Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Оценка 5

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русский язык
8 кл
29.03.2019
Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Очевидно, что при введении новых стандартов в образовании необходимо пересмотреть и инструменты формирования языковой культуры учащихся. Такими инструментами становятся инновационные методики в преподавании русского языка, позволяющие не только усвоить систему дидактических единиц, но и мотивировать учащихся к усвоению речевых норм и развитию их общей речевой культуры. Способами повышения языковой культуры учащихся могут стать методики проектирования, кейс-метод, интерактивное обучение, метапредметное изучение языка, текстоцентрический подход к обучению.
Статья повышение языковой культуры.docx
Cтатья  способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся Правительством   РФ   утверждена   Концепция   преподавания   русского языка и литературы в Российской Федерации  от 09.04.2016 N 637­р.  Этот документ   обозначил   систему   взглядов   на   ведущие   проблемы,   базовые принципы,   цели,   задачи   и   главные   направления   развития   системы преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях. Общее направление развития, задаваемое данной Концепцией, предполагает, в первую   очередь,   взгляд   на   процесс   обучения   русскому   языку   в   школе   не только   как   усвоение   системы   дидактических   единиц,   лежащих   в   основе   лингвистической, формирования   компетенций   учащихся   (языковой, коммуникативной,   культуроведческой),   но   в   большей   степени   как   процесс развития   личности,   формирования   ее   готовности   к   разнообразному взаимодействию с окружающим миром и обретения ею социального опыта. А развитие   личности   неразрывно   связано   с   формированием   ее   языковой компетентности, в частности речевой культуры.  Таким   образом,   основной   целью   обучения   становится   формирование языковой личности, то есть такой личности, которая владеет всеми видами речевой деятельности, формируется на протяжении всего обучения в школе и, прежде всего, в процессе  изучения  родного  языка  как  источника развития духовных способностей школьников. По мнению Ю.Н.Караулова, «Языковая личность – вот та сквозная идея, которая пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка»1. 1 Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. С. 3. 1 В   то   же   время   сегодня   в   языке   существуют   глобальные проблемы: политизация языка? ярко выраженное   оценочное   отношение   к   проявляющееся   в   проникновении   в   литературный   язык словам, нелитературной   лексики?   расшатывание языковых   норм   в   массовом употреблении   и   речи   заметных   общественных   деятелей;   которые   в   свою очередь ведут к расшатыванию понятия нормы в речи учащихся. При обучении  русскому языку в школе  используются  многообразные способы повышения речевой грамотности и культуры учащихся: написание диктантов,   сочинений,   изложений;   упражнения,   связанные   с   повышением речевой грамотности. Но объективно данных способов недостаточно в новых условиях обучения и сложившейся «антинормированной» ситуацией в языке в целом, так как большая часть упражнений школьного курса направлена на построение связных высказываний, в то время как общая речевая культура остается несформированной. Очевидно, что при введении новых стандартов в образовании   необходимо   пересмотреть   и   инструменты   формирования   Такими   инструментами   становятся языковой   культуры   учащихся. инновационные   методики   в   преподавании   русского   языка,  позволяющие   не только усвоить систему дидактических единиц, но и мотивировать учащихся к усвоению речевых норм и развитию их общей речевой культуры. Способами повышения   языковой   культуры   учащихся   могут   стать   методики проектирования,   кейс­метод,   интерактивное   обучение,   метапредметное изучение   языка,   текстоцентрический   подход   к   обучению.   Остановимся подробнее на данных способах. Одна   из   технологий,   обеспечивающая   для   учащихся   возможность общения на родном языке, а следовательно, и развития культуры речи – это метод   проектов.   Е.С.Полат   приводит   в   своем   исследовании   такое определение понятия «проектирование» ­ это процесс создания прототипа, прообраза   предполагаемого   или   возможного   объекта   (состояния)   и 2 обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Исходя из данного определения, под проектом следует   понимать   совокупность   действий,   направленных   на   решение определенной   проблемы.   