СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.8

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
математика +2
Взрослым
11.01.2017
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ
Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности. Изложенные в материале положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
патриотизм.docx
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ     «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины». К.Д . Ушинский           Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине.   Мы   храним   историю   и   культуру   края   и   свято   чтим   память   о   Великой отечественной «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».        Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда­то отец. За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру,   неповторимый   менталитет   как   образ   мысли   и   образец   поведения   в отношении к соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы». Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях?  Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее   достижения,   участвует   в   ее   созидании,   его   отношение   к   Родине   — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет? Если среда перестала быть естественно­ патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что   мы   сегодня   эксплуатируем?   Если   не   высокие   социальные   смыслы   служения Отечеству, а лишь естественно­природные (животные) потребности стали движущей силой   действий   большинства   сограждан?   Тогда   —   Отечество   в   опасности   и воспитывать   патриотов   необходимо!».       Научить   детей   не   презирать,   а   любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной («любить Россию в непогоду»), а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, работать во целенаправленно, имя процветания родной земли сумеет не любой педагог. К сожалению, баллами ЕГЭ не измерить ни патриотизм, ни профессиональную направленность  будущих студентов­педагогов.   А   школа   нуждается   в   личности,   которая   сможет   вести воспитательную   работу   осознанно,   талантливо   и профессионально. Этому можно научиться — этого нужно захотеть!            Важным   фактором   формирования   патриотизма   у   обучающихся   является школьное историческое образование. Содержание курса истории активно влияет на мотивы поведения учащихся, на воспитание их нравственных качеств. Привлечение школьников в процессе учебной работы к личностной и нравственной оценке тех или иных исторических явлений и действий людей представляет собой своеобразный вид социальной практики: «История — школа поведения. В прошлом люди ищут и находят нужные образцы. Человек смотрит в минувшее, как в зеркало, он видит там чужие судьбы, но соотносит их со своей судьбой, с тем, что происходит вокруг» (А. Гулыга).                    При характеристике патриотического воспитания, как системы, мы опираемся на две мировоззренческие позиции.  Первая означает декларацию намерения принять воспитание   за   нечто   целое,   выделить   в   нем   составляющие   его   элементы   с последовательным анализом всех этих элементов в нескольких типичных вариантах их   взаимодействия   (исследование   одномоментного   статического   состояния воспитания   как   объекта   познания).   Вторая   —   признание   системности   за качественную характеристику воспитания с описанием ее качественных системных характеристик:   его   целостности,   структурности,   взаимозависимостей   системы   и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы.         Согласно первой позиции  мы определяем структуру системы патриотического воспитания школьников. Согласно второй мировоззренческой позиции и с учетом результатов исследования В.И. Лутовинова о состоянии, проблемах и направлениях развития   системы   патриотического   воспитания,   мы   выделяем   следующие сущностные   характеристики   системы   патриотического   воспитания   школьников: многофакторность,   длительность,   перспективность   комплексность,   преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.   Многофакторность   системы   —   первая   сущностная   характеристика   патриотического   воспитания   школьников.   Многофакторность   данного   феномена определяется   наличием   многочисленных   факторов   внутренней   и  внешней   среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено­целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.   Систематичность и длительность –   вторая сущностная характеристика   патриотического   воспитания   школьников   –   предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:   целеполагание   и   планирование   процесса   патриотического   воспитания   школьников, его основных стадий и этапов его реализации;   отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов,   средств;   –   организацию   процесса   патриотического   воспитания школьников;    контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников; – определение   основных   направлений   коррекции   процесса   патриотического воспитания школьников;   принятие управленческих решений;    прогнозирование   дальнейшего   хода   процесса   патриотического   воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.     