Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"
Оценка 4.6

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
5 кл—11 кл
29.01.2018
Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"
В данной статье рассказывается о трудностях, с которыми сталкиваются художественно- одаренные дети в школе, и методах и приемах , используемых педагогом для их преодоления как на уроке изобразительного искусства , так и во внеурочной деятельности. Описываются виды упражнений на этапе актуализации знаний, технология проблемного обучения, метод проектов, коллективной творческой деятельности, основные приемы исследовательской деятельности на занятиях изобразительным искусством, технология творческого развивающего обучения и его формы.представлен опыт работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми
Статья Система работы учителя изобразительного искусства.docx
Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми. Клюкина Ольга Валерьевна учитель изобразительного искусства Система поддержки   талантливых  детей обозначена  как одно  из  пяти ключевых   направлений     развития   общего   образования   Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Приоритетным условием данного направления является создание, как специальной системы поддержки сформировавшихся   талантливых   школьников,   так   и   общей   среды   для проявления   и   развития   способностей   каждого   ребенка,   стимулирования   и выявления достижений  талантливых ребят. Работа с «одаренными» детьми строится на основе организации учебной деятельности  в процессе обучения на   уроке   и   через   организацию     системы   внеурочной   деятельности:   это   и участие   школьников   в   олимпиадах,   различных   конкурсах,   получение учащимися дополнительного образования через систему специальных учебных заведений.   Одаренные дети часто сталкиваются с определенными трудностями в процессе обучения. Во­первых – это загруженность учащихся. Она связана с большой учебной нагрузкой и с разноплановыми интересами одаренных детей во   внеурочное   время.   Не   зря   в   народе   говорят:   талантливый   человек талантлив во всем. Во­вторых,  дети, проживающие в сельской местности, не всегда имеют   возможность получить дополнительное образование, посещая специальные   учебные   заведения   (школы   искусств,   художественные   школы, технические кружки и т.п.). С   данными   проблемами   сталкиваются   и  «художественно»   одаренные дети.   К   ним   относятся   дети   с   ярко   выраженными   художественными   и творческими способностями, со сформировавшимся интересом к предметам художественно­   эстетического   цикла   (изобразительное   искусство,   музыка, мировая художественная культура, искусство). В связи с этим в школе очень важно создать систему работы с такими детьми через различные формы и виды деятельности.  Одной   из   главных   целей   в   работе   с   одаренными     детьми   является развитие  художественно­творческих   способностей   учащихся,   образного, ассоциативного и альтернативного мышления, фантазии, зрительно­образной памяти,   эмоционально­эстетического   восприятия   действительности, творческой   инициативы.   Для   достижения   данной   цели   в   педагогической деятельности  используются различные формы и методы обучения. Работа с одаренными детьми строится на основе организации учебной деятельности на уроке и через организацию внеурочной деятельности На уроке развивать творческие способности помогают  Различные формы уроков:  Урок­ игра, урок­ путешествие на этапе обобщения материала.  Урок   ­   экскурсия   (в   музей;   мультимедиа   экскурсия   по виртуальным залам музеев мира)  Урок ­ спектакль (с элементами театральной постановки).  на уроке 2­3 мин. упражнения на этапе актуализации знаний. Упражнения на развитие воображения, фантазии, художественно­ образного мышления, внимания и т.д. (н­р: продолжи узор; закончи рисунок; на что это похоже; сделай предмет сказочным, необычным; найди в картине (в рисунке) следующие   предметы…;   найди   отличия   в   2   репродукциях     картины   … художника …; упр. « зрительные иллюзии» и т.п.)  Использование   на   уроке   разнообразных   педагогических   приемов   и технологий:  Технология   проблемного   обучения.  Перед   детьми   ставится учебная задача, дети ищут различные пути ее решения. Например: на   доске   представлен   ряд   репродукций   картин.   Задание   – определите   жанр   (среди   картин   представлена   картина неизвестного жанра); в  каком виде искусства  можно выполнить  быстро  портрет, где главным   будет   передача   настроения?   