Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Оценка 4.9
Занимательные материалы +8
doc
музыка
1 кл—4 кл
04.04.2017
Каждый текст сопровождается вопросами, играми и творческими заданиями. Задания предназначены для занятий с детьми младшего школьного возраста.
Цель — помочь педагогам и родителям воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.
Рассказы, сказки, стихи в рассказывают детям о музыкальных инструментах и нотных знаках, об оркестрах и песнях, о музыке природы и о многом другом.
Струнные инструменты.
Музыкальные сказки и стихи
(3 часть). Учитель музыки: Хамуева Е.В. Струна
У струн таинственный язык,
На нем никто не пишет книг,
На нем никто не говорит, Он в недрах музыки разлит.
Несет он счастье и покой,
Понятен он душе любой
Без перевода и без слов,
Прозрачней он и легче снов.
Он то волна, то солнца луч,
То серое скопленье туч, То ласковый весенний луг,
Он сокровенный сердца друг.
Звучащий мир — любви язык,
Он музыки волшебный лик.
Благословение струне,
Дарящей голос тишине.
Вопросы и задания • Почему язык струн понятен всем без перевода?
• Какие струнные музыкальные инструменты вы знаете?
• У какого струнного музыкального инструмента больше струн?
• Нарисуйте фантастический струнный музыкальный инструмент.
• Из чего можно делать струны?
• Напишите легенду о том, как на Земле появилась самая первая струна.
Смычок Смычок по струнам пробежал,
Он звуку проявиться дал,
Прижал безмолвную струну,
И звук нарушил тишину.
Сон мигом сбросила струна,
Запела под смычком она,
А тот по ней, как вихрь, летал,
Застыть ей снова не давал. Как хрупкий маленький смычок
Мощь проявить такую смог?
Его вперед звала рука —
Хозяйка мудрая смычка. Вопросы и задания
• Как нужно заботиться о смычке, чтобы звук струны под ним был лучше?
• Для чего нужен смычок? Из чего делают смычки?
• Прослушайте музыку скрипки или виолончели. Представьте, что смычок рассказывает струнам
волшебные истории о звуках. Запишите одну из них.
• Придумайте сказку о какомлибо лесном музыканте, который сделал себе смычок из травинки или
веточки. Настоящая музыка
На чердаке жило множество старых вещей. Старый стол и стулья, старый сундук и абажур. На столе
стояли часы, которые называли себя старинными часами, но они уже давно стояли. Рядом с часами на
столе лежал футляр. Никто не знал, что прячется в этом футляре, пока один любопытный мышонок не
прогрыз в нем дырку.
Мышонок вылез из футляра и сообщил: — Там прячется неизвестный зверь. Туловище у него закругленное внизу, с выемками по бокам. Шея
длинная и узкая, а головка изогнутая, и с каждой стороны по два ушка.
— Так много ушей? Наверное, слух у этого зверя лучше мышиного, — заметил папамышь.
— Я забыл сказать, что на шее у зверя натянуты железные жилки. А рядом с ним лежит палочка с
волосками, — добавил мышонок.
— Ой, неужели он будет драться своей палочкой?! — воскликнула мамамышка. — Пусть попробует, я его... — запищал папамышь, но его перебили старые часы.
— Глупые, мыши. Это же скрипка, музыкальный инструмент.
Тут вдруг раздался щелчок, футляр открылся, и все увидели скрипку.
Она огляделась и тихо прозвенела:
— Здравствуйте, как долго я спала. Надеюсь, вы любите музыку? — А что такое музыка? — спросил любопытный мышонок.
— Как, вы не знаете, что такое музыка? — застонала скрипка.
— Нет, не знаю, у нас на чердаке нет музыки, — ответил мышонок.
— Музыка — это когда я пою, а мои струны звенят и вибрируют. В общем, музыка—это музыка. Ее надо
слушать, а не рассказывать о ней, — взволнованно объяснила скрипка. — Дорогая скрипка, исполните нам чтонибудь. Пусть мышки хотя бы раз в жизни услышат настоящую
музыку, — попросили часы.