Длительность как сущностная характеристика  патриотического воспитания   школьников   реализуется   как   целесообразная,   плановая,   комплексная реализация   процесса   патриотического   воспитания   школьников,   с   учетом возрастных,   индивидуальных,   национальных   и   конфессиональных   особенностей школьников   в   условиях   непрерывного   изменения   личности   школьника   и образовательной   среды,   коррекции   и   прогнозирования     хода   процесса патриотического   воспитания   школьников   и   динамики   патриотической воспитанности школьников. Перспективность – третья сущностная характеристика патриотического   воспитания   школьников   —   определяет   возможную   успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса. Данная характеристика отражает необходимость   и   возможность   ставить   отдаленные   и   близкие   цели,   планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты. Комплексность   —   четвертая   сущностная   характеристика   патриотического воспитания школьников — позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций.   Эта   характеристика   отражает   взаимоувязанность   и   полноту   различных типов,   направлений,   форм,   методов,   средств   патриотического   воспитания школьников.                       Ступенчатость   —   пятая   сущностная   характеристика патриотического   воспитания   школьников   характеризует   последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений   о   патриотизме   —   к   высшему   ценностно­смысловому   проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение   процесса   патриотического   воспитания   от   знаний   о   патриотизме   и создания мотивации патриотически­ориентированного поведения до формирования опыта   собственно   патриотической   деятельности.   С   нашей   точки   зрения, приведенные характеристики являются сущностными и могут быть применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не достаточные. Учет требований   общих   принципов   воспитания   и   специфических   принципов патриотического   воспитания   школьников   побуждает   нас   дополнить   перечень сущностных   характеристик,   такими   как   целостность.   Целостность   —   шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников — означает завершенность,   тотальность,   цельность   и   собственная   закономерность   вещи. Опираясь на определение философского словаря, мы рассматриваем целостность системы   патриотического   воспитания   школьников   как   важнейшую   сущностную характеристику, обеспечивающую цельность и завершенность процесса  патриотического воспитания школьников в единстве всех его стадий и    Целостность   процесса   патриотического   воспитания   школьников этапов. определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и   единством   всех   целенаправленных   воспитательных   воздействий.   Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:            –   во­первых,   в   единстве   и   самостоятельности   процессов   (стадий,   этапов, ситуаций) его образующих;        – во­вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;       – в­третьих, в наличии общего и сохранении специфического.       Активность – седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников   характеризует   деятельность   педагогов   как   целенаправленную, мотивированную,   эмоционально­окрашенную   инициативную   и ситуативную   при   высоком   уровне   владения   педагогом   способами   и   приѐмами действий.   Такая   активность   означает   и   активный   двусторонний   характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится   активным   участником   и   субъектом   этого   процесса.   По   словам   Э.В. Ильенкова   «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне — той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не   есть   еще   человеческая   индивидуальность»1.   Таким   образом,   сущностными   осознанную, характеристиками   системы   процесса   патриотического   воспитания   школьников являются:      –  целостность;      –  систематичность и длительность,      –  перспективность, – комплексность,      –  ступенчатость, – активность,       – полифункциональный характер.           Среди важнейших сущностных характеристик патриотизма, исследователями были выделены следующие.           Вo­первых,   патриотизм   представляет   одну   из   наиболее   значимых   ценностей, присущую всем сферам жизни общества и государства, характеризующуюся высшим уровнем   развития   личности   и   проявляющуюся   в   ее   активно­деятельностной самореализации на благо Отечества2.      Во­вторых,   патриотизм   —   своего   рода   фундамент   общественного   и государственного   здания,   идеологическая   опора   его   жизнеспособности,   одно   из базовых   условий   эффективного   функционирования   всей   системы   социальных   и государственных институтов.       В­третьих,   патриотизм   —   это   самое   глубокое   осознание,   переживание   своей родственности   с   Отчизной,   своей   укорененности   в   ее   существовании,   какие   бы конкретные политические формы она не принимала.     В­четвертых,   патриотизму   чужды   национальный   шовинизм   и   расовая дискриминация. Как тип национального сознания патриотизм состоит в том, что его носители   признают   равное   право   всех   других   народов   на   свободное   развитие, национальнo­культурную   самобытность,   традиционный   для   них   образ   жизни, присyщие   им   ценности,   нормы,   традиции   и   не   считают   возможным   навязывать другим свои представления и национальные стереотипы3 .                