Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
8 кл
29.03.2019
Очевидно, что при введении новых стандартов в образовании необходимо пересмотреть и инструменты формирования языковой культуры учащихся. Такими инструментами становятся инновационные методики в преподавании русского языка, позволяющие не только усвоить систему дидактических единиц, но и мотивировать учащихся к усвоению речевых норм и развитию их общей речевой культуры. Способами повышения языковой культуры учащихся могут стать методики проектирования, кейс-метод, интерактивное обучение, метапредметное изучение языка, текстоцентрический подход к обучению.
Статья повышение языковой культуры.docx
Cтатья
способы повышения речевой и языковой культуры
у учащихся
Правительством РФ утверждена Концепция преподавания русского
языка и литературы в Российской Федерации от 09.04.2016 N 637р. Этот
документ обозначил систему взглядов на ведущие проблемы, базовые
принципы, цели, задачи и главные направления развития системы
преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях.
Общее направление развития, задаваемое данной Концепцией, предполагает, в
первую очередь, взгляд на процесс обучения русскому языку в школе не
только как усвоение системы дидактических единиц, лежащих в основе
лингвистической,
формирования компетенций учащихся (языковой,
коммуникативной, культуроведческой), но в большей степени как процесс
развития личности, формирования ее готовности к разнообразному
взаимодействию с окружающим миром и обретения ею социального опыта. А
развитие личности неразрывно связано с формированием ее языковой
компетентности, в частности речевой культуры.
Таким образом, основной целью обучения становится формирование
языковой личности, то есть такой личности, которая владеет всеми видами
речевой деятельности, формируется на протяжении всего обучения в школе и,
прежде всего, в процессе изучения родного языка как источника развития
духовных способностей школьников. По мнению Ю.Н.Караулова, «Языковая
личность – вот та сквозная идея, которая пронизывает все аспекты изучения
языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими
человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка»1.
1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. С. 3.
1 В то же время сегодня в языке существуют глобальные
проблемы: политизация языка? ярко выраженное оценочное отношение к
проявляющееся в проникновении в литературный язык
словам,
нелитературной лексики? расшатывание языковых норм в массовом
употреблении и речи заметных общественных деятелей; которые в свою
очередь ведут к расшатыванию понятия нормы в речи учащихся.
При обучении русскому языку в школе используются многообразные
способы повышения речевой грамотности и культуры учащихся: написание
диктантов, сочинений, изложений; упражнения, связанные с повышением
речевой грамотности. Но объективно данных способов недостаточно в новых
условиях обучения и сложившейся «антинормированной» ситуацией в языке в
целом, так как большая часть упражнений школьного курса направлена на
построение связных высказываний, в то время как общая речевая культура
остается несформированной. Очевидно, что при введении новых стандартов в
образовании необходимо пересмотреть и инструменты формирования
Такими инструментами становятся
языковой культуры учащихся.
инновационные методики в преподавании русского языка, позволяющие не
только усвоить систему дидактических единиц, но и мотивировать учащихся к
усвоению речевых норм и развитию их общей речевой культуры. Способами
повышения языковой культуры учащихся могут стать методики
проектирования, кейсметод, интерактивное обучение, метапредметное
изучение языка, текстоцентрический подход к обучению. Остановимся
подробнее на данных способах.
Одна из технологий, обеспечивающая для учащихся возможность
общения на родном языке, а следовательно, и развития культуры речи – это
метод проектов. Е.С.Полат приводит в своем исследовании такое
определение понятия «проектирование» это процесс создания прототипа,
прообраза предполагаемого или возможного объекта (состояния) и
2 обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития
новых процессов и явлений. Исходя из данного определения, под проектом
следует понимать совокупность действий, направленных на решение
определенной проблемы. У истоков метода проектов стоят американские
ученые Дж.Дьюи и В.Х.Килпатрик, предлагавшие строить обучение через
практическую деятельность учащегося, ориентируясь на то, насколько
окажутся востребованными у него полученные знания в будущем2. Е.С.Полат
предполагает, что метод проектов – это, по сути «совокупность
творческих методов»3.
исследовательских,
Использование метода проектов позволяет сместить акцент при обучении
проблемных,
поисковых,
русскому языку с лингвистического аспекта на содержательный, то есть
научить не повторять изученное шаблонно, а мыслить творчески, изучая
готовя собственные монологические и
литературные источники,
диалогические высказывания, защищая проекты. Чем большее практическое
применение будет находить проектная деятельность, тем больше будет
формироваться умение строить речь в соответствии с нормами русского
языка. При этом занятие, организуемое с помощью данного метода, может
быть не только уроком освоения нового, но и уроком закрепления ранее
изученного или уроком коррекции полученных компетенций. Для
эффективной реализации метода проектов необходимо учитывать
определенные требования: проект должен стать составной частью процесса
обучения и воспитания, не быть инородным данному процессу; учащиеся
должны решать реальные проблемы, которые могут встретиться в их жизни,
что позволит придать им большую личностную значимость; проектная
деятельность должна носить целесообразный характер, нельзя решать
2 Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного
проекта. – М., 2000.
