Стратегия УСПЕХА
Оценка 4.7

Стратегия УСПЕХА

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
дефектология
2 кл—10 кл
11.10.2023
Стратегия УСПЕХА
Какими знаниями должен владеть современный педагог?Это наставник, который помогает ученику овладеть универсальными учебными действиями, способный обучать совместно детей нормотипичных и детей с ОВЗ.
статья .docx

 

                                           Краснова Елена Петровна

учитель-логопед, учитель начальных классов

                                   

 

Стратегия УСПЕХА

Раз в четыре года учитель начальных классов открывает свое сердце новым ученикам.

А какие они современные первоклассники? Это мальчишки и девчонки 6-8 лет, несущие на своих плечах начало 21 века – века мобильности, иных скоростей, иных жизненных ценностей.

Современный первоклассник имеет следующие особенности:

1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна (клиповое мышление).

3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение, более высокая самооценка. .И часто, неадекватно завышенная («Да! Я-такой!»- реакция на похвалу))

4. Зачастую наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых – как вариант самоуверенности во всех жизненных сферах.

5. У современных детей более слабое здоровье.

6. Они перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры, телефоны. И как следствие – дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

На уроках такие первоклассники зачастую невнимательно слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам; либо напротив дети сидят и играют в электронные игры (ведь многие приносят в школу свои гаджеты).

Такие особенности способствуют замедлению формирования устойчивой внутренней мотивации к учению.

Кроме этого, на сегодняшний день, поменялись запросы общества к выпускнику начальной школы и школы в целом.

Поэтому важно меняться и современному учителю, логопеду, психологу.

А какой он педагог 21 века? Это наставник, который помогает ученику овладеть универсальными учебными действиями, способный обучать совместно детей нормотипичных и детей с ОВЗ.

Таким образом, в современной системе образования меняется и ученик и учитель.

Но, несмотря на все перемены, всё же остаются дети, которые не хотят учиться, и заявляют это своим нежелательным, возмутительным поведением, в котором, чаще всего, содержится протест и желание обратить на себя внимание, заявить о себе, .что является нормальной и объяснимой поторебностью.

- Почему так происходит?

- Как заинтересовать такого ученика?

- Как запустить внутренние процессы мотивации?

- Как сделать так, чтобы мотивация стала устойчивой? Чтобы она усиливала продуктивность учебной деятельности ученика?

Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми, коммуникативными и психологическими нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя или

логопеда, что явилось бы стратегической ошибкой в построении маршрута коррекции

отдельно взятого ребенка. Для того, чтобы процесс обучения ребенка с ОВЗ был продуктивным,  необходимо глубокое взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, то есть необходим комплексный= холистический подход. Но  что делать, если эти специалисты не работают в общеобразовательном учреждении?

Для этого учителю важно понимать психолого-педагогическую сущность продуктивности учебной деятельности.

Продуктивность учебной деятельности в первую очередь связана с понятием работоспособности.

Работоспособность включает в себя 3 основных периода, которые зависят от функционального состояния организма: врабатывание, устойчивый период, утомление. Продолжительность фаз работоспособности зависит от возраста, состояния здоровья, соответствия предъявляемых требований возможностям ребенка. Графики работоспособности у детей и взрослых существенно различаются.

На стадии врабатывания работоспособность постепенно повышается, устанавливаются связи между нервными центрами, что сопровождается значительным напряжением и высокими энергозатратами. У учащихся младшего школьного возраста этот период длится в среднем 3-5 минут, у детей медлительных, со слабым типом нервной системы -  в 1,5-2 раза длиннее. Поэтому нецелесообразно планировать сложные задания на начало урока.

Устойчивый период характеризуется достаточно высоким качеством деятельности сравнительно невысокими напряжением и энергозатратами. У младших школьников стадия оптимальной работоспособности составляет от 15 до 25 минут. Именно на этот период должна приходиться основная учебная нагрузка. Затем постепенно нарастает утомление, однако ребенок усилием воли или функционального напряжения организма может продолжать работу (5-7 мин.). В связи с этим в физиологии существует понятие так называемого резерва. Используя резервные функциональные возможности, дети способны достичь достаточно высоких результатов, но следует помнить, что постоянная работа на пределе возможностей приводит к перенапряжению, физическому переутомлению, нервно-психическим расстройствам и возникновению хронических заболеваний. У детей резервные возможности на 40-70 % ниже, чем у взрослых.

