Статья "СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ОДАРЕННЫМИ УЧЕНИКАМИ "

  • Семинары
  • docx
  • 09.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система работы с одаренными детьми очень актуальна для современного российского общества. Забота об одаренных детях сегодня – это большой вклад в развитие науки, культуры и социальной жизни страны завтра. К школе предъявляются высокие требования – подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям жизни, коммуникабельную и конкурентоспособную личность. Что такое «хорошая школа» в современном мире? Это школа, где детей обучают по всем предметам, а по окончании ее они без проблем поступают в высшие учебные заведения.Система работы с одаренными детьми в школе – это развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся на уроках, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. Ребенок не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Задатки – это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.
Иконка файла материала статья Ветрова Артёменко.docx
И.А. АРТЕМЕНКО, Е.А. ВЕТРОВА МБОУ «СОШ № 50» г. Белгорода (г. Белгород, Россия) СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ОДАРЕННЫМИ УЧЕНИКАМИ Система работы с одаренными детьми очень актуальна для современного российского общества. Забота об одаренных детях сегодня – это большой вклад в развитие науки, культуры и социальной жизни страны завтра. К школе предъявляются высокие требования – подготовить выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям жизни, коммуникабельную и конкурентоспособную личность. Что такое «хорошая школа» в современном мире? Это школа, где детей обучают по всем предметам, а по окончании ее они без проблем поступают в высшие учебные заведения. В ней преподают высококвалифицированные учителя и преподаватели вузов. Система работы с одаренными детьми в школе – это развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся на уроках, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. Ребенок не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Задатки – это анатомо- физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми. Задатки – это одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если ребенок в будущем даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Способности – это психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности. О способностях людей мы можем узнать только из наблюдений за их деятельностью. Способный человек – это человек, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Можно иметь способности к математике, к научной деятельности, к иностранным языкам, технические способности, творческие: музыкальные, артистические. Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т.е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности). Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных и накопленных обществом. Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талант – это выдающиеся способности, которые означают высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Отличительными особенностями одаренных детей являются: более высокие, по сравнению с большинством остальных сверстников,интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления. Такие дети имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Категории одаренных детей – это дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; дети с признаками специальной умственной одаренности– одаренности в определенной области науки, искусства; дети, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Цель работы с одаренными детьми – это развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах; создание оптимальныхусловий для их развития. Задачи: выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам; использовать индивидуальный подход в работе c одаренными учащимися на уроках естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; вовлечь учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности. Методы работы с одаренными учениками: анкетирование, опрос; собеседование; тестирование; анализ научных источников;творческие работы; метод прогнозирования; метод исследования проблемы. Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия с сильными учащимися; кружковые занятия; интеллектуальные конкурсы; интеллектуальный марафон; участие в предметных олимпиадах; работа по индивидуальным планам; научноисследовательские конференции. Работа с одаренными учащимися должна быть ежедневной. На каждом уроке учитель должен уделять особое внимание таким детям. На уроках математики во всех классах необходимы творческие минутки. Учащимся предлагаются задачи на логику. На уроках с использованием игры у учащихся вырабатываются такие качества как внимание, целеустремленность, самостоятельность, вера в собственные силы, умение использовать полученные знания в новой ситуации. Урок позволяет выявить одаренных учащихся и привлечь их на факультативные занятия, где применяются такие приемы и методы, как мозговой штурм, консультации старших учеников, подсказка с последующим самостоятельным решением, эвристическая беседа, метод проектов, самостоятельная работа учащихся. В настоящее время у учащихся появились большие возможности участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе Интернет-конкурсах и олимпиадах. Таким образом, предпочтение отдается долгосрочным проектам, рассчитанным на четверть или даже на год. Результат, как правило, оформляется в виде рефератов и презентаций. Со своими работами ребята выступают на различных научно-практических конференциях. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. – М. : Знание, 1991. – 80 с. 2. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе / А. И.Савенков. – М. : Академия, 2000. – 232 с. 3. Примерные программы начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009.

Посмотрите также