3 Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного
проекта. – М., 2000.
3 малозначительную проблему с помощью долгосрочного проекта, решение
перестанет быть актуальным; деятельность учащихся должна быть
самостоятельной и активной, учитель становится координатором проекта, не
подменяя собственным опытом и знаниями необходимость поиска решения
поставленной проблемы; учащиеся должны уметь формулировать свои мысли,
переводя их в монологическую устную и письменную форму, анализировать
имеющуюся и вновь полученную информацию, генерировать идеи; наконец,
проект должен иметь определенную структуру4: постановку проблемы,
планирование деятельности по ее решению, собственно исследование, поиск и
анализ информации, результат, получаемый в виде выводов, содержащих
анализ успехов и ошибок, презентация результата. Применение метода
проектов позволяет организовать непроизвольное понимание лексических
средств языка, его грамматической структуры, а также развивать творческое
мышление и воображение учащихся. Создаются условия для свободы
выражения мысли и осмысления воспринимаемого, что неизбежно ведет к
формированию грамотной культурной речи.
Эффективным средством обучения при формировании речевых умений
у учащихся являются упражнения типа «кейс study». Этот метод основан на
том, что учащиеся самостоятельно или в группе должны спроектировать свое
речевое поведение в конкретной ситуации. Чтобы производить успешную
коммуникацию, необходимо разобраться в сути поставленной проблемы,
проанализировать возможные пути ее решения и выбрать из них оптимальный.
Кейсы создаются на основе реальных речевых ситуаций либо на материале,
максимально приближенным к реальности5. Например, в рамках ролевой игры
4 Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного
проекта. – М., 2000.
5 Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в
профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II
Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века:
инновационные технологии диагностика и управление в целях
4 презентовать информацию о недавно вышедших в прокат фильмах. Этот
метод позволяет изучить особенности русского делового общения и речевого
этикета. Моделирование речевых коммуникаций позволяет обеспечить
результативность, экономичность (за наименьшую единицу времени с
наименьшими усилиями усваивается больший объем материала),
эргономичность и высокую мотивацию учащихся к освоению языковых норм6.
Современный этап в образовании характеризуется движением вперед,
инновациями, развитием, поэтому под наиболее успешным понимается такое
обучение, которое учитывает предшествующий методический опыт и в то же
время использует современные технологии. Наибольшую значимость
приобретает коммуникативный подход, преследующий единственную цель –
выход в реальное общение. Активизировать общение учащихся на этапе
усвоения новых языковых норм позволяет еще один инновационный метод
мультимедийное обучение, то есть такое, которое производится посредством
современных цифровых технологий. Данные
мультимедиа средств,
технологии позволяют представлять информацию не только в печатном виде,
но и в виде изображений, видео и аудиоматериалов, анимации. Согласно
теории Аллана Пайвио, представление информации, задействующее разные
каналы восприятия, визуальные и вербальные, существенно повышает процент
усвоения учебного материала7.
Распространение компьютерных технологий, современные методики
обучения, позиция учащегося как субъекта образовательных отношений и
информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. -
Красноярск, 2000.
6 Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка [Текст] //
Русская словесность. – 2000. - № 5. – С. – 16 – 19.
7 Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализация электронного
учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий
гипермедиа /.М.: изд-воРУДН, 2009.209с.
5 необходимость создания языковой среды подтолкнули ученых методистов к
созданию принципиально нового типа средств обучений – электронных
учебников. «Переход на продуктивные формы учебной работы ... требует и
который принято
принципиально нового
учебника,
типа
называть инновационным УМК», таким современным учебным пособием в
настоящее время становится электронный учебник8.
Важнейшей инновацией языкового обучения становится перемещение
данного процесса в формат вебстраницы, позволяющей организовывать его в
виде обучающей игры, которая всегда являлась мощнейшим дидактическим
стимулом. Сегодня уже существует опыт создания целых электронных
курсов по русскому языку («Уроки Кирилла и Мефодия», «Фраза»),
обеспечивающих необходимую интерактивность и деятельностный подход в
образовании. Формы проведения уроков с использованием электронных
средств обучения сегодня уже не являются технологиями завтрашнего дня,
они активно используются в образовательном процессе. В то же время это
требует от учителя определенной информационной подготовки. Совокупность
мультимедиа технологий и подготовки учителя позволяют сделать
обучающую игру обязательным компонентом каждого урока при обучении
разным аспектам речевой деятельности русского языка.
Обозначенные выше проблемы в обучении русскому языку в школе
позволяют говорить о том, что работы по совершенствованию речи на уроках
русского языка и литературы в школе недостаточно, а способом их решения
должна стать языковая работа на всех уроках, включенных в школьную
программу.
В современном образовании есть понятие интегрированных уроков,
когда занятие перестает быть узконаправленным (только русский язык или
8 Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализация электронного
учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий
гипермедиа /.М.: изд-воРУДН, 2009.209с.
