Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Оценка 4.7

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Оценка 4.7
Документация +2
docx
математика
Взрослым
27.02.2019
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"
Данная статья была использована на педагогическом совете в школе. Содержит материал о проблемном и исследовательским методах обучения при преподавании математики. В статье говориться о сходстве и различиях этих методов, приведены примеры использования этих методов на практике.Содержится исторический материал, показана их ценность
0Урок.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 44 имени В.В.Ходырева» Выступление на педсовете: исследовательские методы «Проблемные и обучения: сходства и различия» Учитель математики: Липова С.А. 02.04.2018 год «Если человек в школе не научиться творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать» Л.Н.Толстой Успех обучения школьника достигается главным образом на уроке. И от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает: 10% того, что читает; 20% того, что слышит; 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях; 80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему; 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов. психологов о необходимости использования активных методов обучения для достижения результативности и мотивации учащихся. Слово «метод», Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Одним из первых сторонников активного учения школьников был знаменитый чешский педагог Ян Амос Каменский (1592-1670). Его «Великая дидактика» содержит указания на «необходимость воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом». За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода вел борьбу французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). «Сделайте вашего ребенка, - писал он, - внимательным к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а потому, что сам понял…». В этих словах Жана-Жака Руссо четко выражена идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных вопросов. Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е годы 20 века как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное обучение основывается на теоретические положения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в 1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. В чём же суть проблемного обучения? Лучше всего обратиться к самому древнему примеру – к тому, как учил Сократ своих учеников около 2,5 тысячи лет тому назад. В одном из диалогов («Феаг») Платон описывает, как к Сократу пришёл юноша Феаг, чтобы узнать, как и у кого научиться быть мудрым. И Сократ, вместо того, чтобы ответить юноше на вопрос, начинает спрашивать его о том, что же он считает мудростью, чего же действительно хочет. Сократ сам задаёт вопросы ученику, формулируя их так, чтобы ученику было над чем подумать, в то же время хватало знаний дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинён главному, первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя ответы на эти вопросы отвергнуть, наконец, неправильное мнение и утвердиться в истинном. Подобного рода беседы получили название сократических или эвристических, развивающих Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное обучение – это обучение, при котором обучающимся знания не сообщаются в готовом виде, а приобретаются в процессе разрешения проблемных ситуаций. Проблемная ситуация выступает начальным моментом мыслительного процесса, это осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо найти самостоятельно. В ходе решения проблемной ситуации обучающийся решает проблемное задание, т.е. такое задание, способы выполнения и результат которого заранее неизвестны, но уровень подготовки обучающегося позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ. Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и проблема. Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом определяется уровнем знаний обучаемых, поэтому при широком использовании рассматриваемых методов необходимо в процессе всего обучения повышать сложность проблем. Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:  Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.  Развитие творческого мышления.  Развитие навыков самостоятельной работы.  Развитие способности к самообучению.  Формирование исследовательской активности. Из недостатков методики можно выделить следующие:  стратегию проблемного изучения сложно использовать для формирования практических навыков;  требуется больше времени для усвоения нового материала (по сравнению с другими методами обучения);  уроки по методике проблемного изучения возможны только на основе материала, который допускает неоднозначные решения, мнения, суждения;  метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей уже есть база знаний. Рассмотрим приемы подробнее Главная цель исследовательского обучения — формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Можно выделить следующие основные функции исследовательского обучения: -повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков, освоения государственных образовательных программ общего образования и достижения соответствующих образовательных стандартов; -инструмент становления, развития общих и специальных способностей, мотивационных установок. В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как образовательная технология построения образования, ориентированная на задачи развития, способ обновления содержания общего образования через развитие деятельностных способностей; -способ профориентации. Сущность исследовательского подхода в обучении состоит: а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике); б) в организации учебной и внеучебной исследовательской, поисково- творческой деятельности; в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей; г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности; д) в изменении характера взаимоотношений «учитель–ученик–коллектив учащихся» в сторону сотрудничества. Таким образом, исследовательский метод обучения даёт возможность обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания; помогает развитию творческого мышления. Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы; общедидактические приёмы: анализ и установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление результатов проведённого исследования. Преимущества исследовательского метода:  Эффективное укрепление связи между преподаванием и исследованием.  Воспитание исследовательской культуры, способствующей развитию и обучению школьников в течение всей жизни.  Развитие навыков критического мышления и аналитических способностей.  Развитие способности проводить самостоятельное исследование.  Повышение ответственности за учебный процесс. Метод исследовательского обучения в сравнении с методом проблемного обучения Есть сходства и различия между методом проблемного обучения и методом исследовательского обучения. В центре обоих методов находятся ученик и конструктивистский подход к обучению, т.е. предполагается, что учащиеся сами создают свою собственную версию знания, а не просто получают и накапливают знания, представленные учителем. В обоих случаях, дети сталкиваются с аутентичными, то есть реальными, практическими, сложными задачами, которые имеют более чем один ответ или подход к решению, или представляют проблемы, с которыми школьники могут столкнуться в реальной жизни. Несмотря на многие сходства эти два метода не идентичны. Метод исследовательского обучения обычно имеет более широкие рамки применения и адресует учащимся для решения одну или несколько проблем. Он нацелен на получение конечного продукта или опытного образца, и эта цель лежит в основе процессов планирования, производства и оценки. Движущей силой метода проблемного обучения является проблема и приобретение новых знаний. Решение проблемы может быть, а может и не быть целью образовательной стратегии, так как решение менее важно, чем получение знаний в процессе решения. Таким образом, основной целью процесса обучения является исследование и изучение вопроса, а не финальный продукт. Таким образом:  В рамках метода исследовательского обучения преподаватель наблюдает и контролирует, в то время как в проблемном обучении он выступает больше в роли сопровождающего.  В процессе исследовательского обучения учащимся необходимо выработать решение или стратегию решения проблемы. При проблемном обучении решение проблемы может быть частью процесса, но фокусом является менеджмент проблемы, а не чистое решение.  Метод исследовательского обучения может включать дополнительные лекции, уроки, помогающие школьникам выполнять работу; в противном случае, предполагается, что учащиеся обращаются к знаниям, полученным на предыдущих уроках. В рамках метода проблемного обучения лекции обычно не используются, так как ожидается, что школьники сами должны определить знания, требуемые для решения проблемы. В целом, на практике различие между двумя методами обучения зачастую выражено не четко, и оба подхода могут эффективно дополнять друг друга.

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"

Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения:  сходства и различия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019