Мне, как практика, который вынужден быть во все оружии, с различным контингентом учащихся (из 27 уч-ся: инофоны - 8 чел, ЗПР – 1 чел, СДВГ – 1 чел., РАС – 1 чел., ЗРР – 2 чел., нарушение сенсомоторной координации – 2 чел.), пришлось ознакомиться и выработать свою стратегию, свой педагогический подход, который позволяет добиваться достойных результатов. Чтобы понять, почему люди делают то, что они делают, и думают так, как они думают, холизм предполагает, что необходимо взглянуть на человека в целом. Вместо того, чтобы сосредотачиваться только на одном аспекте проблемы, необходимо признать, что различные факторы взаимодействуют и влияют друг на друга.

Давайте разберемся, какими знаниями, функционалом нужно владеть, чтобы провести эффективный урок, занятие с обучающей целью.

И так, дети – умны! – это аксиома. К сожалению, мало кто исповедует этот принцип, и поэтому, часто мы сами делаем «примитивные» вещи. Учителю проще донести материал как оратору. На какие только ухищрения не идем, а ребенок не хочет ничего усваивать и запоминать. Почему?

Очень важна позиция педагога на уроке. Необходимо все время быть во взаимодействии: нам важна включенность ребенка в процесс. Не стоит быть лектором, или аниматором. Педагог- это «курсор», модератор. Он моделирует учебные ситуации и провоцирует учеников на реализацию сценария по его правилам, через включенность каждого.

Можно слышать часто звучащую фразу; «Дети – наши учителя» - нет, не могу согласиться с этим! Так педагог теряет свою ответственность. Действительно, могут складываться сложные ситуации, когда не знаем, как подступиться, мы будем искать ключ к ее разрешению. Но МЫ– УЧИТЕЛЯ, обязательно найдем решение, и этот статус, желательно, никогда не ронять.

Теперь немного терминов. Для организации грамотного и эффективного (то есть максимально качественного учебного процесса) стоит уточнить некоторые понятия.

1)      Существует такое понятие как «способ мышления». Если провести градацию по возрастам, то получится приблизительно так: дети 2х лет (повторюхи) – предметно-манипулятивный или предметно действенный; 3х лет (эксперементаторы) – наглядно-образный; 4х лет (говоруны) – образный; 5-9,5 лет (истерики) – предположите……абстрактно-логически.

Причем, я скажу больше: способ мышления не изменится дальше  с возрастом, то есть мы с этого возраста всю жизнь будем мыслить абстрактно-логически. Это, конечно, не исключает критического, творческого и т.д. мышления.

Когда рождается ребенок, у него ведущим является правое полушарие, которое отвечает за личный опыт (поэтому они все исследуют) и за адаптацию ко всему новому: новый день, новые люди. Левое полушарие становится такой «бибилиотекой» куда складываются все эти знания, опыт и потом на базе этого «файла», который сохранился, мы уже что-то анализируем. Чем шире опытный путь у маленького ребенка, тем больше у него «библиотека». Когда дети начинают взрослеть (к 5-6 годам) у них правое и левое полушария начинают работать сообща и вот тут начинает работать абстрактное мышление. Когда «золотые руки» - два простых слова, а подразумевают человека, который мастерски выполняет свое дело. То есть абстрактное мышление возможно только при сбалансированной работе правого и левого полушарий.

2)      Следующее понятие- время глубокой концентрации (это время, когда нас могут услышать не отвлекаясь на другие мысли.

2 года 5-20 секунд

3 года 5-20 секунд

4 года 5-30 секунд

С 5 лет – предположите?! 5-45 секунд

И так будет всегда. И у нас с вами! Стоит понимать, что у детей СДВГ, ЗРР, ЗПР окно концентрации уже, чем у нормативных детей этого возраста. То есть глобально мы: включаемся и 45 секунд слышим, опять включаемся и 45 секунд воспринимаем сконцентрировано.

