Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Оценка 4.7

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
13.06.2019
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
В статье речь идёт об одной из технологий обучения - исследовательской деятельности учащихся, самостоятельном сборе энциклопедии выбранного ими одного слова. Ребята открыли для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников. Собрали 23 энциклопедии слов: семья, родина, мир, хлеб, дети, герой, животные, космос, мороз и другие.
Страна исследователей.docx
Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве     Одной   из   технологий   обучения   в   сотрудничестве   является     Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения,   стремится   воспитать   ученика,   умеющего   учиться,   стремится обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Г.А. Цукерман   говорит, что умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».     Использование   на   уроках   групповой,   коллективной,   работы   в   парах приводит   к   тому,   что   возрастает   глубина   понимания   учебного   материала, познавательная   активность   и   творческая   самостоятельность   учащихся; меняется   характер   взаимоотношений   между   детьми:   исчезает   безразличие, приобретается теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети   начинают   лучше   понимать   друг   друга   и   самих   себя;   растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;   приобретают   навыки,   необходимые   для   жизни   в   обществе: ответственность,   такт,   умение   строить   свое   поведение   с   учетом   позиций других людей.    исследовательская деятельность учащихся.       Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у   учащихся   способности   самостоятельно,   творчески   осваивать   и перестраивать   новые   способы   деятельности   в   любой   сфере   человеческой культуры, мы с ребятами решили попробовать провести исследовательскую работу   над   словом, ведь   очень   важно   вызвать   интерес   к   родному   слову, правильно научить своего  ученика слушать, говорить, сочинять и писать.     Предложила   ребятам   самостоятельно   собрать   свою   энциклопедию, энциклопедию выбранного ими слова. Работа над исследованием слова вышла за   рамки   урока.   Ведь   использование   различных   словарей,   справочной литературы,   энциклопедий   требует   времени   и   подготовки.   Конечно,   не обошлось  и  без   помощи   родителей.  Именно  они   провожали   своих   детей   в библиотеки, помогали красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявилось в высокой активности детей, в пробуждении интереса к знаниям   у   всех   учащихся,   независимо   от   уровня   их   подготовки.   Они открывали   для   себя   новый   мир,   учились   добывать   знания   не   только   из учебников,   но   и   из   других   источников,   они   познакомились   с   различными  типами словарей, со структурой словарных статей.    Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводили  по следующему плану:  1. Слово и его лексическое значение (Толковые словари), обращается внимание и на многозначность слова. 2. История слова (Этимологический словарь). 3. Слово и слова родственники (Словообразовательный словарь). 4. Слово и его синонимы. 5. Слово и его антонимы. 6. Слово во фразеологических оборотах. 7. Слово и слова рифмы. 8. Слово в русском фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры,  хороводные и колыбельные песни). 9. Слово в названиях произведений современной и классической литературы. 10. Слово в названиях газет, журналов, рекламных предложениях. 11. Слово в названиях картин художников. 12. Слово в названиях художественных и мультипликационных фильмах. 13. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы и т.д.) 14. Нарисуй своё слово или придумай серию картинок (иллюстраций).    Не все пункты предложенного плана отразились в итоговой работе: чего­то не   нашли,   не   встретили,   но   старались,   стремились   к   поиску   нужного материала.   В мою же задачу входили обязанности активного помощника, консультанта исследователей, особенно тех, кто нуждался в помощи.     Закончив   свою   исследовательскую   работу   и   красиво   оформив   ее, пятиклассники   провели презентацию своей работы в школе на «Фестивале проектов», ответили на вопросы слушателей. Они должны были не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. А слушатели, в свою очередь, должны не просто понять и запомнить услышанное, но и, проанализировав, задать вопрос. Важно в данном случае то, что в ходе этого внешне простого дела   ребенком   прилагаются   умственные   усилия,   в   итоге   формируются ценнейшие   качества   творческой   личности.   А   после   того,   как   защитился каждый ребенок, мы устроили выставку детских работ, отметили у каждой работы   наиболее   удавшиеся   стороны,  а  ещё,  чтобы   с  ними   познакомились ребята из других классов. Важно, чтобы дети ощутили потребность в своих работах и почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям. Презентация готовилась долго  и тщательно. Особенностью презентации является то, что ребята решили выполнить её в стихотворной форме. Стихи сочиняли сами. В моей энциклопедии, в моей энциклопедии О слове «МИР» ты сможешь всё узнать. Синонимы, антонимы, этимологию, И рифмы я сумела подобрать. В моей энциклопедии, в моей энциклопедии «СЕМЬЯ» живёт, хорошая семья! И если вам по нраву это слово, Листайте и смотрите, это сделал я! В проекте нашем сможешь ты узнать О слове «друг», о слове «мать», О слове «мир», «семья» и «честь». И много слов ещё в проекте есть.    Победителями были у нас все: и те, кто хорошо защищался, и те, кто задавал «умные» вопросы, но каждый в своей номинации. Главное, по достоинству, по­доброму   оценить   каждое   произведение   и   совместно   сделать   выводы, обобщения.       Продолжила свою исследовательскую деятельность «Энциклопедия одного слова» и на следующий год. Теперь у нас в классе 32 энциклопедии слов: мир, семья,   весна,  дети,  лес,   герой,   родина,   победа,   мама,   дом,   зима   и   другие, рукописные   и   выполненные   на   компьютере   работы   «творцов­ исследователей».           Такие   творческие   исследовательские   работы   в   системе,   я   считаю, приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством; развивается ум, воля, чувства, нравственные представления,   потребность   в самостоятельном   поиске,   учении;   учение   становится   радостным;   к формированию   самостоятельности,   ответственности;   к стремлению к сотрудничеству.      Особенностью   организации   исследовательской,   проектной   деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным, посильным для   данного   ребенка.   Тем   не   менее,   у   каждого   ребенка   заметно   развитие логического   мышления,   творческих   способностей,   кругозора,   устной   и письменной   речи;   умений   обобщать   и   систематизировать   информацию, коммуникативных   умений;   формирование   наблюдательности   и   внимания, умений   работы   с   художественными   и   научными   текстами.          Организация обучения учащихся, ориентированная на психологические и личностные особенности, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность и в старших классах, а главное – то желание, с которым они идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.      Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения, он   помогает   активизировать   учеников,   у   большинства   детей   появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для   устойчивый   интерес   к   знаниям,   уверенности, решения   поставленных   в   проекте   задач.   Такая   мотивация   –   стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, и объединяет   нас   одно   коллективное   творческое   дело   –   создание «Энциклопедии одного слова» для детей и взрослых.

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Скачать файл