Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«МОУ Школа № 101 г.Донецка»
Конспект урока на тему:
«СТРОЕНИЕ БИОСФЕРЫ»
6 класс
Составил учитель географии
Коваленко В.А.
Донецк-2021
Урок 6 класс
Тема: Строение биосферы.
Цель:Сформировать знания учащихся о биосфере; дать представление о распространении организмов на Земле.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с понятием«биосфера» и её составе.
2.Углубить представление о распространении организмов на Земле, их значении для нашей планеты.
3. Продолжить формирование умений учащихся выделять главное, существенное в тексте, обобщать и систематизировать знания.
4. Развивать коммуникативные способности учащихся.
5. Воспитывать бережное отношение учащихся к природе.
Тип урока:комбинированный.
Основные понятия: биосфера, живое вещество; геологическая роль живого вещества; многообразие живых организмов.
Оборудование:учебное пособие 6кл., физическая карта мира; климатическая карта мира.
Ход урока
I. Организационный этап урока.
II. Проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос учащихся:
-Что такое гидросфера,
-Состав гидросферы,
-Мировой океан и его части,
-Река, ее части,
-Озера, виды озер,
-Подземные воды,
-Ледники, их образование.
2. Задание у доски (2 уч-ся):
1) Значение гидросферы (зарисовать схему).
2) Задание по карте.
-Приведите примеры и покажите на карте:
крупные моря, озера, реки, водохранилища.
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Прежде чем перейти к изучению четвертой оболочки Земли – биосфере, давайте вспомним, какие оболочки вы изучали.
1. Что называется литосферой?
2. Что называется гидросферой?
3. Что называется атмосферой?
4. Какие условия необходимы для жизни растений и животных?
IV. Изучение нового материала.
1.Биосфера – это оболочка Земли, в которой существуют живые организмы.
-К биосфере относятся:
1. растения,
2. животные - все живые организмы нашей планеты – Земля.
3. человек.
-Значение биосферы( уч-ся предлагают свои ответы).
2. Состав биосферы ( рассмотреть схему):
Состав биосферы
Живые организмы изменяют состав и строение поверхностных оболочек нашей планеты. Они играют огромную роль в создании и регулировании газового состава атмосферы(зеленая растительность уменьшает количество углекислого газа и обогащает кислородом).
Химические и газовый состав гидросферы во многом обусловлен деятельностью организмов. Водные организмы поглощают и накапливают в своем теле различные вещества, находящиеся в воде, в том числе и те, кот. человек еще не смог обнаружить.
Организмы изменяют рельеф (зарастание озер, возникновение коралловых построек и т.д.), разрушают и видоизменяют ранее образовавшиеся горные породы и минералы и создают новые.
Уникальна роль живых организмов в создании почв. Они преобразуют гор. породы в почву. От накопления органических остатков и количества микроорганизмов зависит образование гумуса и плодородие почв.
3.Органический мир нашей планеты многочислен и разнообразен:
1. бактерии,
2. мхи,
3. лишайники,
4. бактерии,
5. растения,
6. животные.
-Рассмотреть рисунок (таблицу) «Органический мир».
Животные и растения распространены не только на суше, но и в Мировом океане, который является самой большой средой обитания организмов. По растительности океан гораздо беднее суши. В океанах и морях мало цветковых растений. Большая часть морских растений – это водоросли. Животный мир океанов и морей богат и разнообразен (рис. 39, стр. 54).
V.Закрепление изученного материала
1.Фронтальный опрос учащихся:
-Что такое биосфера
-Состав биосферы.
-Значение живых организмов.
-Состав органического мира нашей планеты.
2.Задание в тетради: Раскройте взаимосвязь биосферы с другими оболочками Земли (стр.164 задание 2) письменно.
vi. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
-Сегодня на уроке:
-я узнал…
-я научился…
-я не понял…
-мне понравилось…
- Выставление оценок учащимся.
VII. Домашнее задание:
-выучить стр.161-163, конспект, таблицы;
-составить кроссворд «Биосфера».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.