муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 244»
344020 г. Ростов-на-Дону ул. Волжская, 19 тел. 254-56-11, E-mail: d.sad244@mail.ru
STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста
Образовательный модуль «Лего-конструирование»
Возраст детей, на которых рассчитана программа, 3–4 года.
Срок реализации
программы 1 год.
Подготовила: |
воспитатель высшей |
квалификационной |
категории-Пластун Л. И. |
Пояснительная записка.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.
Такими играми нового типа являются LEGO-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Актуальность
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Новизна программы
заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.
Интегрирование различных образовательных областей в кружке «ЛЕГО-конструирование» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому.
LEGO-конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества. Повышается самооценка через осознание «я умею, я могу», происходит настрой на позитивный лад, снимается эмоциональное и мышечное напряжение.
Педагогическая целесообразность
программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Цель
Развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
· формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности;
· приобщить детей к миру технического изобретательства;
· развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
Отличительные особенности
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. Оно объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Программа рассчитана на возраст детей 3–4 года.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий во второй младшей группе – 15 минут.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма организации занятий:
· индивидуальная;
· групповая;
· фронтальная.
Методы и приемы.
Методы |
Приёмы
|
Наглядный |
Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно- рецептивный |
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный |
Воспроизводство знаний и способов деятельности. Форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу. |
Практический |
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный |
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный |
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой |
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый |
Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Планируемые результаты
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
· у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
· у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
· ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
· ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
· ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
· ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
· знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; он способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Оценочные материалы
Изучение результативности работы педагога строится на основе входной и итоговой педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка, и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей.
(Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Педагогический мониторинг проводится в форме наблюдений и заносится
в таблицу (Приложение 1).
Критерии оценок результативности определяются на основании содержания программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
1. Побуждение:
· интерес к данному виду деятельности.
2. Знание представления:
· название цвета детали;
· название формы детали.
3. Умения:
· группировка деталей по цвету, по форме;
· скрепление деталей разными способами;
· построение элементарных построек по образцу, по условиям, по творческому замыслу;
· -простейший анализ постройки;
· работа в паре, в группе;
· обыгрывание постройки.
4. Итоговый мониторинг результатов – это индивидуальная творческая работа (создание, презентация собственной модели).
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Январь |
||
1. |
Знакомство с ЛЕГО-конструктором |
1 |
2. |
Ворота для заборчика |
1 |
3. |
Пирамидка |
1 |
4. |
Башенка |
1 |
Февраль |
||
5. |
Здравствуй, лес |
1 |
6. |
Теремок |
1 |
7. |
Разные домики |
1 |
8. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Март |
||
9. |
Мебель для комнаты |
1 |
10. |
Мебель для кухни |
1 |
11. |
Печка |
1 |
12. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Апрель |
||
13. |
Ракета |
1 |
14. |
Луноход |
1 |
15. |
Космонавты |
1 |
16. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Май |
||
17. |
Загон для коров |
1 |
18. |
Грузовая машина |
1 |
19. |
Домик фермера |
1 |
20. |
Мельница |
1 |
Сентябрь |
||
21. |
Машина с прицепом |
1 |
22. |
Пожарная машина |
1 |
23. |
Кораблик |
1 |
24. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Октябрь |
||
25. |
Детская площадка |
1 |
26. |
Горка для ребят |
1 |
27. |
Все работы хороши |
1 |
28. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Ноябрь |
||
29. |
Утята в озере |
1 |
30. |
Волшебные рыбки |
1 |
31. |
Мостик через речку |
1 |
32. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Декабрь |
||
33. |
Животные в зоопарке |
1 |
34. |
Вольер для тигров и львов |
1 |
35. |
Крокодил |
1 |
36. |
Конструирование по замыслу |
1 |
Итого
|
36 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Тема |
Цели |
Основные формы работы |
Знакомство с LEGO-конструктором |
Познакомить с LEGO-конструктором (кирпичик, лапка, клювик). Закреплять знания цвета и формы. |
Беседа. Практическая работа. |
Ворота для заборчика |
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
Беседа. Практическая работа. |
Пирамидка |
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
Беседа. Практическая работа. |
Башенка |
Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору. |
Беседа. Практическая работа.
|
Здравствуй, лес |
Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать образец. |
Беседа. Практическая работа. |
Теремок |
Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей: медведя, лисы, зайца. Учить строить дом из LEGO-конструктора. |
Беседа. Практическая работа.