— Хорошо, — прозвенела скрипка и напряглась, но кроме тихого звона ничего не получилось. Она снова
напряглась, и снова раздался еле слышный звон струн.
— Ничего особенного нет в этой музыке, — сказала мамамышка, и все согласились с ней. На скрипку перестали обращать внимание, и она лежала несчастная и молчаливая.
Через некоторое время смычок тихо прошелестел:
— Струны, почему вы разучились петь? Может, вы заболели или потеряли музыку?
— Мы не заболели, — обиженно прозвенела первая струна.
— И не разучились петь, — откликнулась вторая струна. — Между прочим, струна была первым музыкальным инструментом. Когда охотник отпускал натянутую
тетиву, она звенела. Так человек впервые понял, что в струне живет музыка, — обстоятельно объяснила
третья струна.
— Это ты, смычок, заболел, ослаб и потерял музыку, — колко заметила четвертая струна.
— Вовсе нет. Пусть я маленький и хрупкий, но внутри у меня огромная сила музыки. Конский волос,
натянутый на меня, даже вибрирует от нетерпения и желания извлечь чудесные звуки музыки, —
обиженно просипел смычок. — Вы зря спорите. Я думаю, вам не хватает самого главного — человека, — скрипнули часы. — Только
человек может оживить вас и заставить звучать.
— Меня, впрочем, тоже может завести только человек, — вздохнули часы.
— Дорогие часы, давайте позовем человека, — попросила скрипка.
— Бесполезно, сюда уже давно никто не приходит, — ответили часы. — Я не могу жить без музыки, давайте попробуем, — взмолилась скрипка и тихо зазвенела. Часы
попытались качнуть маятником, их шестеренки повернулись, и раздалось одиночное «бом». Шкаф
заскрипел дверцей, а мыши запищали.
Вдруг все услышали громкие голоса людей и смолкли. Пожилой голос ворчал:
— Куда ты меня тащишь, внучка? В моем возрасте тяжело по чердакам лазить.
— Бабушка, там ктото живет. Я слышала шум, но боюсь одна идти, — ответил голосок девочки. Дверца в полу заскрипела, и бабушка с внучкой поднялись на пыльный чердак.
— Ой, бабушка, смотри, скрипочка! Неужели она может играть? Какой маленький смычок, — щебетала
девочка.
— Это же моя первая детская скрипка, — с улыбкой ответила старушка.
Она взяла скрипку в руки, ласково протерла ее и подкрутила колки. Положив скрипку на плечо,
старушка прижалась к ней подбородком и взмахнула рукой со смычком. Нежные хрустальные звоны рассыпались по чердаку.
— Бабушка, это настоящая музыка, — восхищенно прошептала девочка.
— Так вот что такое музыка, — пропищали мышки под старым диваном.
С тех пор струны и смычок снова трудятся вместе. Они учат маленькую девочку играть на скрипке.
Иногда скрипку берет в руки бабушка, и весь дом наполняется щемящими сердце нежными звуками
музыки. Тогда мышки спускаются с чердака послушать пение скрипки. А часы, которые теперь переселились в
комнату, назидательно тикают:
— Тиктак, вы слышите, тиктак, это музыка! Она живет не только в струнах, смычке или скрипке.
Настоящая музыка живет в человеке.
Вопросы и задания
• Почему все в доме забыли о скрипке? • Как бы вы объяснили человеку, никогда не слышавшему музыку, что это такое?
• Где еще живет настоящая музыка?
• Нарисуйте, как мышки учатся играть на скрипочке.
• Что меняется в доме, когда в нем звучит музыка?
• Нарисуйте старинные часы из сказки в форме музыкального инструмента.
Семья струнных смычковых инструментов
Альт, контрабас, виолончель
В оркестре дружная артель. Басы их скрипка разбавляет,
Она как будто бы летает.
