Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"
Оценка 5

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
16.11.2018
Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"
В данной работе рассматриваются вопросы теории визуализации, функции и приёмы визуализации в школьном обучении, а также выделены наиболее подходящие для использования на уроках английского языка. При постоянном использовании в классе различных способов работы с информацией учащиеся получают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, что говорит о формировании познавательных УУД.
Статья_Визуализация.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №1 г. Чебоксары» ВИЗУАЛИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА                    Выполнила                     учитель английского языка         МБОУ «НОШ №  1» г. Чебоксары Николаева Елена Алексеевна Чебоксары 2016 год План 1. Введение 2. Глава I. Понятие визуализации учебного материала. 3. Глава II. Приемы визуализации в педагогических технологиях. 4. Заключение 5. Использованная литература 6. Приложение Введение Согласно ФГОС НОО (ООО) современное образование ориентировано не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его   личности,   его   познавательных   и   созидательных   способностей.   Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются   его его   компетентность, наблюдаемые проявления успешной продуктивной деятельности. Для этого ему   профессиональное   мышление,   мобильность, как   минимум   нужно   уметь   самостоятельно   принимать   решения,   владеть способами решения проблем, способами достижения цели, уметь согласовывать свои действия с партнерами, уметь самостоятельно развиваться.  Умение   решать   проблемные   задачи   является   результатом   активного учения, достижение цели обеспечивается деятельностью, согласование действий обеспечивается   диалогическим   взаимодействием.   Становится   очевидным,   что главными   факторами   развития   личности   обучаемого,   формирования   его компетенций   являются   активная   предметно­практическая   деятельность   и общение. В этой связи акцент при изучении учебных дисциплин переносится на сам процесс познания, его организацию и управление.  Современные подходы к образованию   основаны   на   субъект­субъектных   отношениях   и   реализуются   с помощью активных методов обучения. Успешно внедряются в образовательный процесс интерактивные технологии обучения. Наглядность в обучении обладает таким существенным потенциалом, как средство активизации познавательной деятельности учащихся, воздействуя   на ведущую   систему   восприятия   информации   –   зрительную,   так   как   имеет возможности   включения   наглядных   материалов   в   систему   взаимодействия преподавателя   с   учащимися   на   основе   методов   активного   обучения.   Любая форма   наглядной   информации   содержит   элементы   проблемности.   Задача учителя – использовать такие формы наглядности, которые не только дополнили бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности   обучающегося.   Одним   из   способов   представления   информации наглядно ­ это использование различных приёмов визуализации. Современное образование нацелено на развитие  универсальных учебных  действий, которые  дают учащимся возможность самостоятельного успешного  усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования  умения учиться. Это совокупность способов действий обучающегося, которая  обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний,  включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные  действия ­ это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех  уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре  основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4)  коммуникативные. Для решения коммуникативных и познавательных задач активно должны  быть использованы речевые средства и средства информационных и  коммуникационных технологий (ИКТ). Среди познавательных учебных действий  выделяются знаково­символические, которые формируются через развитие  визуального мышления.  Цель   исследования:   изучить   актуальные   вопросы   визуализации   и определить   приёмы   визуализации   учебного   материала   на   уроках   английского языка с целью развития познавательных УУД. Задачи исследования: изучить теоретические основы визуализации учебного материала; исследовать виды технологий и техник визуализации; выбрать подходящие технологии визуализации учебного материала для уроков английского языка. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы работы: изучение теоретического материала (интернет ­ статей, авторефератов диссертаций,   тезисы   к   семинарам   и   вебинарам),   участие   в   дистанционном мастер­классе  для   учителей   английского   языка  «Визуализация  учебного материала   на   уроках   английского   языка»   на   портале  anglyaz.ru,     разработка материалов к урокам. Глава I. Понятие визуализации учебного материала. При актуализации познавательной активности учащихся необходимо  учитывать психологические особенности восприятия информации. Прежде  всего, стоит учесть каналы восприятия информации. Принято выделять четыре  канала: визуальный (зрительный ряд), аудиальный (звуковой и словесный ряд),  кинестетический (ощущения, эмоции, вкус, запах), внемодальный (логическое  понимание информации). Визуальный канал ­ очень надежный. Дело в том, что у  человека есть только визуальная карта мира (в отличие от собак, лошадей и  многих других животных, которые воспринимают мир и в запахах и в звуках).  