Выберите   самостоятельно художественный материал для выполнения работы.  Приемы исследовательской деятельности (например: на уроке «Мой   поселок   в   конце   19­   нач.   20   века»   ­   при   знакомстве   с архитектурой   поселка   в   прошлом   учащиеся   самостоятельно готовят доклады и сообщения о старинных зданиях поселка и их владельцах,   изучая   исторический   материал   в   фондах   музея   и библиотеки).  Технология Коллективной творческой деятельности (КТД)­  один   из   активных   методов   развития   творческих способностей   учащихся.   Общение   в   процессе   КТД   позволяет активно   протекать   процессу   взаимообмена   чувственными представлениями,   знаниями   и   умениями,   богаче   становится эмоционально­   интеллектуальный   опыт   каждого   участника общения. На уроках использую различные формы КТД: 1) В зависимости от количества участников: ­ парная (работа в паре) ­групповая (группа 3­5 человек) ­коллективная (большая группа или весь класс)               2)  В зависимости от формы организации совместной деятельности  (классификация   Т.С. Комаровой и А.И. Савенкова) можно применять   на уроке:                 ­совместно­ индивидуальную деятельность. Это   одна   из   самых   любимых   форм   КТД   одаренных   детей.   Работы выполняются индивидуально или в паре, а затем совместно оформляются в общую работу     (н­р: тема «Русский народный   костюм» 5 класс­ создаем журнал мод Василисы Премудрой; «Древние образы в народных игрушках»­ ярмарка дымковской игрушки, « Виды полиграфического дизайна» 9 класс­ создание журнала  и т.п.).                                ­Совместно­   последовательная   деятельность   предполагает последовательное   выполнение   учениками   определенной   технологической операции,   когда   результат   работы   одного   ученика   становится     предметом деятельности другого. Такой вид деятельности используется на уроке редко, так   как   это   очень   монотонный   труд,   предполагающий   механическое исполнение отдельной технологической операции. Но в то же время данный вид   совместной   деятельности   имеет   огромное   воспитательное   значение   – воспитывает   чувство   ответственности   за   собственный   взнос   и   за   качество конечного   результата   (например:   тема   «Искусство   Гжели»   ­   создание гжельского   сервиза;   «Роль   народных   художественных   промыслов   в современной   жизни»   ­   русская   ярмарка,   «мастерская   Деда   Мороза»­ изготовление новогодних украшений»).                 ­Совместно – взаимодействующая деятельность, ее еще называют формой сотрудничества или   сотворчества ­ часто применяемый педагогами вид коллективной деятельности учащихся на уроках, но довольно сложный в организации проведения. Сложность формы заключается в том, что дети в группах ведут работу над частью коллективной или групповой композиции. Не всегда одаренным детям нравится состав группы (сильные и слабые),  не всегда могут организовать общение в процессе практической деятельности. Но все таки данная форма развивает не только творческие способности, но и умение   общаться   и   проявлять   творческую   инициативу   (например:   тема «Народные   праздничные   обряды»  ­  народные   гуляния;   «Одежда   говорит   о человеке»­ На балу» и т.п.).  Использование  компьютерных технологий  на уроке и при подготовке домашних заданий учащимися.  Презентации о творчестве художников, о направлениях и стилях искусства и т.п.  Задания   с   использованием   графических   редакторов   не   только знакомят учащихся с современными видами искусства, с новыми возможностями   художественной   деятельности,   но   и   развивают творческие   способности   учащихся   (например:   1   из   вариантов создания книжной обложки с помощью программы ФОТОШОП)  На уроке используются электронные учебные пособия, что позволяет существенно повысить наглядность изложения материала, стимулирует интерес и внимание учащихся.  Большое  значение  для  развития    на  уроке  творческих  способностей учащихся   имеет   подбор   поурочных   заданий   с   использованием различных   художественных   материалов   и   техник,   выполнения работ, по программе Б. Неменского «Изобразительная деятельность и художественный   труд».   При   постановке   учебной   задачи     учащимся предоставляется несколько вариантов выполнения задания с помощью различных техник, выполнения работ, и использования   разнообразных художественных материалов (например ­ тема «Стили архитектуры» 8 класс).   