У   истоков   метода   проектов   стоят   американские ученые   Дж.Дьюи   и   В.Х.Килпатрик,   предлагавшие   строить   обучение   через практическую   деятельность   учащегося,   ориентируясь   на   то,   насколько окажутся востребованными у него полученные знания в будущем2. Е.С.Полат предполагает,   что   метод   проектов   –   это,   по   сути   «совокупность   творческих   методов»3. исследовательских, Использование   метода   проектов   позволяет   сместить   акцент   при   обучении   проблемных,   поисковых, русскому   языку   с   лингвистического   аспекта   на   содержательный,   то   есть научить   не   повторять   изученное   шаблонно,   а   мыслить   творчески,   изучая   готовя   собственные   монологические   и литературные   источники, диалогические высказывания, защищая проекты. Чем большее практическое применение   будет   находить   проектная   деятельность,   тем   больше   будет формироваться   умение   строить   речь   в   соответствии   с   нормами   русского языка. При этом занятие, организуемое с помощью данного метода, может быть   не   только   уроком   освоения   нового,   но   и   уроком   закрепления   ранее изученного   или   уроком   коррекции   полученных   компетенций.   Для эффективной   реализации   метода   проектов   необходимо   учитывать определенные требования: проект должен стать составной частью процесса обучения   и   воспитания,   не   быть   инородным   данному   процессу;   учащиеся должны решать реальные проблемы, которые могут встретиться в их жизни, что   позволит   придать   им   большую   личностную   значимость;   проектная деятельность   должна   носить   целесообразный   характер,   нельзя   решать 2 Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000. 3 Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000. 3 малозначительную   проблему   с   помощью   долгосрочного   проекта,   решение перестанет   быть   актуальным;   деятельность   учащихся   должна   быть самостоятельной и активной, учитель становится координатором проекта, не подменяя собственным опытом и знаниями необходимость поиска решения поставленной проблемы; учащиеся должны уметь формулировать свои мысли, переводя их в монологическую устную и письменную форму, анализировать имеющуюся и вновь полученную информацию, генерировать идеи; наконец, проект   должен   иметь   определенную   структуру4:   постановку   проблемы, планирование деятельности по ее решению, собственно исследование, поиск и анализ   информации,   результат,   получаемый   в   виде   выводов,   содержащих анализ   успехов   и   ошибок,   презентация   результата.   Применение   метода проектов   позволяет   организовать   непроизвольное   понимание   лексических средств языка, его грамматической структуры, а также развивать творческое мышление   и   воображение   учащихся.   Создаются   условия   для   свободы выражения   мысли   и   осмысления   воспринимаемого,   что   неизбежно   ведет   к формированию грамотной культурной речи. Эффективным средством обучения при формировании речевых умений у учащихся являются упражнения типа «кейс study». Этот метод основан на том, что учащиеся самостоятельно или в группе должны спроектировать свое речевое   поведение   в   конкретной   ситуации.   Чтобы   производить   успешную коммуникацию,   необходимо   разобраться   в   сути   поставленной   проблемы, проанализировать возможные пути ее решения и выбрать из них оптимальный. Кейсы создаются на основе реальных речевых ситуаций либо на материале, максимально приближенным к реальности5. Например, в рамках ролевой игры 4 Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000. 5 Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического вуза: Труды II Всероссийской научно-методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях 4 презентовать   информацию   о   недавно   вышедших   в   прокат   фильмах.   Этот метод позволяет изучить особенности русского делового общения и речевого этикета.   Моделирование   речевых   коммуникаций   позволяет   обеспечить результативность,   экономичность   (за   наименьшую   единицу   времени   с наименьшими   усилиями   усваивается   больший   объем   материала), эргономичность и высокую мотивацию учащихся к освоению языковых норм6. Современный этап в образовании характеризуется движением вперед, инновациями, развитием, поэтому под наиболее успешным понимается такое обучение, которое учитывает предшествующий методический опыт и в то же время   использует   современные   технологии.   Наибольшую   значимость приобретает коммуникативный подход, преследующий единственную цель – выход   в   реальное   общение.   