С чудесной легкостью она
Высокие берет тона
И голосит, как птица, звонко,
Звуча пронзительно и тонко.
Откуда мощь она берет,
На вид хрупка, а так поет?! Артель ее боготворит
И уважительно басит.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, откуда скрипка берет свою мощь?
• Как вы думаете, какой инструмент главный (младший, сильный, добрый, хрупкий) в семье смычковых?
• Дети делятся на группы из четырех человек. Каждая группа — семья смычковых. Дети должны под
музыку изобразить игру квартета струнных смычковых инструментов.
• Придумайте сказку о том, как однажды у семьи смычковых потерялись смычки. Разговор смычковых
Сказал однажды контрабас:
— Имею я волшебный бас,
Он необычный, непростой,
Он нужен музыке любой.
Четыре толстые струны Басить в мелодии должны.
Пусть тяжело мое звучанье,
Есть в звуках низких обаянье.
Пропела тут виолончель:
— А у меня густая трель,
Мой голос словно рокот волн,
Несущий в даль морскую челн.
Как ты, дружище контрабас, В звучанье я имею бас,
Но в высь, за скрипкой, я стремл
И нот высоких не боюсь.
В беседу скромный альт вступил
Достойно он проговорил:
— В звучанье я не так высок,
Басит порой мой голосок.
Зато я скрипки брат родной, Сестра моя гордится мной.
Я звуки скрипочки люблю
И с нею в унисон пою.
Молчала скрипка до сих пор,
Но тут вступила в разговор:
— Прекрасны все мы и равны,
Все граждане одной страны.
Вопросы и задания • Кто оказался самым мудрым в споре смычковых инструментов?
• Какой струнный смычковый инструмент вам больше всего нравится и почему?
• Какие эпитеты описывают в стихотворении звучание музыкальных инструментов? Используя все эти
эпитеты, напишите гимн струнным смычковым инструментам.
• Как называется страна, гражданами которой являются все музыкальные инструменты?
Три музыкальных медведя и Машенька «Трио музыкальных медведей! Каждый вечер на арене цирка»! —такие афиши были расклеены по всему
городу. Все билеты были раскуплены за один день.
Машеньке и ее маме не повезло, они не смогли купить билеты.
— Мама, я лучше всех играю на скрипке в музыкальной школе. Неужели я не увижу знаменитое трио
медведей? — расстроилась девочка. — Что делать, дочка? Я не успела купить билеты, — вздохнула мама. — Я сама очень расстроилась.
Говорят, что папамедведь Михайло Косолапыч играет на контрабасе, мама Матрена Потаповна — на
виолончели, а мишутка — на скрипке.
Ночью, когда мама уснула, Машенька отправилась в цирк. Они тихонько проскользнула мимо охранника
и вошла в помещение цирка. Машенька долго бродила по коридорам и наконец увидела табличку на
двери: «Музыкальные медведи».
Девочка вошла в комнату и включила свет. Возле стены стояли два футляра, один огромный, другой чуть
поменьше. Еще один маленький футляр лежал рядом на столе. Медведей не было видно. «Наверное, они спят в другой комнате», — подумала девочка и открыла самый большой футляр. Она с
трудом вытащила тяжелый контрабас и ущипнула самую толстую струну. Контрабас прогудел грубым,
фальшивым басом.
«Ой, я забыла прикрутить шпиль к корпусу», — вспомнила Машенька.
Девочка потянулась за металлическим шпилем и чуть не уронила контрабас на пол. Он взревел, словно
зверь. Машенька оставила контрабас и открыла футляр поменьше. Она прикрутила шпиль к корпусу и
взяла смычок. Виолончель заскрипела, словно пила. Машенька положила виолончель на пол рядом с контрабасом и достала из маленького футляра скрипочку. Скрипочка в ее руках запела пронзительно и
звонко. Тут Машенька услышала за дверью топот медведей, бросила скрипку и юркнула под стол.