6 только история), а соединяет в себе разные предметы (русский язык +
история), то есть на уроках истории используются фрагменты специальных
знаний о русском языке. Так, например, при изучении темы «Октябрьская
революция» по истории уместно вспомнить и о том, что после Революции
происходит увеличение количества сложносокращенных слов, и привести
пример появившихся в это время имен собственных: Даздраперма. Такой
пример вызовет эмоциональный отклик у учащихся: что это за слово и что оно
обозначает? Как ее называли ласково? Даздрочка? В то же время, создаст
повод поговорить об образовании сложносокращенных слов. А при
подготовке к уроку у учителя истории возникнет необходимость
консультации с учителем русского языка, что еще более укрепит их
взаимодействие. Таким образом, совместная деятельность учителей,
преподающих разные предметы в школе, должна быть направлена на
совершенствование языковой компетенции учащихся. Способов воплощения
данного направления существует огромное количество, а результатом
неизбежно станет повышение языковой грамотности учащихся.
Современный подход к языковому обучению основан на
текстоцентрическом принципе, предполагающем, что весь процесс обучения
базируется на тексте как результате речевой деятельности, средстве обучения
и формирования всех видов компетенций. Данный принцип обучения
русскому языку обусловливает смещение акцентов с языкового образования
как важнейшую составляющую личностно
на речевое развитие,
ориентированного обучения. По мнению М.М.Бахтина, «пространство
культуры – это пространство языка, речи. За каждым текстом стоит система
языка. В тексте ей соответствует все повторенное и воспроизведенное и
повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста
(данность)»9.
9 Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других
гуманитарных науках. Опыт философского анализа. // Вопросы литературы. –
7 Данный подход организует и практическую направленность обучения
русскому языку, так как на основе текста, происходит усвоение правил
грамматики, культуры речи, основ коммуникации. При этом основные усилия
сосредотачиваются не на многократном повторении и запоминании правил, а
на отработке умения практически определять разнообразные грамматические
формы и значения и правильно оперировать ими.
Основной базой для формирования умений школьников строить
собственное высказывание в устной или письменной форме, а также для
развития умения осуществлять все виды речевой деятельности служит анализ
текста, исследуя который, учащиеся эмпирически осознают системность
языка, открывают ее закономерности и учатся грамотно строить собственные
высказывания. Такое обучение расширяет и углубляет содержание школьного
курса предмета «Русский язык» за счет введения комплекса речеведческих
понятий, так как от степени сформированности связанных с ними умений
зависят качество и результаты обучения по другим учебным предметам, а
также развитие личности в целом. Исходя из этого, текст является не только
дидактической единицей обучения, но и необходимой основой для любого
вида речевой деятельности: аудирования, говорения, письма, чтения.
Текстоцентрическое обучение является связующим звеном между
речевой деятельностью и осмыслением и анализом единиц языка в единстве их
функции, значения и формы. Использование целых текстов в обучении
позволяет обогатить и другие, традиционные темы курса. Ученик получает
возможность узнать о текстообразующих функциях привычных языковых
единиц. Например, при изучении синонимических и антонимических средств
языка обращается внимание на то, что они выступают как средство
межфразовой связи и, служат для выражения различных смысловых
отношений между предложениями в тексте; при изучении глагольного вида
1976. - № 10. - С. 34.
8 рассматриваются функции грамматических повторов, которые обеспечивают
временное единство текста и т.д. Кроме того, использование целого текста
позволяет наглядно показать все художественноизобразительные
возможности русского языка.
Таким образом, реализация идей Концепции филологического
образования требует глубокого понимания специфики личности современного
ребенка в контексте принципиально важных изменений, произошедших в
человеческом сообществе вообще и в российском обществе, в частности.
Поэтому школа сегодня обязана развивать способности ученика реализовать
себя в новых динамичных социальноэкономических условиях,
адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Характеристиками
такой личности становятся владение культурой слова, устной и письменной
речью в различных сферах применения языка, способность к сотрудничеству и
социальному речевому взаимодействию и коммуникабельность. А методика и
методология процесса развития такой личности сформулирована в
Концепции.
Использованная литература:
1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и
других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. //
Вопросы литературы. – 1976. № 10. С. 34.
2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука,
1987. С. 3.
3. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология
учебного проекта. – М., 2000.
4. РуденкоМоргун О. И. Принципы моделирования и реализация
электронного учебнометодического комплекса по русскому
языку на базе технологий гипермедиа /.М.: издвоРУДН,
2009.209с.
5. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase
Study в профессиональном обучении студентов педагогического
9 вуза: Труды II Всероссийской научнометодической конференции
"Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и
управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск,
май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. Красноярск, 2000.
6. Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка
[Текст] // Русская словесность. – 2000. № 5. – С. – 16 – 19.
ФГКОУ МКК
"Пансион воспитанниц МО РФ"
воспитатель Зюбина Л.И.
10
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.