Активизировать   общение   учащихся   на   этапе усвоения новых языковых норм позволяет еще один инновационный метод ­ мультимедийное обучение, то есть такое, которое производится посредством   современных   цифровых   технологий.   Данные мультимедиа   средств, технологии позволяют представлять информацию не только в печатном виде, но   и   в   виде   изображений,   видео­   и   аудиоматериалов,   анимации.   Согласно теории   Аллана   Пайвио,  представление   информации,  задействующее   разные каналы восприятия, визуальные и вербальные, существенно повышает процент усвоения учебного материала7.  Распространение   компьютерных   технологий,   современные   методики обучения,   позиция   учащегося   как   субъекта   образовательных   отношений   и информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. - Красноярск, 2000. 6 Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка [Текст] // Русская словесность. – 2000. - № 5. – С. – 16 – 19. 7 Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа /.М.: изд-воРУДН, 2009.209с. 5 необходимость создания языковой среды подтолкнули ученых методистов к созданию   принципиально   нового   типа   средств   обучений   –   электронных учебников. «Переход на продуктивные формы учебной работы ... требует и   который   принято принципиально   нового     учебника, типа называть инновационным   УМК»,   таким   современным   учебным   пособием   в настоящее время становится электронный учебник8.   Важнейшей   инновацией   языкового   обучения   становится   перемещение данного процесса в формат веб­страницы, позволяющей организовывать его в виде обучающей игры, которая всегда являлась мощнейшим дидактическим стимулом.     Сегодня   уже   существует   опыт   создания   целых   электронных курсов   по   русскому   языку   («Уроки   Кирилла   и   Мефодия»,   «Фраза»), обеспечивающих необходимую интерактивность и деятельностный подход в образовании.   Формы   проведения   уроков   с   использованием   электронных средств обучения сегодня уже не являются технологиями завтрашнего дня, они активно используются в образовательном процессе. В то же время это требует от учителя определенной информационной подготовки. Совокупность мультимедиа   технологий   и   подготовки   учителя   позволяют   сделать обучающую   игру обязательным   компонентом   каждого   урока   при   обучении разным аспектам речевой деятельности русского языка. Обозначенные   выше   проблемы   в   обучении   русскому   языку   в   школе позволяют говорить о том, что работы по совершенствованию речи на уроках русского языка и литературы в школе недостаточно, а способом их решения должна   стать   языковая   работа   на   всех   уроках,   включенных   в   школьную программу.  В   современном   образовании   есть   понятие   интегрированных   уроков, когда занятие перестает быть узконаправленным (только русский язык или 8 Руденко-Моргун О. И. Принципы моделирования и реализация электронного учебно-методического комплекса по русскому языку на базе технологий гипермедиа /.М.: изд-воРУДН, 2009.209с. 6 только   история),   а   соединяет   в   себе   разные   предметы   (русский   язык   + история), то есть на уроках истории используются фрагменты специальных знаний о русском языке. Так, например, при изучении темы «Октябрьская революция» по истории уместно вспомнить и о том, что после Революции происходит   увеличение   количества   сложносокращенных   слов,   и   привести пример   появившихся   в   это   время   имен   собственных:   Даздраперма.   Такой пример вызовет эмоциональный отклик у учащихся: что это за слово и что оно обозначает? Как ее называли ласково? Даздрочка? В то же время, создаст повод   поговорить   об   образовании   сложносокращенных   слов.   А   при подготовке   к   уроку   у   учителя   истории   возникнет   необходимость консультации   с   учителем   русского   языка,   что   еще   более   укрепит   их взаимодействие.   Таким   образом,   совместная   деятельность   учителей, преподающих   разные   предметы   в   школе,   должна   быть   направлена   на совершенствование языковой компетенции учащихся. Способов воплощения данного   направления   существует   огромное   количество,   а   результатом неизбежно станет повышение языковой грамотности учащихся. Современный   подход   к   языковому   обучению   основан   на текстоцентрическом принципе,  предполагающем, что весь процесс обучения базируется на тексте как результате речевой деятельности, средстве обучения и   формирования   всех   видов   компетенций.   Данный   принцип   обучения русскому языку обусловливает смещение акцентов с языкового образования   как   важнейшую   составляющую   личностно­ на   речевое   развитие, ориентированного   обучения.   По   мнению   М.