ открытым во времени и пространстве дистанционным доступом к информационным  ресурсам. Можно выделить три этапа самообучения: 1. 2. 3. первичное ознакомление с компьютером, операционной системой и офисными  технологиями углубленное изучение отдельных информационных технологий (сетевых, создания  презентаций и др.) освоение ИКТ применительно к профессии учителя. Точка зрения, что учитель, умеющий работать с компьютером на уровне обычного  пользователя, сам научится применять его на уроках, представляется чрезмерно  оптимистичной. Успешность и эффективность применения компьютерной техники в  преподавании общеобразовательных предметов можно гарантировать только в том случае,  когда учитель мотивирован на использование компьютера, имеет широкий кругозор,  владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, может  определить место информационно­коммуникационных технологий в методической системе преподавания предмета. В этой связи является чрезвычайно важным обучение учителей  эффективно пользоваться имеющимся виртуальным инструментарием для  самостоятельного проектирования учебного процесса. Информацию для разработки  методических и дидактических материалов можно найти на сайтах российской  информационно­образовательной сети: ­ “Кирилл и Мефодий” ­ http://www.km.ru/, ­“Каталог образовательных интернет­ресурсов” ­ http://webshere.novsu.ac.ru, ­“Открытый Колледж” ­ http://www.college.ru/. Необходимо подчеркнуть, что сами по себе информационно­коммуникационные  технологии не оптимизируют обучение, а также ни в коей мере не вытесняют традиционные методы и приемы. Они лишь позволяют приблизить школьную методику к требованиям  сегодняшнего дня. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы  непрерывного педагогического образования является формирование информационно­ коммуникационной компетентности (ИКК) учителя. Такая компетентность учителя  понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также  способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных  технологий.

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "

Статья "Самообразование как способ повышения уровня профессиональной компетентности педагога "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017