— Кто достал мой контрабас и оставил его на полу? — заревел медведь.
— Кто трогал мою виолончель и не положил ее на место? — зарычала медведица.
— Кто взял мою скрипочку и играл на ней? — заплакал мишутка. Он подошел к столу и увидел краешек
платья девочки.
— Мама, папа, под столом ктото сидит! — закричал мишутка. Машенька выскочила изпод стола, но Михайло Косолапыч загородил дверь и зарычал:
— Говори, безобразница, зачем пришла?
— Я хотела услышать, как вы играете, а билетов в цирк нет, — пролепетала девочка.
— Папа, мама, давайте сыграем для этой девочки, — вдруг предложил мишутка.
Все еще сердито ворча, папа поднял свой контрабас, мама — виолончель, а мишутка взял в лапы
скрипку. Контрабас загудел солидным басом, виолончель запела глубоким, мягким голосом, а скрипочка
веселилась, звенела, издавая голосистые тонкие трели.
Ночной сторож заглянул в комнату, но Михайло Косолапыч сердито зарычал: «Здесь репетиция!», и
сторож исчез. Медведи играли долго. Машенька хлопала в ладошки так, что они заныли. Но настала пора
прощаться. Машенька обняла медведей и, сдерживая слезы, проговорила:
— Больше всего в жизни я мечтаю выступать в цирке.
— Папа, мама, давайте возьмем эту девочку в нашу труппу. Пусть она играет на альте, — умоляюще
пропищал медвежонок. — А наш квартет назовем: «Машенька и три медведя», — согласились папа и мама.
Вопросы и задания
• Почему Машенька всетаки отправилась в цирк? Как бы вы поступили на ее месте? • Вы когданибудь видели, как в цирке звери играют на музыкальных инструментах? Расскажите об этих
номерах.
• Представьте, что вы дрессировщик и вам необходимо научить зверей нажимать на клавиши пианино или
бить в барабан. Что вы предпримете, чтобы они скорее разучили свои музыкальные номера?
• Нарисуйте квартет «Машенька и три медведя».
Песня скрипки
Смычок летал по тонким струнам, И звуки дивные лились.
Взор музыканта вдохновенный
Был устремлен кудато ввысь.
Он был не здесь, не в этом зале,
Здесь ничего еще не знали.
И были девственно чисты
Его глаза, его черты.
Как увлекаемые вихрем, Друг друга пальцы торопили,
И слезы капали на скрипку,
Сильнее петь ее молили.
Она, безумствуя, рыдала,
А он, подобно божеству,
Стоял в сиянии начала
И открывался волшебству.
И верил свято в эти звуки, И возносилось все вокруг.
И тени, лица, взгляды, руки,
Сливаясь, покидали круг.
О, как тесны и безнадежны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.
Вопросы и задания • Как вы думаете, какую музыку исполнял скрипач?
• Что вы испытываете, глядя на играющего музыканта? Наблюдали ли вы когданибудь за его лицом и
руками, за его движениями?
• Согласны ли вы с тем, что без чарующих минут музыки дни «тесны и безнадежны»?
• Нарисуйте вдохновенного скрипача.
• Нарисуйте цветок души музыканта. Скрипка
Футляр мне мама подарила,
Я с радостью его открыла.
Под бархатистым покрывалом Там мирно скрипочка дремала.
А к скрипке тоненький смычок
Прижался, будто бы сынок.
Колки у скрипочки как ушки,
Блестят на маленькой макушке.
Четыре светлые струны
Слегка различной толщины
Натянуты на ушки эти, Изящней скрипки нет на свете.
Я скрипку нежно подняла,
К струне смычок я поднесла,
И ... даже страшно описать,
Принцесса стала скрежетать.
Мне сразу стало так тоскливо,
Как жизнь порой несправедлива.
Но рядом мамочка стояла, Она тихонько прошептала:
«С задачей справиться не смог
Неопытный сыноксмычок.