М.Бахтина,   «пространство культуры – это пространство языка, речи. За каждым текстом стоит система языка.   В   тексте   ей   соответствует   все   повторенное   и   воспроизведенное   и повторимое и воспроизводимое, все, что может быть дано вне данного текста (данность)»9.  9 Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. // Вопросы литературы. – 7 Данный  подход  организует  и  практическую  направленность  обучения русскому   языку,   так   как   на   основе   текста,   происходит   усвоение   правил грамматики, культуры речи, основ коммуникации. При этом основные усилия сосредотачиваются не на многократном повторении и запоминании правил, а на отработке умения практически определять разнообразные грамматические формы и значения и правильно оперировать ими.  Основной   базой   для   формирования   умений   школьников   строить собственное   высказывание   в   устной   или   письменной   форме,   а   также   для развития умения осуществлять все виды речевой деятельности служит анализ текста,   исследуя   который,   учащиеся   эмпирически   осознают   системность языка, открывают ее закономерности и учатся грамотно строить собственные высказывания. Такое обучение расширяет и углубляет содержание школьного курса предмета «Русский язык» за счет введения комплекса речеведческих понятий,  так   как   от  степени   сформированности   связанных  с  ними   умений зависят качество  и  результаты обучения  по  другим учебным предметам, а также развитие личности в целом. Исходя из этого, текст является не только дидактической единицей  обучения, но и необходимой основой для любого вида речевой деятельности: аудирования, говорения, письма, чтения.  Текстоцентрическое   обучение   является   связующим   звеном   между речевой деятельностью и осмыслением и анализом единиц языка в единстве их функции,   значения   и   формы.  Использование   целых   текстов   в   обучении позволяет обогатить и другие, традиционные темы курса. Ученик получает возможность   узнать   о   текстообразующих   функциях   привычных   языковых единиц. Например, при изучении синонимических и антонимических средств языка   обращается   внимание   на   то,   что   они   выступают   как   средство межфразовой   связи   и,   служат   для   выражения   различных   смысловых отношений между предложениями в тексте; при изучении глагольного вида 1976. - № 10. - С. 34. 8 рассматриваются функции грамматических повторов, которые обеспечивают временное единство текста и т.д. Кроме того, использование целого текста позволяет   наглядно   показать   все   художественно­изобразительные возможности русского языка. Таким   образом,   реализация   идей   Концепции   филологического образования требует глубокого понимания специфики личности современного ребенка   в   контексте   принципиально   важных   изменений,   произошедших   в человеческом   сообществе   вообще   и   в   российском   обществе,   в   частности. Поэтому школа сегодня обязана развивать способности ученика реализовать себя   в   новых   динамичных   социально­экономических   условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Характеристиками такой личности становятся владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию и коммуникабельность. А методика и методология   процесса   развития   такой   личности   сформулирована   в Концепции. Использованная литература: 1. Бахтин   М.М.   Проблема   текста   в   лингвистике,   филологии   и других   гуманитарных   науках.   Опыт   философского   анализа.   // Вопросы литературы. – 1976. ­ № 10. ­ С. 34. 2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. С. 3. 3. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000. 4. Руденко­Моргун   О.   И.   Принципы   моделирования   и   реализация электронного   учебно­методического   комплекса   по   русскому языку   на   базе   технологий   гипермедиа   /.М.:   изд­воРУДН, 2009.209с. 5. Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сase Study в профессиональном обучении студентов педагогического 9 вуза: Труды II Всероссийской научно­методической конференции "Образование XXI века: инновационные технологии диагностика и управление в целях информатизации и гуманизации", Красноярск, май 2000 г. / О.Г.Смолянинова. ­ Красноярск, 2000. 6. Шипачёва Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка [Текст] // Русская словесность. – 2000. ­ № 5. – С. – 16 – 19.                 ФГКОУ МКК  "Пансион воспитанниц МО РФ"    воспитатель Зюбина Л.И.                            10

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"

Статья"Способы повышения речевой и языковой культуры у учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019