Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
13.06.2019
В статье речь идёт об одной из технологий обучения - исследовательской деятельности учащихся, самостоятельном сборе энциклопедии выбранного ими одного слова. Ребята открыли для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников. Собрали 23 энциклопедии слов: семья, родина, мир, хлеб, дети, герой, животные, космос, мороз и другие.
Страна исследователей.docx
Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве
Одной из технологий обучения в сотрудничестве является
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего
обучения, стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится
обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы,
быть инициативным в получении новых знаний. Г.А. Цукерман говорит, что
умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с
освоением формы учебного сотрудничества».
Использование на уроках групповой, коллективной, работы в парах
приводит к тому, что возрастает глубина понимания учебного материала,
познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие,
приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает,
дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет
самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций
других людей.
исследовательская деятельность учащихся.
Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование
у учащихся способности самостоятельно,
творчески осваивать и
перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой
культуры, мы с ребятами решили попробовать провести исследовательскую
работу над словом, ведь очень важно вызвать интерес к родному слову,
правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Предложила ребятам самостоятельно собрать свою энциклопедию,
энциклопедию выбранного ими слова. Работа над исследованием слова вышла
за рамки урока. Ведь использование различных словарей, справочной
литературы, энциклопедий требует времени и подготовки. Конечно, не
обошлось и без помощи родителей. Именно они провожали своих детей в
библиотеки, помогали красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном
процессе проявилось в высокой активности детей, в пробуждении интереса к
знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они
открывали для себя новый мир, учились добывать знания не только из
учебников, но и из других источников, они познакомились с различными
типами словарей, со структурой словарных статей.
Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводили
по следующему плану:
1. Слово и его лексическое значение (Толковые словари), обращается внимание и на многозначность слова.
2. История слова (Этимологический словарь).
3. Слово и слова родственники (Словообразовательный словарь).
4. Слово и его синонимы.
5. Слово и его антонимы.
6. Слово во фразеологических оборотах.
7. Слово и слова рифмы.
8. Слово в русском фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры,
хороводные и колыбельные песни).
9. Слово в названиях произведений современной и классической литературы.
10. Слово в названиях газет, журналов, рекламных предложениях.
11. Слово в названиях картин художников.
12. Слово в названиях художественных и мультипликационных фильмах.
13. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы и т.д.)
14. Нарисуй своё слово или придумай серию картинок (иллюстраций).
Не все пункты предложенного плана отразились в итоговой работе: чегото
не нашли, не встретили, но старались, стремились к поиску нужного
материала.
В мою же задачу входили обязанности активного помощника, консультанта
исследователей, особенно тех, кто нуждался в помощи.
Закончив свою исследовательскую работу и красиво оформив ее,
пятиклассники провели презентацию своей работы в школе на «Фестивале
проектов», ответили на вопросы слушателей. Они должны были не просто
рассказать, а обучить этим сведениям других. А слушатели, в свою очередь,
должны не просто понять и запомнить услышанное, но и, проанализировав,
задать вопрос. Важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого
дела ребенком прилагаются умственные усилия, в итоге формируются
ценнейшие качества творческой личности. А после того, как защитился
каждый ребенок, мы устроили выставку детских работ, отметили у каждой
работы наиболее удавшиеся стороны, а ещё, чтобы с ними познакомились
ребята из других классов. Важно, чтобы дети ощутили потребность в своих
работах и почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили
радость людям. Презентация готовилась долго и тщательно. Особенностью
презентации является то, что ребята решили выполнить её в стихотворной
форме. Стихи сочиняли сами.
В моей энциклопедии, в моей энциклопедии
О слове «МИР» ты сможешь всё узнать.
Синонимы, антонимы, этимологию,
И рифмы я сумела подобрать. В моей энциклопедии, в моей энциклопедии
«СЕМЬЯ» живёт, хорошая семья!
И если вам по нраву это слово,
Листайте и смотрите, это сделал я!
В проекте нашем сможешь ты узнать
О слове «друг», о слове «мать»,
О слове «мир», «семья» и «честь».
И много слов ещё в проекте есть.
Победителями были у нас все: и те, кто хорошо защищался, и те, кто задавал
«умные» вопросы, но каждый в своей номинации. Главное, по достоинству,
подоброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы,
обобщения.
Продолжила свою исследовательскую деятельность «Энциклопедия одного
слова» и на следующий год. Теперь у нас в классе 32 энциклопедии слов: мир,
семья, весна, дети, лес, герой, родина, победа, мама, дом, зима и другие,
рукописные и выполненные на компьютере работы «творцов
исследователей».
Такие творческие исследовательские работы в системе, я считаю,
приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению
пользоваться этим богатством; развивается ум, воля, чувства, нравственные
представления,
потребность в
самостоятельном поиске, учении; учение становится радостным; к
формированию самостоятельности,
ответственности; к
стремлению к сотрудничеству.
Особенностью организации исследовательской, проектной деятельности
является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся,
но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным, посильным
для данного ребенка. Тем не менее, у каждого ребенка заметно развитие
логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и
письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию,
коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания,
умений работы с художественными и научными текстами.
Организация обучения учащихся, ориентированная на психологические и
личностные особенности, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут
использовать эту способность и в старших классах, а главное – то желание, с
которым они идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.
Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения,
он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется
интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для
устойчивый интерес к знаниям,
уверенности, решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление
успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем
требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и
хороших оценок.
Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, и
объединяет нас одно коллективное творческое дело – создание
«Энциклопедии одного слова» для детей и взрослых.
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.