Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 113.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Стихи А. Барто. Сатира или юмор?
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Работа с текстом до чтения.
– Почему стихи А. Барто включены в «Путешествие 13»? Как они помогают
разгадать тайну юмора и сатиры?
– Что вам известно о поэтессе?
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
1– О какой стороне поэзии А. Барто говорит стихотворение «Cнегирь»?
(Поэтлирик, но, создавая образы героевдетей, поэтесса постоянно улыбается.)
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
– Каков может быть характер стихотворений «Докладчик», «Требуется друг»?
Почему вы так думаете?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение стихотворений А. Барто.
– Какой общий заголовок вы бы дали к этим стихотворениям Агнии Барто –
«Юмористические портреты» или «Сатирические портреты»? Почему?
2) Выразительное чтение стихотворений.
– Над чем смеётся поэтесса в каждом из этих стихотворений?
– Как она это делает?
– Удалось ли вам при чтении сохранить сатирическую направленность стихов?
Работа с текстом после чтения.
1) Самостоятельная работа учащихся в группах с сатирическими портретами А.
Барто. (Ребятам могут быть предложены стихи «Леночка с букетом», «Шефы»,
«Особая арифметика», «Рыцари», «Про один квартет», «Копейкин», «Вежливый
поступок» и др.)
Стихотворение обсуждается в группе по плану:
а) прочитайте стихотворение;
б) каков главный герой – найдите точные слова;
в) каковы другие герои;
г) решите вместе, о каких ребятах эти стихи, над чем смеётся автор;
д) прочитайте стихотворение так, чтобы это поняли и слушатели.
2) Составление коллективного портрета антигероя А. Барто.
3) Ответ на вопрос 3 учебника (с. 161).
© ООО «Баласс», 2015
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Выучить наизусть одно из сатирических стихотворений А. Барто.
© ООО «Баласс», 2015
3Урок 114.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Внеклассное чтение.
Тема: «Не про меня ли это?» Весёлые произведения В. Голявкина, И. Пивоваровой, О. Кургузова и др.
Начать урок можно с чтения наизусть сатирических портретов, созданных А. Барто.
На уроке читаются и обсуждаются стихи и рассказы современных авторов В. Голявкина («Никакой я горчицы не ел» и
другие рассказы), О. Кургузова («День рожденье вверх ногами» и другие рассказы), И. Пивоваровой (стихи, «Рассказы
Люси Синицыной, ученицы 3 класса» и другие).
Книги для этого урока внеклассного чтения должны быть написаны современными авторами и быть в первую очередь
весёлыми, наполненными юмором.
Домашнее задание.
К следующему уроку внеклассного чтения – найти и прочитать сборник стихов (подборку) любимого поэта, одно
стихотворение выучить наизусть.
© ООО «Баласс», 2015
4