Долженко Елена Владимировна,
учитель истории и обществознания
«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»
Тарского муниципального района
Омской области
Особенности применения ролевой игры как средства воспитания правовой культуры
Сюжетно-ролевая игра является практическим средством нравственного воспитания детей. Сюжетно-ролевая игра – это вид игры ребенка любого возраста. Характеризуя её, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Играя, ребенок учится взаимодействовать со сверстниками. Также в игре ребенок практически осваивает основные категории нравственного поведения. В игре ярко проявляются индивидуальные особенности личности ребенка, его способность к построению взаимоотношений с окружающими. Сюжетно-ролевые игры способствуют воспитанию нравственно-волевых качеств, так как дети учатся преодолевать трудности, сдерживать свои эмоции, подчиняться правилам игры. В целом, игра расширяет опыт социального взаимодействия ребенка и способствует формированию правовой культуры. Приучаясь соизмерять собственные интересы с интересами других людей, общества в целом, дети учатся осознавать социальные последствия своих поступков, жить в мире с другими людьми.
Ориентируясь на проблемно – ориентированный анализ школьников, мы разработали систему сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание обучающихся. При этом формирование правовой культуры рассматривалось нами как элемент системы нравственного воспитания школьников:
- сюжетно-ролевая игра «Мысли вслух»;
- сюжетно-ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые»;
- ролевая игра «Идеальный ученик», «Идеальный учитель»;
- сюжетно - ролевая игра «Мир профессий»;
- сюжетно-ролевые игры «Суд над вредными привычками»;
- сюжетно-ролевая игра «Я в кругу семьи»;
- сюжетно-ролевая игра «Я – ребенок. Я – человек!» и т.д.
Структура классного часа с использованием сюжетно-ролевой игры
Вступление
Эта часть должна привлечь внимание обучающихся и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.
Во вступлении часто используется приём перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит учитель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.
Основная часть
Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных задач. В данном случае мы используем проблемные задачи: первоначально учитель описывает сюжет, затем обучающимся предлагает представить себя одним из героев данной истории, распределить роли и попробовать найти решение данной проблемы. После этого ученики имеют возможность проанализировать и сделать выводы. Такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли.
Излагая проблемную задачу, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы.
В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться, поскольку главная роль на этом этапе отводится проигрыванию ситуаций, «вживанию» в определенную роль.
Заключительная часть
Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).
Реализация комплекса сюжетно-ролевых игр включает два этапа. На первом этапе мы стремились расширить представления о нравственных понятиях школьников. Целью данного этапа явилось формирование позитивного отношения к нравственным понятиям.
При этом через игру у детей не только формировались представления о должном поведении, а прежде всего, на практике осуществлялась идея нравственного выбора. Только в этом случае ребенка можно научить понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и обществу. На этом умении строится нравственное отношение к окружающим людям.
На втором этапе были сформированы навыки конструктивного взаимодействия людей, создавался опыт содействующего поведения в ответ на переживание другого. Педагогически организованное ознакомление с явлениями окружающей действительности способствовало тому, что в игре дети с удовольствием выполняли даже те действия, которые в реальной жизни вызывали у них отрицательное отношение. Именно поэтому, применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей возникло отрицательное отношение к определённой деятельности или форме поведения.
При выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры дети получали опыт толерантного взаимодействия, что способствовало нравственному развитию школьников.
Список используемой литературы:
1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
2. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. - М.: ВЛАДОС, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.