Статья: "Управление социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной организации"
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
администрации
Взрослым
16.05.2017
В материале произведен анализ работы с детьми-мигрантами в общеобразовательной организации. Выделены направления работы по адаптации детей-мигрантов в школе. Обоснованы и определены функциональные обязанности по организации адаптации детей-мигрантов. Произведен анализ работы с данными детьми, т.к. в современных условиях данная работа имеет актуальный характер.
Кокорина Л.docx
Кокорина Л.В.
Управление социокультурной адаптацией детеймиргантов в
образовательной организации
Организационно – управленческая модель адаптации детей мигрантов в
условиях образовательной организации, реализующей программы начального
общего, основного общего, среднего общего образования, (далее – модель,
общеобразовательная школа) может быть применена в общеобразовательной
организации любого типа и представляет собой систему организации работы и
взаимодействия всех основных участников образовательного процесса.
Цель внедрения модели создание такой профессиональнообщественной
Цель и задачи
школьной атмосферы, при которой адаптация детей мигрантов обеспечит
дальнейшую интеграцию детей в безопасном образовательном пространстве
равных возможностей и защиту интересов каждого. Модель призвана решить
следующие задачи:
1. Создать условия для интенсивного овладения русским языком;
2. Обеспечить сопровождение ребенкамигранта, в том числе и со стороны
сверстников, в целях успешной адаптации его в социокультурной среде;
3. Организовать в школе образовательную среду, способствующую
позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам
различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию.
Этапы адаптации
Модель при первичной (интенсивной) адаптации детеймигрантов в
образовательной организации предполагает три этапа:
1 Формальный;
1. Адаптационный;
2. Аналитический.
формальный
формальный
адаптационный
Рис. 1 Этапы процесса адаптации В соответствии с данными этапами реализуется комплексный подход,
включающий организационные и процессуальные действия по адаптации детей
мигрантов в социокультурном пространстве школы. Срок первичной адаптации,
предполагаемый моделью, составляет от одного до трех месяцев. После его
истечения индивидуально рассматриваются результаты адаптации по каждому
ребенку, в случае успешной первичной адаптации планируется дальнейший
процесс интеграции ребенка мигранта в школьную жизнь, в противном случае
разрабатывается индивидуальная программа сопровождения и дополнительные
механизмы помощи ребенку.
Таблица 1. Сроки и содержание этапов адаптации
Этапы
I этап
Сроки
Содержание
от 1 до 3 дней
Подготовка условий для
(формальный)
II этап
(адаптационный)
III этап
(аналитический)
2 3 месяца
Реализация мероприятий
адаптации
модели
от 3 дней до 1
Анализ результатов
месяца
адаптации, планирование
дальнейшей работы на срок от
1 месяца до года
Уровни адаптации
Можно выделить несколько факторов, влияющих на адаптацию детей
мигрантов. В процессе социокультурной адаптации ключевое значение имеют не
только дифференцирующие факторы, которые обычно разделяют людей на
«своих» и «чужих» язык, ценностные ориентации, традиции, религиозные
представления, но и такие факторы, как социальное самочувствие, интеграция с
местным населением, активность по отношению к социальной среде, оптимизм в
оценке своего будущего.
Влияние будут оказывать и факторы, относящиеся к принимающей
социокультурной среде. Считается, что причиной интолерантности часто
являются этнофобии социальные страхи, которые маркируются этническими
признаками, наличие негативных стереотипов, предубеждений относительно
друг друга, нежелание или неумение понять другого, найти пути к диалогу или
компромиссу. Не надо забывать и то, что природа этнической идентичности
обладает защитной функцией: как только возникает какаялибо угроза со
стороны, человек ищет защиты под покровом своей этнической группы, с которой он чаще всего разделяет свои ценности, в которой видит силу,
способную защитить его.
Ведущими факторами образовательной среды, влияющими на процесс
социокультурной адаптации детей, являются личностная направленность
процесса образования, формирование уважительной системы отношений и
благоприятного психологического климата. Выполнение данных условий
облегчает адаптацию детеймигрантов как на индивидуальном, так и на
групповом и социетальном уровнях. Соответственно, процесс адаптации в школе
организуется на трех уровнях:
обучение – повышение уровня овладения русским языком как
1
устным, так и письменным; преодоление отставания в овладении традиционными
1.
общение – налаживание процесса межличностного взаимодействия с
предметами школьного цикла;
одноклассниками;
2.
культурное обогащение это процесс включения в местную
подростковую и молодежную культуру, происходящий на фоне трансформации
этнической и языковой среды мигрантов, и этического обогащения, личностного
развития всех учащихся. Со стороны мигрантов идет процесс изучения истории
и современной жизни принимающей стороны, со стороны их одноклассников –
культуры другого народа. У детей мигрантов формируется готовность
следовать существующим в подростковой и молодежной среде культурным
образцам, у детей принимающей стороны навыки понимания и интерпретации,
диалога, дискуссии и сотрудничества. Важным элементом данного уровня
является правовое воспитание.
Для осуществления педагогической поддержки и адаптации детей
мигрантов необходим ряд условий:
высокий уровень профессиональноличностной культуры педагога,
педагогическая и профессиональная компетентность;
атмосфера сотрудничества в педагогическом коллективе;
выстраивание, наличие реальной связи семьи, школы и социума.
Предлагаемая модель вызывает необходимость создания проблемно
творческой группы, введения следующей управленческой схемы
взаимодействия участников образовательного процесса, которая будет
действовать в период адаптации детеймигрантов, а также соответствующей
нормативноправовой базы. аналитический
Заместитель
директора
Педагог организатор
директор
Педагог
предметник
Классный
руководитель
Заместитель
директора
Педагог
предметник
Рис.2 Схема управления адаптацией
Рабочая группа под руководством заместителя директора и контролем со
стороны руководителя образовательного учреждения разрабатывает и
осуществляет подбор диагностических методик, тестовых заданий для
определения уровня знаний, психологических особенностей, эмоционального
состояния детей; определяет содержание периода адаптации, план мероприятий,
условия их реализации; решает оперативные вопросы адаптации.
Литература
1
Адаптация детей мигрантов в школе. Центр молодежных
исследований. ВШЭ. Г.СанктПетербург. http://youth.hse.spb.ru/adaptaciyadetey
migrantovvshkole
1.
Бойко В.В. Методика диагностики общей коммуникативной
толерантности, http://gigabaza.ru/doc/35831.html.
2.
Диагностика эмоциональнонравственного развития. Ред. и сост.
И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.113
3.
Кадочникова Г.А.
Адаптация подростковмигрантов в
социокультурном пространстве школы уральского промышленного города.
г.Челябинск, ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им.
А.М.Горького», 2010. 4.
Кун М., Макпартленд Т. Кто я?. Модификация Румянцевой
Т.В.,http://www.gurutestov.ru/test/18.
5. Макаров А.Я., Социокультурная адаптация детей мигрантов в
образовательной среде. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat
http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnayaadaptatsiyadetei
migrantovvobrazovatelnoisrede#ixzz3E2UeCNl0
6. Методические рекомендации по организации работы адаптационных
групп для детей мигрантов в дошкольных образовательных и
общеобразовательных организациях Новгородской области;
7. Методические
рекомендации
адаптации мигрантов
образовательной среде Республики Корелии.
384574.html
(иммигрантов)
по
социокультурной
и принимающего общества в
http://do.gendocs.ru/docs/index
Статья: "Управление социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной организации"
Статья: "Управление социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной организации"
Статья: "Управление социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной организации"
Статья: "Управление социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной организации"
Статья: "Управление социокультурной адаптации детей мигрантов в образовательной организации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.