Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 120.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Стихи Н. Матвеевой
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Проверка домашнего задания.
Чтение и обсуждение придуманных ребятами миниатюр.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
1. Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
11) Чтение авторского текста – с. 175 учебника.
2) Подготовка к чтению стихов Новеллы Матвеевой.
– В какой мир мы попадаем?
– С какими героями встретимся? Какими вы их себе представляете?
– Вспомните героев её стихотворения «Пираты».
– Сказочные они или реальные?
– Можно ли ещё до чтения выделить общее для стихов Н. Матвеевой
(с. 176–180)?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение стихотворения «Девочка и пластилин».
– Какое стихотворение В. Долиной вы вспомнили?
– Докажите, что об одном и том же поэтессы пишут поразному.
– Найдите строки, которые можно противопоставить.
В. Долина: Н. Матвеева:
Ах, какой ты славный! Ты их любишь маловато!
… взрослый Ты их лепишь грубовато...
Так слепить не может и т.д.
– Отчего тяжко вздыхает девочка?
– Станут ли в конце концов слепленные из пластилина игрушки её друзьями?
Почему вы так думаете?
Выразительное чтение стихотворения.
2) Самостоятельное чтение стихотворения «Было тихо…».
Беседа после чтения:
– Почему в названии стихотворения стоит многоточие?
– Как можно играть с этим стихотворением? (Продолжить наполнять тишину
ночи звуками до бесконечности.)
– Понаблюдайте, как осторожно, вкрадчиво наполняется ночь звуками, как
© ООО «Баласс», 2015
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2постепенно эти звуки усиливаются. Как это можно передать при чтении
стихотворения?
Выразительное чтение стихотворения.
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
3) Самостоятельное чтение стихотворения «Нерешительные».
Беседа после чтения:
– Какое это стихотворение?
– Что вызывает нашу улыбку?
– Можно ли стихотворение назвать шуткой? Дразнилкой?
– Слышим ли мы голоса лягушек?
– Чьи ещё?
– Прочитайте стихи «полягушачьи», «почеловечьи».
– В чём разница между такими прочтениями?
4) Самостоятельное чтение стихотворения «Путешественник».
Беседа после чтения:
– Увидит ли когданибудь Тарасик Острова?
– А отправится ли в новое плавание? Какое повторяющееся слово это
подтверждает? (Снова.)
– Что говорит об этом автор? Что думаете вы?
– Проследите, как сжимается действие в стихотворении.
– Какие чувства вызывает у вас герой стихотворения? Вам его жаль или вы ему
завидуете? Почему?
– Прочитайте стихотворение выразительно.
Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися:
Вопросы 2, 5 учебника (с. 181).
2) Выразительное чтение стихотворений по выбору учащихся.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2015
3Задание 3 учебника (с. 181).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
IV. Домашнее
задание.
Выучить наизусть одно из стихотворений Н. Матвеевой, по желанию –
выполнить задание 4 учебника, ответить на вопрос 6 (с. 181).
© ООО «Баласс», 2015
4