|
Разные домики |
Закреплять умение строить домики. |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Мебель для комнаты |
Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. |
Беседа. Практическая работа. |
Мебель для кухни |
Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели. |
Беседа. Практическая работа. |
Печка |
Познакомить с русской печкой. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора. |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу. |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Ракета |
Рассказать о космосе. Формировать умение строить ракету. |
Беседа. Практическая работа. |
Луноход |
Рассказать о луноходе. Учить строить из деталей конструктора. |
Беседа. Практическая работа. |
Космонавты |
Продолжать знакомить с космосом. Учить строить космонавтов из мелких деталей. |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки; формировать умение заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Загон для коров |
Закреплять понятия «высокий», «низкий». Учить выполнять задания по условиям. Развивать творчество, воображение, фантазию. |
Беседа. Практическая работа. |
Грузовая машина |
Учить создавать простейшую модель грузовой машины. Выделять основные части и детали. |
Беседа. Практическая работа. |
Домик фермера |
Формировать обобщенные представления о домах. Учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными. Развивать умение выделять части: стены, пол, крыша, окно, дверь. Познакомить с понятием «фундамент». |
Беседа. Практическая работа. |
Мельница |
Рассказать о мельнице. Развивать воображение, фантазию. |
Беседа. Практическая работа. |
Машина с прицепом |
Учить строить машину с прицепом. Развивать навыки конструирования. |
Беседа. Практическая работа. |
Пожарная машина |
Познакомить с профессией пожарного. Учить строить пожарную машину. |
Беседа. Практическая работа. |
Кораблик |
Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку. Развивать внимание, навыки конструирования. |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Детская площадка |
Показать детскую площадку. Построить песочницу, лесенки |
Беседа. Практическая работа. |
Качели для ребят |
Продолжать знакомить с детской площадкой. Развивать память и наблюдательность. |
Беседа. Практическая работа. |
Все работы хороши |
Познакомить с разными профессиями: врач, полицейский, дворник. Учить отличать их по внешнему виду. Воспитывать уважение к труду взрослых. |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Утята в озере |
Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят. |
Беседа. Практическая работа. |
Волшебные рыбки |
Рассказать о рыбках. Учить строить рыб из конструктора. |
Беседа. Практическая работа. |
Мостик через речку |
Учить строить мостик, точно соединять строительные детали |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Животные в зоопарке |
Рассказать о зоопарке. Учить строить утку, слона |
Беседа. Практическая работа. |
Вольер для тигров и львов |
Учить всем вместе строить одну поделку. |
Беседа. Практическая работа. |
Крокодил |
Продолжать знакомить с зоопарком. Учить строить крокодила. |
Беседа. Практическая работа. |
Конструирование по замыслу |
Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Беседа. Практическая работа. |
Приложение 1
Мониторинговая карта по ЛЕГО-конструированию во второй младшей группе в _________ уч. г.
№ |
Фамилия имя ребёнка |
Называет цвет деталей |
Называет детали |
Скрепляет детали конструктора «Дупло» |
Строит элементарные постройки по творческому замыслу |
Строит по образцу |
Точность скрепления и скорость выполнения |
Итого |
||||||||
|
|
Н. г |
К. г |
Н. г |
К. г |
Н. г |
К. г |
Н. г |
К. г |
Н. г |
К. г |
Н. г |
К. г |
Н. г |
К. г |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого
все предложенные задания.
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания,
только с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные формы занятий и приемы работы с обучающимися.
· Беседа
· Познавательная игра
· Задание по образцу
· Творческое моделирование
Деятельность детей первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ.
Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на занятии, так и оценка, отражающая его творческие поиски. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Все занятия проходят в группах с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Педагог подходит к каждому ребенку, разъясняет непонятное. В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. В середине занятия проводится физминутка для снятия локального и общего утомления. Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Учебно-методические средства обучения
1. Учебно-наглядные пособия:
· схемы, образцы и модели;
· иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
· мультимедийное сопровождение по темам.
2. Оборудование:
· тематические наборы конструктора LEGO;
· компьютер
· интерактивная доска.
Список литературы
1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48–50.
2. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. – 56 с.
3. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.
4. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.
5. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.
6. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.
7. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52–54.
8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.
9.Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009–2010
10.Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) - М., Просвещение, 2012
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.