Опираясь на результаты содержательного и структурного анализа понятия «патриотическое   воспитание»,   его   назначения,   целей   и   задач;   отметим,   что «патриотическое   воспитание   школьников»   имеет   полифункциональный   характер, который   проявляется   в   его   многоаспектности,   обеспечивающейся   единством реализации его функций.              Проектируя   систему   функций   патриотического   воспитания   школьников, необходимо   опираться   на   различные   представления   ученых   о   компонентах структуры деятельности учителя и ее функциях. В процессе моделирования функций патриотического воспитания нами были модифицированы  функциональные компоненты профессионально­ педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников. Таким   образом,   мы   выделили   следующий   перечень   функций,   который   считаем необходимым и достаточным:       1.  ориентирующая функция;       2.  мотивационно­мобилизационная функция;       3.  информационно­ гностическая функция;      4.  организационная функция;      5.  преобразующая функция;       6.  координирующая функция;       7.  контролирующая функция;      8. прогностическая функция;       9. коррекционная функция.       Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества   на   идеальный   тип   личности.   Она   позволяет   педагогам   осмыслить социальный   заказ   на   основе   ценностей   и   идеальных   ценностных   ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического  воспитания   и   ценностные   характеристики   патриота   как   идеала   воспитания.   Эта функция –  ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения,   соответствующего   идеалу.   Мотивационно­мобилизующая   функция включает   умения   возбуждать   интерес,   внимание,   побуждать   к   активности, переводить   знания   в   практические   действия,   оценивать   деятельность,   поступки, закреплять   знания   и   умения   детей   в   соответствии   с   возрастом   и   другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном   процессе.   Данная   функция   состоит   в   создании   социально­ психологических   и   педагогических   условий,   побуждающих   объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии,   формированию   опыта   ценностных   отношений   и   патриотически­ ориентированной   деятельности.   Мотивационно­мобилизующая   функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Опыт   нашего   исследования   показывает,   что   низкая   мотивация   учителя   к патриотически­ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников,   и   наоборот   высокий   уровень   мотивации   педагогов   положительно влияет   на   мотивацию   патриотически­ориентированной   деятельности   школьников. Реализация   информационно­гностической   функции   патриотического   воспитания школьников   включает   умения   педагога   пользоваться   речевой   выразительностью, точно,   кратко,   логично   излагать   материал   и   добиваться   понимания   сущности явлений;   пользоваться   различными   методами   изложения,  активизировать   детей   в процессе   усвоения   материала   патриотического   содержания.   А   также   позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место   российской   цивилизации   в   истории   мировых   цивилизаций,   традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально­ ценностных отношений, и действенно­практического опыта как составляющих 56 патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые   знания,   изучать   опыт   коллег,   познавать,   осваивать   новые   средства воспитательного   воздействия.   Организационная   функция   патриотического воспитания   школьников   предполагает   создание   условий   для   включения   всех субъектов   и   объектов   деятельности,   в   процесс   достижения   поставленных   целей патриотического   воспитания   школьников.   При   этом   ведущую   роль   играют оптимально по­ добранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию   личности,   как   школьника,   так   и   педагога.   Преобразующая   функция патриотического   воспитания   школьников   требует   от   педагога   проявления творческого   подхода   к   организации   образовательного   процесса,   включения объектов   патриотического   воспитания   в   направленную   и   ценностно­ ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и   объектов   патриотического   воспитания   в   социально­преобразовательной деятельности   на   благо   своей   страны.   Координирующая   функция   направлена   на объединение   и   согласование   содержания   и   направленности   педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе   общественного   и   семейного   воспитания.   Она   предполагает   умения субъектов   патриотического   воспитания   школьников   устанавливать   контакты   с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении   родителей,   раскрывать   им   назначение,   содержание,   методы патриотического   воспитания   школьников   побуждать   родителей   к   активному участию   в   совместной   патриотически­ориентированной   деятельности. Контролирующая   функция   патриотического   воспитания   школьников   связана   с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением   ответственности   между   всеми   субъектами   патриотического воспитания   школьников.   В   условиях   реализации   новых   стандартов   общего образования,   определены   требования   к   личностным   результатам   образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений,   но   являются   предметом   контроля   администрации,   учителей предметников,   классных   руководителей,   которые     сопоставляет   с   результаты патриотического   воспитания   с   целями   поставленными   государством   и образовательным   учреждением.   