Научится он в школе петь
И прекратит тогда скрипеть!»
Вопросы и задания
• Почему необходимо переносить музыкальные инструменты в футлярах? • Нарисуйте красивые футляры для своих любимых музыкальных инструментов. По рисункам друг друга
дети угадывают, для какого музыкального инструмента предназначен тот или иной футляр.
• Придумайте сказку, как однажды скрипочка превратилась в девочку, которая умела прекрасно петь и
играть на скрипке.
• Нарисуйте портрет скрипки в юбочке и с бантиками на колках.
• Почему скрипочка из стихотворения стала скрежетать, когда девочка провела по ней смычком?
• Как вы думаете, кто поможет смычку научиться красиво петь?
Песня соловья Когда девочка увидела на витрине музыкального магазина маленькую скрипочку, она даже подпрыгнула
от восторга.
— Мамочка, смотри, какая малюсенькая скрипочка! А на ней можно играть?
— Можно, — с улыбкой ответила мама. — Эта скрипочка для детей, которые учатся играть.
— Мамочка, я тоже хочу играть на скрипке. Купи мне эту малютку, — попросила девочка.
— Дочка, чтобы научиться играть на скрипке, нужно много трудиться. — Я буду трудиться, если ты купишь мне скрипочку, обещаю. Я не буду гулять, пока не научусь играть
на скрипочке, — умоляла девочка, и мама согласилась.
Вскоре девочка и мама вышли из магазина с футляром, в котором лежала маленькая скрипочка. «Моя
Крохотуля», — ласково сказала девочка и прижала к себе футляр.
Мучения начались сразу же. Упрямо сдвинув бровки, девочка водила по струнам смычком, но музыка
Крохотули была похожа на резкий скрип двери или царапанье гвоздя по стеклу.
— Доченька, у меня болят уши, — пожаловалась мама.
— Мои пальчики не виноваты, что прижимают струны неправильно. Никто не нарисовал для них на
скрипочке белые точки в нужных местах, — сердито ответила девочка. — Доченька, пожалей наши уши, — попросила мама в другой раз.
— Это смычок вас не жалеет. Он совсем не слушается моей руки, — пробормотала девочка и
продолжала играть.
— Доченька, отдохни немножко, твоя скрипка устала, — попросила мама в третий раз.
— Пусть она сначала выучит гаммы, — строго ответила девочка.
Мама вздохнула и переменила тактику:
— Дочка, давай съездим за город в лес, погуляем. Послушаем, как поют птицы.
— Хорошо, музыкантам очень важно слушать музыку природы, — согласилась девочка.
На самом деле ей давно хотелось погулять, но она не желала признаваться в этом — Лес был наполнен летними ароматами и щебетом птиц. Девочка развеселилась и вприпрыжку бегала
вокруг мамы. Они вышли на полянку, и девочка бросилась к цветам.
Она раздвинула густую траву и вдруг громко закричала:
— Пошла прочь! Мама, сюда, помоги!
Мама подбежала к дочке и увидела маленького серого птенчика.
— Мама, лисица хотела схватить птенца, но я прогнала ее, — взволнованно сказала девочка.
— Наверное, этот птенец выпал из гнезда. Надо найти гнездо и положить его туда, — предложила мама.
Девочка согласилась, но найти гнездо оказалось нелегким делом. Хорошо, что мама заметила серую
птичку, которая кружилась над колючим кустом на краю поляны. Птенца вернули в гнездо, но мама с
дочкой устали и решили возвращаться домой. — Мама, смотри, я всю руку исцарапала о куст, — пожаловалась девочка.
— Зато мы будущего соловушку спасли. Видишь, соловей запел, хотя сейчас совсем не время для
соловьиного пения. Наверное, он благодарит нас за помощь, — улыбнулась мама.
Девочка вдруг ясно услышала: «Спасибо, спасибо. В награду дарю вам свою песенку».
