Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Оценка 4.7

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
21.06.2019
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
В статье речь идёт об одной из технологий обучения - исследовательской деятельности учащихся, самостоятельном сборе энциклопедии выбранного ими одного слова. Ребята открыли для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников. Собрали 23 энциклопедии слов: семья, родина, мир, хлеб, дети, герой, животные, космос, мороз и другие.
Страна исследователей.docx
Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве Автор – Петрухина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы  Еланского филиала ГБОУ СОШ с.Новокуровка   самостоятельность       Одной   из   технологий   обучения   в   сотрудничестве   является   исследовательская     Любой   учитель,   тем   более   учитель,   работающий   в   системе   развивающего   обучения, стремится   воспитать   ученика,   умеющего   учиться,   стремится   обучить   детей   умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Г.А. Цукерман   говорит, что умение учиться – это «новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».    Использование на уроках групповой, коллективной, работы в парах приводит к тому, что возрастает   глубина   понимания   учебного   материала,   познавательная   активность   и творческая учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота,   человечность;   сплоченность   класса   резко   возрастает,   дети   начинают   лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои   возможности,   лучше   себя   контролируют;   приобретают   навыки,   необходимые   для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.    деятельность учащихся.       Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности   самостоятельно,   творчески   осваивать   и   перестраивать   новые   способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, мы с ребятами решили попробовать провести   исследовательскую   работу   над   словом, ведь   очень   важно   вызвать   интерес   к родному слову, правильно научить своего  ученика слушать, говорить, сочинять и писать.     Предложила   ребятам   самостоятельно   собрать   свою   энциклопедию,   энциклопедию выбранного   ими   слова.   Работа   над   исследованием   слова   вышла   за   рамки   урока.   Ведь использование   различных   словарей,   справочной   литературы,   энциклопедий   требует времени   и   подготовки.   Конечно,   не   обошлось   и   без   помощи   родителей.   Именно   они провожали своих детей в библиотеки, помогали красиво оформить работу. Сотрудничество в учебном процессе проявилось в высокой активности детей, в пробуждении интереса к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они открывали для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников, они  познакомились с различными  типами словарей, со структурой словарных статей.    Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводили по следующему плану:  1. Слово и его лексическое значение (Толковые словари), обращается внимание и на  многозначность слова. 2. История слова (Этимологический словарь). 3. Слово и слова родственники (Словообразовательный словарь). 4. Слово и его синонимы. 5. Слово и его антонимы. 6. Слово во фразеологических оборотах. 7. Слово и слова рифмы. 8. Слово в русском фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры, хороводные и В   мою   же   задачу   входили   обязанности   активного   помощника,   консультанта колыбельные песни). 9. Слово в названиях произведений современной и классической литературы. 10. Слово в названиях газет, журналов, рекламных предложениях. 11. Слово в названиях картин художников. 12. Слово в названиях художественных и мультипликационных фильмах. 13. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы и т.д.) 14. Нарисуй своё слово или придумай серию картинок (иллюстраций).     Не все пункты предложенного плана отразились в итоговой работе: чего­то не нашли, не встретили, но старались, стремились к поиску нужного материала.    исследователей, особенно тех, кто нуждался в помощи.   Закончив свою исследовательскую работу и красиво оформив ее, пятиклассники  провели презентацию   своей   работы   в   школе   на   «Фестивале   проектов»,   ответили   на   вопросы слушателей. Они должны были не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. А слушатели,   в   свою   очередь,   должны   не   просто   понять   и   запомнить   услышанное,   но   и, проанализировав,   задать   вопрос.   Важно   в   данном   случае   то,   что   в   ходе   этого   внешне простого дела ребенком прилагаются умственные усилия, в итоге формируются ценнейшие качества творческой личности. А после того, как защитился каждый ребенок, мы устроили выставку детских работ, отметили у каждой работы наиболее удавшиеся стороны, а ещё, чтобы   с   ними   познакомились   ребята   из   других   классов.   Важно,   чтобы   дети   ощутили потребность   в   своих   работах   и   почувствовали   атмосферу   праздника   от   того,   что   они доставили   радость   людям.   Презентация   готовилась   долго   и   тщательно.   Особенностью презентации является то, что ребята решили выполнить её в стихотворной форме. Стихи сочиняли сами. В моей энциклопедии, в моей энциклопедии О слове «МИР» ты сможешь всё узнать. Синонимы, антонимы, этимологию, И рифмы я сумела подобрать. В моей энциклопедии, в моей энциклопедии «СЕМЬЯ» живёт, хорошая семья! И если вам по нраву это слово, Листайте и смотрите, это сделал я! В проекте нашем сможешь ты узнать О слове «друг», о слове «мать», О слове «мир», «семья» и «честь». И много слов ещё в проекте есть.    Победителями были у нас все: и те, кто хорошо защищался, и те, кто задавал «умные» вопросы, но каждый в своей номинации. Главное, по достоинству, по­доброму оценить каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения.       Продолжила свою исследовательскую деятельность «Энциклопедия одного слова» и на следующий год. Теперь у нас в классе 32 энциклопедии слов: мир, семья, весна, дети, лес, герой,   родина,   победа,   мама,   дом,   зима   и   другие,   рукописные   и   выполненные   на компьютере исследователей».      Такие   творческие   исследовательские   работы   в   системе,   я   считаю,   приводят   к постепенному   овладению   богатством   русского   языка,   к   умению   пользоваться   этим богатством;   развивается   ум,   воля,   чувства,   нравственные   представления,   устойчивый работы     «творцов­ и       интерес  к  знаниям,  потребность  в  самостоятельном   поиске,   учении;  учение  становится радостным;   к   формированию   самостоятельности,   уверенности,   ответственности;   к стремлению к сотрудничеству.     Особенностью организации исследовательской, проектной деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень   исследования   будет   иным,   посильным   для   данного   ребенка.   Тем   не   менее,   у каждого   ребенка   заметно   развитие   логического   мышления,   творческих   способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными текстами.          Организация обучения учащихся, ориентированная на психологические и личностные особенности,   приведет   к   тому,   что   дети   научатся   учиться,   смогут   использовать   эту способность и в старших классах, а главное – то желание, с которым они идут в школу, у них не только не пропадет, но и умножится.      Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать   учеников,   у   большинства   детей   появляется   интерес   к   новым   знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более   сильной,   чем   требования   родителей   и   учителей   хорошо   учиться   для   получения отличных и хороших оценок. Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, и объединяет нас одно коллективное творческое дело – создание «Энциклопедии одного слова» для детей и взрослых. научными Список использованной литературы: 1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое  пособие для работников учреждений. – 2­е издание, испр. и доп. – М. АРКТИ, 2005.  – 80 с. 2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.  //Народное образование, № 7, 2000. 3. http://pedsovet.su/publ/167­1­0­5368 4. https://docplayer.ru/63852708­Issledovatelskiy­proekt­enciklopediya­odnogo­slova­ kladovaya­slova­chast­24.html

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"

Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2019