Прогностическая   функция   патриотического воспитания   школьников   очень   важна   в   условиях   реализации   Государственной программы патриотического воспитания  третьего  поколения и новых стандартов общего   образования,   так   как   служит   целям   предвидения   «зоны   ближайшего развития»   школьников   и   воспитательной   системы   образовательного   учреждения. Учитель­предметник,   классный   руководитель   как   основные   субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе   контроля   данные   на   поведение   учащихся   в   различных   естественных   и специально   созданных   воспитательных   ситуациях   ценностного   и   нравственного выбора   в   будущем,   то   есть   занимаются   прогнозированием.   На   основе   данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния   и   динамики   развития   патриотической   воспитанности   школьников. Коррекционная   функция   патриотического   воспитания   школьников   позволяет изменять   негативные   моменты   целостного   педагогического   процесса,   влиять   на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных   характеристик   патриотического   воспитания:   содержания, педагогических   условий,   характера   и   стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.          Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников   в   образовательном   учреждении   является   реализация   всех   функций патриотического воспитания в совокупности. Изложенные выше положения говорят о   том,   что   в   основу   моделирования   полифункциональной   структуры воспитательного   процесса   в   системе   образования   может   быть   положен морфологический,   системно­структурный   и   структурно­функциональный   анализ. Это   позволяет   рассмотреть   патриотическое   воспитание   как   системно организованную  структурно целостную деятельность,  в  которой  каждый элемент имеет определенное функциональное значение:   компетентности   учителя,  ценностные   ориентации   представляют   собой   элементы   внутренней структуры   личности,   сформированные   и   закрепленные   жизненным опытом   индивида   в   ходе   процессов   социализации   и   социальной адаптации,   отграничивающие   значимое   (существенное   для   данного человека)   от   незначимого   (несущественного)   через   (не)   принятие личностью   определенных   ценностей,   осознаваемых   в   качестве   рамки (горизонта) предельных смыслов и целей жизни, а также определяющие приемлемые   средства   их   реализации.     По   мнению   психологов, ценностные ориентации — важный компонент мировоззрения личности или   групповой   идеологии,   выражающий   предпочтения   и   стремления личности   или   группы   в   отношении   тех   или   иных   обобщенных человеческих   ценностей.     Именно   формирование   ценностных ориентаций   нередко   рассматривается   как   основная   цель   и   сущность воспитания.   Содержание   представленных   определений   максимально определяет роль ценностей в патриотическом воспитании школьников. И.А. Зимняя выделяет три группы ценностей:       бытийные ценности (Жизнь, Бытие, Созидание);    нравственные   как   отношения   к   высшей   реальности   (Добро,   Истина, Свобода, Вера, Красота);   моральные как отношения между людьми (Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность).   –   стратегии   сохранения   (когда   речь   идет   о   сохранении   актуально   –   стратегии   предотвращения   (когда   некие   ценности   не   принимаются                 По   мнению   ученого,   они   определяют   и   стратегии   воспитания   в зависимости от отношений к этим ценностям:    существующих ценностей);    –  стратегии изменений (когда речь идет об изменяющихся ценностях);    обществом или противоречат менталитету народа);    – стратегию развития воспитания.               Каждая   из   названных   стратегий   на   наш   взгляд   отражает   специфику патриотического   воспитания   школьников   сегодня4.   Выявленная   на   основе методологических подходов структура системы патриотического воспитания представляет собой совокупность следующих составляющих его элементов:     – субъекты и объекты патриотического воспитания школьников;     – цель;       – патриотически­ориентированная деятельность (учебно­познавательная, – трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно­ориентировочная, общественная);      – система отношений;     – управление;     – внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство);     – комплекс критериев и показателей. В истории философии понятие субъект и объект всегда были в центре внимания   исследователей.   В   настоящее   время   философы   определяют   понятие субъекта как носителя субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта.  Соответственно   объект   —   это   то,   что   находится   в   зависимости   от   субъекта   и лишено самостоятельной сущности.         При этом субъектом выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей   и   творческой   деятельности.   В   другой   философской   трактовке субъект — это «источник предметно­практической и познавательной активности, направленной на объект».      Именно   субъект   вырабатывает   и   реализует   все   основные   компоненты деятельности: постановку цели, выбор и определение объекта, формирование плана или программы самой деятельности, фиксацию ее этапов, контроль промежуточных результатов,   переход   от   одного   этапа   к   другому.   