Ночью девочке не спалось. Она поднялась и села у раскрытого окна. В этот момент за окном запел
соловей, и девочка поняла, что он поет для нее.
Она взяла в руки скрипочку и тихо прошептала:
— Пожалуйста, давай сыграем соловьиную песенку.
Ночью девочке не спалось. Она поднялась и села у раскрытого окна. В этот момент за окном запел
соловей, и девочка поняла, что он поет для нее. Она взяла в руки скрипочку и тихо прошептала:
— Пожалуйста, давай сыграем соловьиную песенку.
Рука со смычком поднялась вверх, и вдруг смычок полетел. Он словно слился с рукой девочки и стал ее
продолжением. Маленькие пальчики послушно и ловко касались струн. Полились нежные вибрирующие
трели скрипки. Они перекликались и сплетались с настоящими соловьиными трелями, звенели и
рассыпались хрустальными струйками.
Когда музыка смолкла, за спиной девочки послышались аплодисменты и мама воскликнула:
— Дочка, это чудо!
— Мама, соловей подарил скрипке свою песенку! — радостно ответила девочка. Вопросы и задания
• Почему скрипочка сначала только скрипела и не слушалась девочку?
• Почему соловей подарил скрипочке свою песенку? О чем была эта песенка?
• Как вы думаете, с какого возраста лучше всего начинать обучаться игре на музыкальном инструменте?
• Почему многие дети иногда с радостью и желанием начинают заниматься музыкой, а потом им
становится скучно?
• Как вы думаете, о чем думают музыкальные инструменты в руках у детей?
• Нарисуйте, как девочка играет на скрипочке. Струнный инструмент
Из тетивы струна возникла,
Упругой быть она привыкла,
Но только в луке не звенела,
Певучим голосом не пела.
Ум человеческий решил
Струну создать из тонких жил.
И в сокровенный тот момент Родился струнный инструмент.
Вопросы и задания
• Придумайте свою легенду о том, как на Земле возник первый струнный инструмент.
• Что общего между тетивой и струной?
• Придумайте сказку о волшебном луке, который превратился в самый первый музыкальный инструмент.
• Перечислите все струнные инструменты, которые вы знаете, и расскажите о том, какой у каждого из
них характер.
• Попросите детей изобразить игру на разных струнных инструментах. Песня домры
Старик Ахмед всю жизнь на чужих людей работал. После работы он доставал домру, садился на пороге
своей глинобитной хижины и тихо пощипывал струны. Звонкоголосая домра пела мягко и певуче.
Сделал Ахмед домру сам, еще в молодости. Любовно собрал ее полукруглый корпус из дощечек,
выстрогал длинную узкую шейку — гриф, три струны натянул. С тех пор Ахмед не расставался со своей
домрой и всегда был рад развлечь людей веселой музыкой. Но чаще всего Ахмед пел песни о садах и
птицах. — Всю жизнь ты, Ахмед, о садах и птицах поешь, но в нашей сухой степи не растут сады и не поют
птицы, — удивлялись люди.
— Когда я на домре играю, в моем сердце словно сад цветет и птицы поют, — улыбаясь, отвечал Ахмед.
Люди не понимали Ахмеда, но перелетные птицы любили его игру и иногда отдыхали на крыше его
хижины.
Однажды люди увидели, что Ахмед растит необычный кустик, и спросили его:
— Что это, Ахмед?
— Птицы принесли мне семечко. Это мой будущий сад, — улыбнулся крестьянин.
— Солнце сожжет его летом, а морозы заморозят зимой — сказали люди.
— Я его буду укрывать, — пообещал Ахмед. — В нашей сухой степи оно засохнет без воды, — предупредили люди.
— Я его буду поливать водой из колодца, — возразил Ахмед.
— Ему не хватит сил, чтобы вырасти на нашей бесплодной земле, — сердились соседи.
— Я буду играть на домре, и музыка прибавит ему сил, — упрямо отвечал крестьянин.