Поэтому зрительное представление помогает всем – и визуалам и внемодалам и  кинестетикам и аудиалам. Установлено, что эффективность усвоения  материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в  пределах 10­15%, при использовании только зрительной наглядности усвоение  возрастает до 25%, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной  информации эффективность усвоения материала достигает уже 65%. Американский психолог Рудольф Арнхейм ввел термин «визуальное  мышление», то есть мышление посредством визуальных операций, а его работы  положили начало современным исследованиям роли образных явлений в  познавательной деятельности.  Визуальные образы являются не иллюстрацией к  мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления. В отличие от  обычного использования средств наглядности, работа визуального мышления  есть деятельность разума в специальной среде, благодаря которому и становится возможным осуществить перевод с одного языка предъявления информации на  другой, осмыслить связи и отношения между ее объектами. Дж. Л. Уотсон считает, что наиболее правильно представлять себе  процесс визуализации как создание внутреннего образа воспринимаемого ребенком объекта. В этом понимании границы понятия "визуализация"  значительно шире традиционно понимаемого понятия "наглядность". В создании  внутреннего образа объекта может участвовать не только наглядность, а и  другие средства, подключающие различные органы чувств и формирующие  особый язык познания. Визуализация в общем смысле — метод представления информации — в  виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий,  графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). Очень эффективно  визуализация используется для представления изначально не зрительной  информации (например, температуры, плотности населения, распределения  уровней электромагнитных полей и т. д.). Технология визуализации направлена на более полное и активное  использование природных возможностей учащихся за счет интеллектуальной  доступности подачи учебного материала.  Визуализация­ это вынесение в процессе познавательной деятельности из  внутреннего плана во внешний план мыслеобразов, форма которых стихийно  определяется механизмом ассоциативной проекции ( теории схем­ Р.Ч.Андерсон, Ф. Бартлетт, теории фреймов – Ч. Фолкер, М. Минский) Процесс визуализации ­ это «свёртывание мыслительных содержаний в  наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить  опорой адекватных мыслительных и практических действий» (А.А. Вербицкий). Особенности современной культуры человечества ­ это наполненность  визуальными образами, внедрение и распространение компьютерных технологий, постоянство и непрерывность электронной коммуникации. Активное использование информационных и телекоммуникационных  технологий в процессе обучения  позволяет осуществить переход от пассивного  восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями.  Именно они предоставляют ту уникальную возможность реализовать принцип  "учение с увлечением". Преобладание зрительной функции в познании мира определяет ведущую  роль развитого визуального мышления в продуктивной деятельности  современного человека. Никакую информацию о предмете не удастся передать  наблюдателю до тех пор, пока этот предмет не будет представлен в структурно  ясной форме. Именно манипуляция элементами видимого мира, порождающая  новый образ, составляет существо визуального мышления. Визуальная культура,  востребованная современностью, становится признаком профессионализма во  многих видах человеческой деятельности. Приемы визуализации учебного материала позволяют:  Поддержать познавательную деятельность учащихся.  Расширить возможности предъявления учебной информации  (управлять вниманием, выделять главное, оставлять в «тени» ненужное).  Реализовать традиционный дидактический принцип наглядности на  качественно новом уровне.  Сконцентрировать внимание на чем­то важном или переключить  внимание на другой объект.  Организовать индивидуализацию процесса обучения.  Организовать тренировку внимательности и наблюдательности.  Развить у учащихся способности к анализу, сравнению и логическому умозаключению.  Придать эмоциональную окраску тому, что необходимо запомнить и  создать сильный след, обеспечивающий переход в долговременную память.  Помочь учащимся: увидеть ранее скрытый смысл; изменить перспективу видения и найти новую точку зрения; запомнить информацию; увидеть и установить новые связи между событиями и      объектами. Глава II. Приемы визуализации в педагогических технологиях. Приемы визуализации в педагогических технологиях допустимо  рассматривать как:  пассивные, например, статических изображения, презентации, видео  и аудиоматериалы;  интерактивные, например, работа учащихся с базой данных,  виртуальными библиотеками, участие в электронных конференциях;  комбинированные. В некоторой степени данное разделение можно считать условным. Визуализация предполагает свертывание информации, "сжатие", т.е.  представление в компактном, удобном для использования виде. Под «сжатием»  информации понимается прежде всего ее обобщение, укрупнение,  систематизация, генерализация. Виды  визуализации Цель использования Иллюстрации Показать существующий зрительный ряд.  Изображения с поясняющим текстом.  