Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Оценка 4.7
Документация +2
docx
математика
Взрослым
27.02.2019
Данная статья была использована на педагогическом совете в школе. Содержит материал о проблемном и исследовательским методах обучения при преподавании математики. В статье говориться о сходстве и различиях этих методов, приведены примеры использования этих методов на практике.Содержится исторический материал, показана их ценность
0Урок.docx
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
города Севастополя «Средняя общеобразовательная
школа № 44 имени В.В.Ходырева»
Выступление на педсовете:
исследовательские методы
«Проблемные и
обучения:
сходства и различия»
Учитель математики:
Липова С.А. 02.04.2018 год
«Если человек в школе не научиться творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать»
Л.Н.Толстой
Успех обучения школьника достигается главным образом на уроке. И
от умения учителя «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения
организовать систематическую познавательную деятельность зависит
степень интереса учащихся к учёбе, уровень знаний, готовность к
постоянному самообразованию, то есть их развитие, что убедительно
доказывает современная психология и педагогика. Урок - главная
составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и
учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему
качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во
многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и
методической наполненностью, его атмосферой.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть
сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие
способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
И школа становится не столько источником информации, сколько учит
учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом
творческой деятельности, направленной на самостоятельное
приобретение и усвоение новых знаний.
Предпочтительность использования активных методов обучения
обоснована и подкреплена следующими данными, полученными
педагогами и психологами в результате опыта педагогической
деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек
запоминает:
10% того, что читает;
20% того, что слышит;
30% того, что видит;
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует
проблему;
90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной
деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и
принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
психологов о необходимости использования активных методов обучения
для достижения результативности и мотивации учащихся. Слово «метод»,
Эти данные подтверждают утверждения многих педагогов и в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к
достижению цели». «Метод - в самом общем значении - способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в
философском словаре.
Одним из первых сторонников активного учения школьников был
знаменитый чешский педагог Ян Амос Каменский (1592-1670). Его
«Великая дидактика» содержит указания на «необходимость
воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она
направлена против словесно-догматического обучения, которое учит
детей «мыслить чужим умом».
За развитие умственных способностей ребенка и внедрение в обучение
исследовательского подхода вел борьбу французский философ Жан-Жак
Руссо (1712-1778). «Сделайте вашего ребенка, - писал он, - внимательным
к явлениям природы… Ставьте доступные его пониманию вопросы и
представьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а
потому, что сам понял…». В этих словах Жана-Жака Руссо четко выражена
идея обучения на повышенном уровне трудности, но с учетом
доступности, идея самостоятельного решения учеником сложных
вопросов.
Понятие «проблемное обучение» получило распространение в 20-30-е
годы 20 века как в советских, так и в зарубежных школах. Проблемное
обучение основывается на теоретические положения американского
философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952), основавшего в
1895 году экспериментальную школу в Чикаго. Он сделал акцент на
развитии собственной активности обучаемых и вскоре убедился, что
обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их
жизненными потребностями, даст гораздо лучшие результаты, чем
«вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний.
В чём же суть проблемного обучения? Лучше всего обратиться к самому
древнему примеру – к тому, как учил Сократ своих учеников около 2,5
тысячи лет тому назад. В одном из диалогов («Феаг») Платон описывает,
как к Сократу пришёл юноша Феаг, чтобы узнать, как и у кого научиться
быть мудрым. И Сократ, вместо того, чтобы ответить юноше на вопрос,
начинает спрашивать его о том, что же он считает мудростью, чего же
действительно хочет. Сократ сам задаёт вопросы ученику, формулируя их
так, чтобы ученику было над чем подумать, в то же время хватало знаний
дать ответ на вопрос или найти ответ в ходе рассуждений. Длинная
череда связанных между собой вопросов, каждый из которых подчинён
главному, первому, заданному учеником, заставляет ученика, находя
ответы на эти вопросы отвергнуть, наконец, неправильное мнение и
утвердиться в истинном. Подобного рода беседы получили название
сократических или эвристических, развивающих
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность
учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие
мыслительных способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение
способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и
творческих способностей.
Проблемное обучение – это обучение, при котором обучающимся знания не
сообщаются в готовом виде, а приобретаются в процессе разрешения
проблемных ситуаций. Проблемная ситуация выступает начальным
моментом мыслительного процесса, это осознанное затруднение, пути
преодоления которого необходимо найти самостоятельно. В ходе решения
проблемной ситуации обучающийся решает проблемное задание, т.е.
такое задание, способы выполнения и результат которого заранее
неизвестны, но уровень подготовки обучающегося позволяет
самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.
Центральными понятиями проблемного обучения являются проблемная
ситуация и проблема.