Ахмед бережно ухаживал за кустиком. Летом он укрывал его от палящего зноя, а на зиму укутывал
соломой. Каждый вечер после работы он приносил для кустика воду из колодца, а потом играл на домре
песни о цветущих садах и поющих птицах. Прошло несколько лет, кустик превратился в дерево и зацвел розовыми цветами. Стайка щебечущих
птиц поселилась на нем. Люди дивились на цветущее дерево, на поющих птиц и говорили:
— Это чудо, Ахмед.
— Это чудо подарила мне музыка моей домры, — улыбаясь, отвечал Ахмед. Вопросы и задания
• Чем Ахмед отличался от своих односельчан?
• Как меняется жизнь человека, если у него в сердце начинает звучать музыка?
• Нарисуйте сад, который цвел в сердце старика под воздействием звуков домбры.
• Какие чудеса музыка может подарить людям?
• Кто помог Ахмеду вырастить дерево? Нарисуйте это дерево.
• Придумайте сказку о том, как старик обучал всех желающих игре на домбре и музыка помогала им Балалаечник
Балалаечник идет,
Балалаечка поет.
Три струны ее звенят,
Всех в округе веселят
Хрупкий, легкий и воздушный,
Беззаботный, простодушный
И дурашливый порой Балалайки милый строй.
Балалаечник — всем брат,
В деревнях он нарасхват.
Если от души играет,
Вся деревня подпевает.
Вопросы и задания
• Почему в деревнях балалаечник раньше был нарасхват? • Какие события он украшал игрой на балалайке?
• Чем балалайка отличается от других струнных музыкальных инструментов?
• Придумайте сказку о дружбе веселой подружки балалайки и госпожи гитары.
• Нарисуйте веселый портрет балалайки в юбочке или сарафане.
• Придумайте свое название для балалайки и объясните, почему вы ее так назвали.
Сказочная балалайка Поселился возле одной деревни дракон. Сначала крестьяне испугались, но дракон мирный оказался. Он
потребовал кормить его тыквами, а взамен обещал деревню от врагов охранять. Не было у крестьян
никаких врагов, но с драконом не поспоришь. Посадили они для него огромное поле тыкв.
Все бы было ничего, да мимо тыквенного поля дорога в город шла. Дракон сидел на поле и каждого
прохожего заставлял ему сказку рассказывать. Кто рассказывал сказку, тех дракон пропускал. А тех, кто
сказок не знал, он уносил в горы и в пещеру сажал.
— Сказку для меня придумаешь, тогда выпущу тебя, — ревел дракон.
Выдумывали пленники сказки как могли, и дракон отпускал их. Все это создавало неразбериху и
неудобства. Стали крестьяне думать, как от дракона избавиться. Тут деревенский музыкантбалалаечник предложил:
— Давайте я дракона музыкой заманю и куданибудь подальше его уведу. Раз этот дракон такой
чувствительный и сказки любит, моя музыка на него тоже подействует.
— Хорошо, только далеко его уведи, чтобы он не вернулся, — решили люди.
Пошел музыкант на поле к дракону, обрадовался тот и заревел:
— Я давно без сказок скучаю, тебя поджидаю. — Сейчас услышишь мои сказки. Они вот здесь спрятаны, — сказал музыкант и показал дракону свою
балалайку.
— Отдай ее мне, — заревел дракон и выхватил балалайку у музыканта. В когтистых драконьих лапах
легкий треугольный корпус балалайки, склеенный из липовых дощечек, сломался, только струны
звякнули жалобно.
— Что ты наделал, проклятый дракон, ты мою балалайку сломал! — закричал музыкант.
Не мог музыкант сыграть на сломанной балалайке. Тогда дракон его в пещеру посадил вместе со
сломанной балалайкой. Просидел музыкант в пещере неделю, но сказку так и не придумал.
Чтобы музыкант с голоду не умер, дракон ему несколько тыкв принес.
