Цель смыслового чтения -
умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)
Основные умения смыслового чтения:
осмысливать цели чтения;
выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
определять основную и второстепенную информацию;
свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Работа с текстом ведётся:
на уроках литературного чтения
на уроках русского языка
на уроках математики
на уроках изобразительного искусства
на уроках окружающего мира
на уроках технологии
Смысловое чтение
- Какие основные этапы нельзя пропускать?
Работа с незнакомыми словами
Работа с ключевыми словами
Работа со словами-образами
Работа с многозначными словами
Работа с фразеологизмами
Рассказ по предложению
Развитие читательского воображения
Диалог с автором текста
Техника чтения
Читаем и спрашиваем
Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
2.Ученики объединяются в пары.
3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.
4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.
Чтение с остановками
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка".
Ассоциативный куст
Цель: актуализация знаний, формирование установки на чтение. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся во время чтения (желательно) или сразу после чтения отмечают в тетради или высказывают свои ассоциации, предположения, ключевые слова содержания текста, а учитель фиксирует их на доске в виде схемы.
Читаем и спрашиваем
Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.
Чтение с пометками
Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
- Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Ромашка Блума
Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах).
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.
Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах//Школа 2013
Львов М.Р., Горецкий В.Г. Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.:2012
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.