Сложность проблемной ситуации (степень проблемности) во многом
определяется уровнем знаний обучаемых, поэтому при широком
использовании рассматриваемых методов необходимо в процессе всего
обучения повышать сложность проблем.
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
Формирование у учеников необходимого объема ЗУН.
Развитие творческого мышления.
Развитие навыков самостоятельной работы.
Развитие способности к самообучению.
Формирование исследовательской активности.
Из недостатков методики можно выделить следующие:
стратегию проблемного изучения сложно использовать для
формирования практических навыков;
требуется больше времени для усвоения нового материала (по
сравнению с другими методами обучения);
уроки по методике проблемного изучения возможны только на
основе материала, который допускает неоднозначные решения,
мнения, суждения; метод проблемного обучения действует только тогда, когда у детей
уже есть база знаний.
Рассмотрим приемы подробнее
Главная цель исследовательского обучения — формирование у
обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры.
Можно выделить следующие основные функции исследовательского
обучения:
-повышение эффективности усвоения учащимися знаний, умений, навыков,
освоения государственных образовательных программ общего
образования и достижения соответствующих образовательных
стандартов;
-инструмент становления, развития общих и специальных способностей,
мотивационных установок.
В этом аспекте исследовательская деятельность выступает как
образовательная технология построения образования, ориентированная
на задачи развития, способ обновления содержания общего образования
через развитие деятельностных способностей;
-способ профориентации.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
а) во введении общих и частных методов научного исследования в
процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до
применения на практике);
б) в организации учебной и внеучебной исследовательской, поисково-
творческой деятельности;
в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных связей;
г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной
сторон познавательной деятельности;
д) в изменении характера взаимоотношений «учитель–ученик–коллектив
учащихся» в сторону сотрудничества.
Таким образом, исследовательский метод обучения даёт
возможность обеспечить овладение методами научного познания в
процессе поиска; сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности; даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко
используемые знания; помогает развитию творческого мышления.
Ведущими в составе исследовательского подхода в обучении
являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и
исследовательский методы; общедидактические приёмы: анализ и
установление причинно-следственных связей; сравнение, обобщение и
конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию;
поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательства
или опровержения гипотезы; планирование исследования; оформление
результатов проведённого исследования.
Преимущества исследовательского метода:
Эффективное укрепление связи между преподаванием и
исследованием.
Воспитание исследовательской культуры, способствующей развитию
и обучению школьников в течение всей жизни.
Развитие навыков критического мышления и аналитических
способностей.
Развитие способности проводить самостоятельное исследование.
Повышение ответственности за учебный процесс.
Метод исследовательского обучения в сравнении с методом
проблемного обучения
Есть сходства и различия между методом проблемного обучения и
методом исследовательского обучения. В центре обоих методов находятся
ученик и конструктивистский подход к обучению, т.е. предполагается, что
учащиеся сами создают свою собственную версию знания, а не просто
получают и накапливают знания, представленные учителем. В обоих
случаях, дети сталкиваются с аутентичными, то есть реальными,
практическими, сложными задачами, которые имеют более чем один ответ
или подход к решению, или представляют проблемы, с которыми
школьники могут столкнуться в реальной жизни.
Несмотря на многие сходства эти два метода не идентичны. Метод
исследовательского обучения обычно имеет более широкие рамки
применения и адресует учащимся для решения одну или несколько
проблем. Он нацелен на получение конечного продукта или опытного образца, и эта цель лежит в основе процессов планирования,
производства и оценки.
Движущей силой метода проблемного обучения является проблема и
приобретение новых знаний. Решение проблемы может быть, а может и не
быть целью образовательной стратегии, так как решение менее важно,
чем получение знаний в процессе решения. Таким образом, основной
целью процесса обучения является исследование и изучение вопроса, а не
финальный продукт.
Таким образом:
В рамках метода исследовательского обучения преподаватель
наблюдает и контролирует, в то время как в проблемном обучении он
выступает больше в роли сопровождающего.
В процессе исследовательского обучения учащимся необходимо
выработать решение или стратегию решения проблемы. При
проблемном обучении решение проблемы может быть частью
процесса, но фокусом является менеджмент проблемы, а не чистое
решение.
Метод исследовательского обучения может включать
дополнительные лекции, уроки, помогающие школьникам
выполнять работу; в противном случае, предполагается, что
учащиеся обращаются к знаниям, полученным на предыдущих
уроках. В рамках метода проблемного обучения лекции обычно не
используются, так как ожидается, что школьники сами должны
определить знания, требуемые для решения проблемы.
В целом, на практике различие между двумя методами обучения
зачастую выражено не четко, и оба подхода могут эффективно дополнять
друг друга.
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Статья"Проблемные и исследовательские методы обучения: сходства и различия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.