Картографическая визуализация(например, замена картой  разъяснения адреса или распространение русского языка).  Показ существующего, но невидимого (например простым взглядом, существенно облегчает понимание).  Для облегчения понимания плохо представляемого  (например, количества). Образы – это метафора. Их назначение – задать ракурс  представляемой информации, вызвать эмоцию, создать отношение к ней, ассоциацию. Образы Действует глубже всех остальных приемов визуализации. Однако, как все глубоко действующие методы, менее предсказуем, и таит  определенные опасности. Показать количественные и качественные связи. Виды диаграмм: Графики,  диаграммы  Линейный график (для демонстрации количественных  показателей)  сетевая диаграмма (для демонстрации качественных связей)  Столбиковая диаграмма (для демонстрации  количественных показателей, если в изучаемых показателях проявляется общая тенденция роста)  Горизонтальные ленты (полосы) (используется когда  изображаемые показатели отображают результат (итог)  функционирования того или иного процесса)  Круговая диаграмма (используются для демонстрации  количественных показателей, лучше других показывает долю, участие параметров в общем «пироге»)  Радиальная диаграмма (используются при наличии  множества факторов и при циклических закономерностях)  Фигурные графики (используют в рекламных целях)  фишбоун (позволяет наглядно и систематизировано  анализировать взаимосвязи следствий и причин, которые  порождают эти следствия или влияют на них) Показать количественные и качественные связи. Используются  для выделения существенных признаков понятия. Виды схем:  интеллектуальные карты Схемы  блок­схемы  схема «Логические деревья»  графы  кластеры Таблицы Основное назначение – структурировать информацию. Они менее  наглядны, зато более точно показывают данные. Особое значение приобретает табличная форма при  представлении больших объемов данных. При работе с табличными данными применяют различные виды  работ:  Группировка:  Типологическая группировка (по какому­то  признаку)  Структурные группировки (по величине  группировочного признака)  Аналитические группировки (влияние одних  признаков на другие)  Комбинационные группировки (формирование групп  по двум или более признакам)  Отбор  По определенным количественным показателям  По качественным показателям  Выборка как типичный пример  Последовательное предъявление (применяется когда  необходимо показать все данные. Одновременно их  показать невозможно, поэтому задается последовательность представления, и аудитория всегда понимает ­ какую  именно часть данных видит) Сфокусировать внимание к нужным объектам Выделение  объектов На современном уроке английского языка, например, прелагается  использовать следующие технологии визуализации, которые усиливают  концентрацию внимания учащихся, а также приводят кратчайшим путем к  осознанию и выделению главного в содержании: ­ Карты (интеллект карты) ­ Лучевые схемы ­ Инфографика ­Плакаты ­ Диаграмму Ишакова ­Коллажи ­Визуальную матрицу ­Печа Куча (быстросменяющие друг друга слайды) ­Облако слов  ­ Интеллект карты (карты текста, правила и т.д.). Визуализацию изучаемого материала на уроках английского языка можно  использовать как при формировании лексических, фонетических, так и  грамматических навыков, особенно в работе с младшими школьниками. У  учащихся начальной школы непроизвольное внимание доминирует над  произвольным, а абстрактное мышление еще не развито, поэтому использование  сказочных сюжетов и рисунков при объяснении грамматического материала  очень эффективно. На начальном этапе обучения учитель сам предлагает  рисунки. Это могут быть знакомые детям, а также придуманные персонажи,  выступающие в образе того или иного грамматического явления. Так на уроке  «оживают» вспомогательные и модальные глаголы, формы множественного  числа существительных и т. д. Постепенно к работе над визуализацией  грамматического материала подключаются и дети. Использование интеллект ­ карт также помогает школьникам  визуализировать материал, изучаемый на уроке, и способствует его запоминанию естественным для мозга образом. Интеллект ­ карта является графическим  выражением процесса радиантного мышления. Радиантное мышление ­ это природная склонность мозга мыслить  ассоциативно от «центра к периферии». Подобно тому как устроено дерево: от  ствола отходят крупные ветви, которые, в свою очередь, ветвятся на более  мелкие, а затем листья. Основные принципы интеллект ­ карты: 1. Главную идею (тему) помещают в центр листа. Благодаря чему  внимание сфокусировано именно на главном. 2. Вместо записи всего материала выделяются наиболее характерные,  яркие, запоминаемые, «говорящие» слова. 3. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной  темы. Очень важно подкреплять ключевые слова рисунками или символами.  В форме интеллект ­ карт можно предъявлять грамматический материал,  вести тематические словари. Визуальное мышление является составляющей образного синтеза –  способности образно обобщать информацию, что поможет пониманию рисунков,  схем, чертежей, а так же упростит связанную с ними работу на уроках  геометрии, физики, черчения на уроках в школе и в дальнейшей жизни  (метапредметные результаты).  