Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл—6 кл
21.06.2019
В статье речь идёт об одной из технологий обучения - исследовательской деятельности учащихся, самостоятельном сборе энциклопедии выбранного ими одного слова. Ребята открыли для себя новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников. Собрали 23 энциклопедии слов: семья, родина, мир, хлеб, дети, герой, животные, космос, мороз и другие.
Страна исследователей.docx
Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве
Автор – Петрухина Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы
Еланского филиала ГБОУ СОШ с.Новокуровка
самостоятельность
Одной из технологий обучения в сотрудничестве является исследовательская
Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения,
стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучить детей умению
спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых
знаний. Г.А. Цукерман говорит, что умение учиться – это «новообразование, которое, в
первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества».
Использование на уроках групповой, коллективной, работы в парах приводит к тому, что
возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и
творческая
учащихся;
меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается
теплота, человечность; сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше
понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают
свои возможности, лучше себя контролируют; приобретают навыки, необходимые для
жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций
других людей.
деятельность учащихся.
Учитывая, что главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся
способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы
деятельности в любой сфере человеческой культуры, мы с ребятами решили попробовать
провести исследовательскую работу над словом, ведь очень важно вызвать интерес к
родному слову, правильно научить своего ученика слушать, говорить, сочинять и писать.
Предложила ребятам самостоятельно собрать свою энциклопедию, энциклопедию
выбранного ими слова. Работа над исследованием слова вышла за рамки урока. Ведь
использование различных словарей, справочной литературы, энциклопедий требует
времени и подготовки. Конечно, не обошлось и без помощи родителей. Именно они
провожали своих детей в библиотеки, помогали красиво оформить работу. Сотрудничество
в учебном процессе проявилось в высокой активности детей, в пробуждении интереса к
знаниям у всех учащихся, независимо от уровня их подготовки. Они открывали для себя
новый мир, учились добывать знания не только из учебников, но и из других источников,
они познакомились с различными типами словарей, со структурой словарных статей.
Исследовательскую работу «Энциклопедия одного слова» мы проводили по следующему
плану:
1. Слово и его лексическое значение (Толковые словари), обращается внимание и на
многозначность слова.
2. История слова (Этимологический словарь).
3. Слово и слова родственники (Словообразовательный словарь).
4. Слово и его синонимы.
5. Слово и его антонимы.
6. Слово во фразеологических оборотах.
7. Слово и слова рифмы.
8. Слово в русском фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, сказки, игры, хороводные и В мою же задачу входили обязанности активного помощника, консультанта
колыбельные песни).
9. Слово в названиях произведений современной и классической литературы.
10. Слово в названиях газет, журналов, рекламных предложениях.
11. Слово в названиях картин художников.
12. Слово в названиях художественных и мультипликационных фильмах.
13. Слово в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы и т.д.)
14. Нарисуй своё слово или придумай серию картинок (иллюстраций).
Не все пункты предложенного плана отразились в итоговой работе: чегото не нашли, не
встретили, но старались, стремились к поиску нужного материала.
исследователей, особенно тех, кто нуждался в помощи.
Закончив свою исследовательскую работу и красиво оформив ее, пятиклассники провели
презентацию своей работы в школе на «Фестивале проектов», ответили на вопросы
слушателей. Они должны были не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. А
слушатели, в свою очередь, должны не просто понять и запомнить услышанное, но и,
проанализировав, задать вопрос. Важно в данном случае то, что в ходе этого внешне
простого дела ребенком прилагаются умственные усилия, в итоге формируются ценнейшие
качества творческой личности. А после того, как защитился каждый ребенок, мы устроили
выставку детских работ, отметили у каждой работы наиболее удавшиеся стороны, а ещё,
чтобы с ними познакомились ребята из других классов. Важно, чтобы дети ощутили
потребность в своих работах и почувствовали атмосферу праздника от того, что они
доставили радость людям. Презентация готовилась долго и тщательно. Особенностью
презентации является то, что ребята решили выполнить её в стихотворной форме. Стихи
сочиняли сами.
В моей энциклопедии, в моей энциклопедии
О слове «МИР» ты сможешь всё узнать.
Синонимы, антонимы, этимологию,
И рифмы я сумела подобрать.
В моей энциклопедии, в моей энциклопедии
«СЕМЬЯ» живёт, хорошая семья!
И если вам по нраву это слово,
Листайте и смотрите, это сделал я!
В проекте нашем сможешь ты узнать
О слове «друг», о слове «мать»,
О слове «мир», «семья» и «честь».
И много слов ещё в проекте есть.
Победителями были у нас все: и те, кто хорошо защищался, и те, кто задавал «умные»
вопросы, но каждый в своей номинации. Главное, по достоинству, подоброму оценить
каждое произведение и совместно сделать выводы, обобщения.
Продолжила свою исследовательскую деятельность «Энциклопедия одного слова» и на
следующий год. Теперь у нас в классе 32 энциклопедии слов: мир, семья, весна, дети, лес,
герой, родина, победа, мама, дом, зима и другие, рукописные и выполненные на
компьютере
исследователей».
Такие творческие исследовательские работы в системе, я считаю, приводят к
постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим
богатством; развивается ум, воля, чувства, нравственные представления, устойчивый
работы
«творцов и
интерес к знаниям, потребность в самостоятельном поиске, учении; учение становится
радостным; к формированию самостоятельности, уверенности, ответственности; к
стремлению к сотрудничеству.
Особенностью организации исследовательской, проектной деятельности является то, что
в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто
уровень исследования будет иным, посильным для данного ребенка. Тем не менее, у
каждого ребенка заметно развитие логического мышления, творческих способностей,
кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию,
коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с
художественными
текстами.
Организация обучения учащихся, ориентированная на психологические и личностные
особенности, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту
способность и в старших классах, а главное – то желание, с которым они идут в школу, у
них не только не пропадет, но и умножится.
Метод проектов никак не противоречит традиционным способам обучения, он помогает
активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям,
желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто
более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения
отличных и хороших оценок.
Так мы учимся русскому языку, играя в поэтов, художников, редакторов, и объединяет нас
одно коллективное творческое дело – создание «Энциклопедии одного слова» для детей и
взрослых.
научными
Список использованной литературы:
1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое
пособие для работников учреждений. – 2е издание, испр. и доп. – М. АРКТИ, 2005.
– 80 с.
2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.
//Народное образование, № 7, 2000.
3. http://pedsovet.su/publ/167105368
4. https://docplayer.ru/63852708Issledovatelskiyproektenciklopediyaodnogoslova
kladovayaslovachast24.html
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Статья "Страна исследователей, или обучение в сотрудничестве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.