Задание:     Воспроизведение   облика   здания   с   последующим определением архитектурного стиля. Варианты   задания:1)Выполнение   фотоколлажа   с   помощью компьютерных технологий «Визитка города» 2)Графический рисунок или живописный эскиз здания. 3) Вырезать из цветной бумаги силуэт здания. Использование   на   уроке   обобщения  контрольно­   измерительных материалов (тесты на воспроизведение и осмысление, ребусы, шарады, кроссворды и т.д., включая и созданные с применением компьютерных технологий) делают процесс контроля интересным и развивающим.   В   работе   с   одаренными   детьми   активно   применяется  технология творческого   развивающего   обучения, в   соответствии   с   которой последовательно   формируются   творческие   способности   личности   на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности. Видами внеурочной деятельности могут быть:  Занятия ИЗО ­ кружка для учащихся 6­7 классов и 9­11 классов Цель ИЗО­ кружка для учащихся 6­7 классов­ совершенствование приемов   и   техник   владения   художественными   материалами   и знакомство   с   новыми,   не   изучаемыми   в   рамках   школьной программы. Цель   ИЗО   ­   кружка   для   учащихся   9­11   классов   подготовка выпускников   к   вступительным   экзаменам   в   учебные   заведения художественной направленности.  А так же посещение учащимися 10­11 классов элективного курса «Мировая   художественная   культура   как   отражение исторической эпохи» Цель   курса   знакомство   с   произведениями   мировой художественной   культуры,   подготовка   выпускников   к   ЕГЭ   по истории.  Одним   из   видов   внеурочной   деятельности   развивающим индивидуальные   творческие   способности   является   создание творческого реферата в  рамках школьного научного общества. Творческий   реферат­   это   вид   исследовательской   проектной деятельности,   включающий   в   себя   теоретическую   часть   (работа   с литературными   и   научными   источниками   по   теме   реферата)   и практическую   часть   (выполнение   творческих   практических   работ   по темереферата). Темы творческих рефератов могут быть разнообразны: «Искусство   Палеха.   Истоки   и   современное   развитие   промысла»,   « Книжная иллюстрация. Иллюстрирование книги Д.К. Роллинг « Гарри Поттер и Дары смерти», «Слава Российских Побед», « Православные храмы   Унинского   района»   и   т.п.   Защита   творческого   реферата проходит   в   форме   презентации   или     доклада   на   итоговой   научной конференции «Шаг в будущее».  Во   внеурочной   деятельности   можно   использовать  технологию проектов.  Данная   технология   позволяет   использовать   в   работе метапредметные связи.  Например, проект создается учащимся на историческую тему. Но тема проекта будет осмыслена и раскрыта с помощью   художественных образов в разных изобразительных видах   искусства   (например:   проект   «Петр  I­   исторический деятель и реформатор») В данной технологии может использоваться как групповая форма работы, так и индивидуальная.   Все работы, созданные учащимися (рисунки, презентации,  проекты и творческие рефераты) фиксируются в творческой  папке ­ изо портфолио учащегося. В ней же находятся все  индивидуальные  достижения учащегося (грамоты, дипломы,  сертификаты участника изобразительных конкурсов, олимпиад).  Портфолио учитывается при поступлении в учебные заведения.  Это система оценки качества знаний соответствует требованиям  ФГОС ООО. Данные формы работы позволяют учащимся самосовершенствоваться и развивать индивидуальные творческие способности  (воображение, фантазию, эмоционально ­ чувственное восприятие  окружающего мира, художественно­ образное   мышление,   память),   а   также   активизируют   творческую   и познавательную   деятельность   учащихся,   позволяют   талантливым   ученикам овладевать дополнительно новыми художественными  знаниями, умениями и полученные   знания   становятся   личностно­значимыми   и навыками, воплощаются   в   художественно­   творческой   деятельности,   происходит формирование   метапредметных   компетенций   учащегося.   Таким   образом, данные   формы   работы   позволяют   комплексно   формировать   у   учащихся универсальные   учебные   действия,   что  соответствует   требованиям   ФГОС ООО.

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства с одаренными детьми"

Статья "Система работы учителя изобразительного искусства   с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018