Оба   определения   раскрывают сущностные характеристики данных понятий и дают возможность определить их связь и взаимоотношение, что представляется важным для рассмотрения вопроса о субъектах   и   объектах   патриотического   воспитания   школьников.   В   теории воспитания   различают   всеобщих   субъектов   воспитания,   особенных   институтам социума   и   специализированных   субъектов   воспитания.   Всеобщим   субъектом воспитания являются институты социума, в которых функции обучения и  воспитания не присутствуют; но деятельность которых серьезно сказывается на формировании убеждений и отношении людей, их поведения.            Администрация   школы   в   лице   директора   и   заместителей   по   учебно­ воспитательной   работе   играет   огромную   роль   в   патриотическом   воспитании школьников в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях   создания   благоприятных   условий   внутренней   среды   образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников.                Таким   образом,   характеристика   субъектов   патриотического   воспитания школьников отражает специфические особенности функций названных субъектов в реализации целей патриотического воспитания школьников.      Рассмотрим три уровня целей патриотического воспитания школьников:  1.   Стратегическая   цель   определяет   идеальный   результат   воспитания   —   (модель должного),   для   достижения,   которого   необходимо   выстроить   содержание воспитания   максимально   возможного   в   реальных   условиях   практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников. 2. Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.  3.   Оперативная   цель,   предполагают   ежедневное   (ежечасное   и   ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.          Цель патриотического воспитания — развитие в российском обществе высокой социальной   активности,   гражданской   ответственности,   духовности,   становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их   в   созидательном   процессе   в   интересах   Отечества,   укрепления   государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. В заключении, хотелось бы ещё раз отметить, что в  основе  патриотизма находится   Отечество,   которое   представляет   собой   целостно   воспринимаемую пространственно­временную   локализацию   человеческого   бытия,   получающую   в сознании каждого человека определенное ценностно­образное качество и имеющую непреходящую сущность.  Конкретное общество становится Отечеством не потому, что   в   нем   выделяется   определенная   среда,   оно   является   Отечеством   для социального   субъекта   потому,   что   находится   с   ним   в   социально­эмоциональной связи.   Данное определение с нашей точки зрения позволяет выявить сущностные характеристики   понятия   и   определить   отношение   к   нему   субъектов патриотического   воспитания   в   условиях   современной   российской действительности; осмыслить насущные задачи развития Отечества и нашу роль в их решении как граждан­патриотов.       Во­первых, понятие «Отечество» неразрывно связано с понятием «патриотизм».            Во­вторых, сущностной чертой понятия «Отечество» является то, что оно предполагает   особую   связь   с   ним   личности,   субъекта   деятельности,   на   уровне сознания,   эмоций,   чувств.   Личность   идентифицирует   себя   с   Отечеством,   т.   е. осознает   свою   историческую,   национальную,   культурную,   духовную   и   иную принадлежность к Родине как основной принцип, определяющий смысл, стратегию и ценности ее жизни, в которой большое место занимает служение Отечеству.        В­третьих, понятие «Отечество» постоянно развивается, обогащается. Человек в понимании Отечества проходит несколько стадий: я и мои близкие (семья), я и мой регион (Малая Родина), я и моя страна (Большая Родина). В­четвертых, содержание понятия следует рассматривать в узком и широком смыслах.              Отечество — это место рождения человека, связь с его родом, прошлыми поколениями (Малая Родина); страна, обладающая государственным суверенитетом, определенными   духовными,   культурными   ценностями,   языковой   общностью, принадлежащими данному народу (Большая Родина). Список литературы 1. Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации  патриотического воспитания военнослужащих:  Материалы III Международной научно­практической конференции / Редкол.:  В. А.Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин : в 6 т. —  Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. — 527 с. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2011­2015 годы» [Текст] // Собрание  законодательства РФ. — 2010. 3. Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности  гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков.  Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009 (Стандарты  второго поколения). 4. Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы  и направления развития Электронный ресурс. Режим  доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm­segodnya/sistema­patrioticheskogo­ vospitaniya­sostoyanie­problemy­i­napravleniya­razvitiya/ 5. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно­мето­дическое  пособие, ИД «Белгород», 2013. — 156 с. 6. Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ     И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ     ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017