3)      Третье необходимое для нас понятие – время концентрации (это категория времени, когда можно тоже заниматься какой-либо деятельностью достаточно эффективно, но это не требует максимального сосредоточения. Например: мы на педсовете, но не все время сконцентрированы максимально, то есть наши мысли «улетают», но мы не теряем сути происходящего и, после внутреннего отвлечения мы включаемся в общую цель. В процессе урока это время обычно отводится на упражнение, практическую работу, закрепление.

И так, время концентрации в два года – 1,5-2 минуты, в три года 2-3 минуты, в 4 года 3-5 минут, с 5 до 9,5 лет –давайте предположим? До 7 минут. То есть нужно «ухватить» вот те секунды глубокой концентрации, чтобы дать инструкцию, которая будет усвоена. А закрепить их, отработать в минуты концентрации внимания. А вот как это сделать, как не идти в разрез с тем, что заложено природой, как не поломать ребенка, на это укажет знание еще одной категории

4)      Ключевая задача возраста

2хлетки – исследовать мир вокруг себя

3хлетки – отделиться, противопоставить себя окружающим

4хлетки – вселиться в социум

5-9,5 лет – как думаете? Оттачиваются отношения в социуме, близко понятие «экстрим вождения» в социуме, манипулируют взрослыми и детьми, дружат кланами, или против кого-то, могут проявлять крайности в общении: вместе с кем-то дружить против кого-то.

Наша задача, как учителя, чтобы помимо знаний, дети овладели необходимыми для дальнейшей жизни навыками. А при обучении любом предмету можно научить приблизительно 130 навыкам. Особенно ценны навыки, которые пригодятся ребенку в его дальнейшей жизни: грамотная речь, уверенность, познавательная активность, увлеченность… Педагогу есть о  чем говорить и как говорить, причем как говорить иногда даже ВАЖНЕЕ.

Исходя из структуры возрастных особенностей мышления, концентрации внимания и ключевой задачи возраста, строится комплексный холистический подход к преподаванию и особому алгоритму проведения урока, в процессе которого будут участвовать дети с разным поведенческим, медицинским и социальным статусом.

Комплексный, холистический, подход успешно сочетает в себе опосредованную «прокачку» работы структур головного мозга, здоровьесбережение и физическую активность. Применение данного метода способствует устранению нарушений речевого развития, улучшению памяти, самоконтроля поведения, концентрации внимания, у детей повышается уверенность в своих силах.                                                                                                      

 Итог подведу словами Каменского:  «Хороший учитель даст ученику готовую истину… А отличный – поможет эту истину открыть ученику самому.»


 

Краснова Елена Петровна учитель-логопед, учитель начальных классов

Краснова Елена Петровна учитель-логопед, учитель начальных классов

На уроках такие первоклассники зачастую невнимательно слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры

На уроках такие первоклассники зачастую невнимательно слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры

Для того, чтобы процесс обучения ребенка с

Для того, чтобы процесс обучения ребенка с

Чтобы понять, почему люди делают то, что они делают, и думают так, как они думают, холизм предполагает, что необходимо взглянуть на человека в целом

Чтобы понять, почему люди делают то, что они делают, и думают так, как они думают, холизм предполагает, что необходимо взглянуть на человека в целом

Левое полушарие становится такой «бибилиотекой» куда складываются все эти знания, опыт и потом на базе этого «файла», который сохранился, мы уже что-то анализируем

Левое полушарие становится такой «бибилиотекой» куда складываются все эти знания, опыт и потом на базе этого «файла», который сохранился, мы уже что-то анализируем

Оттачиваются отношения в социуме, близко понятие «экстрим вождения» в социуме, манипулируют взрослыми и детьми, дружат кланами, или против кого-то, могут проявлять крайности в общении: вместе…

Оттачиваются отношения в социуме, близко понятие «экстрим вождения» в социуме, манипулируют взрослыми и детьми, дружат кланами, или против кого-то, могут проявлять крайности в общении: вместе…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2023