Использование таких приемов как интеллект ­ карты и визуализация дает  ученику: ­ повышение эффективности восприятия информации; ­ повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому  процессу обучения; ­ умение критически мыслить; ­ умение ответственно относиться к собственному образованию; ­ умение работать в сотрудничестве с другими; ­ повышение качества образования учеников; ­ желание и умение стать человеком, который учится в течение всей  жизни. При прохождении дистанционного мастер­класса я познакомилась с  разнообразными интернет­ресурсами, которые  позволяют использовать в  процессе обучения графические техники представления информации.  Задания  для прохождения всех этапов мастер­класса включали в себя создание и  внедрение в работу разнообразных инструментов. Например, создание   интерактивного упражнения на сервере  learningapps.org;  ребус, облако слов,  концептуальное колесо, лента времени, fishbone diagram и многое другое на  платформе classtools.net (см. Приложение). Часть из них была успешно  апробирована и стала постоянно использоваться в учебном процессе в школе.  Наиболее популярны ребусы для введения новой темы, где дети должны  разгадать ребус и узнать тему урока, mind maps (интеллектуальные карты) для  генерации идей и повторения изученного материала, облако слов для  закрепления лексики по теме и т.п. Современные интернет­сервисы позволяют  создавать сетевые средства визуализации и использовать их на уроках для  индивидуальной и групповой работы учащихся (например, сlasstools.net,      mindmeister.com).  Недостатком таких средств является невозможность  использования их он­лайн, поэтому все материалы готовятся в бумажном  варианте и/или демонстрируются при помощи проектора.  Таким образом, использование разнообразных способов визуализации учебного  материала  помогает повысить мотивацию учащихся  на уроке, они позволяют задействовать всех учеников в группе, организовать работу в мини­группах или  парах. Работа с информацией побуждает к развитию анализа и синтеза,  кодированию и декодированию, моделированию, установлению причинно­ следственных связей. Учащиеся при этом получают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать  необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать  процесс и результаты деятельности, что является показателем  сформированности общеучебных познавательных УУД. Заключение Основным критерием качественного образования (ФГОС второго  поколения) должны стать его социальные результаты – у выпускника школы  должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить,  находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В школе  должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального  потенциала школьника. В Федеральном государственном образовательном  стандарте при обозначении требований к личностным, предметным и  метапредметным результатам учащихся отмечается значимость визуализации  мыслительной деятельности, использование которой позволяет значительно  сузить круг репродуктивной деятельности обучающихся (связанной, как  правило, с использованием традиционных технологий) и расширить спектр  заданий, направленных на формирование универсальных способов деятельности  школьника и на поиск новых способов вовлечения детей в процесс активной  мыслительной деятельности. Одним из таких способов является использование визуализации учебного  материала, которая обеспечивает активизацию учебной и познавательной  деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления,  образного представления знаний и учебных действий.  В данной работе были рассмотрены вопросы теории визуализации,  функции и приёмы визуализации в школьном обучении,  а также выделены  наиболее подходящие для использования на уроках английского языка. Можно сделать следующие выводы: При визуализации учебной информации решается ряд педагогических  задач: передаются знания и распознавание образов, обеспечивается образное  представление знаний и учебных действий, формируется и развивается критическое и визуальное мышление, активизируется учебная и познавательная  деятельность, обеспечивается интенсификация обучения, повышается  визуальная грамотность и визуальная культура.  При постоянном использовании в классе различных способов работы с  информацией учащиеся получают возможность самостоятельно осуществлять  деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые  средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и  результаты деятельности, что говорит о формировании познавательных УУД. Список использованной литературы Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью приемов  визуализации (статья на сайте http://wiki.tgl.net.ru) Григорьева Ф.С. Визуализация как средство формирования УУД на  уроках английского языка. (статья на сайте http://www.prodlenka.org/) Ермилова Е.Б. Визуализация обучения как средство развития учебных  способностей младшего школьника (автореферат диссертации на сайте  http://www.childpsy.ru). Материалы Всероссийского семинара «Техники визуального мышления на современном уроке» от 23.03.2016 г. (на сайте www.prodlenka.org Презентация на тему: " Визуализация информации как средство  формирования компетенций обучающихся. МОУ СОШ 30 Заиченко А. И."(на  сайте http://www.myshared.ru) Электронный научный журнал «Информационно­коммуникационные  технологии в педагогическом образовании», Статья «Использование сервисов  Web 2.0 для составления ментальных карт» от 02 (17) март­апрель 2012.

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"

Статья "Визуализация учебного материала как средство развития познавательных УУД на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018