— Отпусти меня, я балалайку починю и на ней тебе сказку сыграю, — просил музыкант. — Отпущу, когда сказку мне расскажешь, — упрямо отвечал дракон.
Долго думал музыкант, как же ему, сидя в пещере, балалайку починить, и наконец придумал. Вынул он
из тыквы мякоть, высушил ее и сделал из тыквы овальный корпус для балалайки, вместо сломанного,
треугольного. В стенках пещеры музыкант осколки хрусталя нашел и приклеил их внутри тыквы, чтобы
звук у тыквенной балалайки звонче стал. Длинную шейку — гриф, к тыквенному корпусу приделал и три
струны натянул. Прилетел дракон на следующий день в пещеру, а музыкант сидит и на тыквенной
балалайке играет. Хрустальный и чистый ее голос к небесам взлетал.
Застыл дракон от изумления, а потом взлетел в небо вслед за хрустальной музыкой. Больше его люди не
видели. Музыкант сам из пещеры выбрался и домой вернулся. Все дивились на диковинную балалайку, но с тех пор люди стали иногда корпус балалайки из тыквы
делать. Внутри овальный тыквенный корпус порошком битого хрусталя проклеивали, чтобы голос у
балалайки был хрустальным и звонким. Играли на таких балалайках только великие виртуозы.
Вопросы и задания
• Что помогло музыканту найти выход из сложной ситуации, в которую он попал? • Как вы думаете, почему у балалайки звук становился тоньше и звонче, после того как ее корпус
проклеивали осколками хрусталя?
• Придумайте сказку о том, как балалаечник научил дракона играть на балалайке.
• Нарисуйте дракона, играющего на балалайке.
• Придумайте сказку, как хрусталь подарил балалайке свой голос.
Гусли
В музее гусли отдыхали,
Их струны безмятежно спали. Давно их молодость прошла,
Другая музыка пришла.
Корольрояль теперь повсюду,
Конечно, мастер он и чудо,
Но гуслей лад неповторим,
Псалмы, былины пелись с ним. Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали
И молодых благословляли.
Под перебор волшебных струн
Все веселились — стар и юн,
Гусляр персоной важной слыл, Народа он душою был.
С тех пор так много изменилось,
Но песня гуслей не забылась.
Пусть гусли мирно отдыхают
И дни былые вспоминают.
Вопросы и задания
• Что снилось старинным гуслям в музее? • Какие еще старинные музыкальные инструменты вы знаете?
• Напишите сказку, как старинные гусли рассказывали посетителям музея о своей жизни в прежние
времена.
• Представьте, что вы директор музея старинных музыкальных инструментов. Какие инструменты есть в
вашем музее и что вы рассказываете о них посетителям?
Гуслипогуды
Целый оркестр народных инструментов был у барина. Были в этом оркестре и домры, и балалайки, и
гусли. Веселили они всю княжескую семью и в будни, и в праздники. Особенно один молодой гусляр своей игрой славился. Положит он гусли звончатые на колени, струны перебирает, а сам песни поет. Так
заворожит слушателей, что они обо всем на свете забудут. В оркестре этот гусляр был ведущим.
Заиграет на гуслях звонкий веселый мотив, балалайки да домры его подхватят, и ноги сами в пляс
пускаются.
Однажды попросил этот гусляр у барина заплатить ему за службу и отпустить родителей проведать,
погостить в родной деревне.
Барин денег пожалел и искусного музыканта отпускать не хотел, поэтому он сказал:
— Нет у меня денег, чтобы тебе за службу платить.
— Если платить не хочешь, родителей навестить не пускаешь, я от тебя навсегда уйду, — сказал
музыкант, взял свои гусли и прочь пошел. — Оставь гусли, они для моего оркестра нужны, — велел барин.
— Я же сам эти гуслипогуды сделал, — возразил музыкант. — Из кленовых тонких дощечек
шлемовидный корпус склеил, тридцать шесть звонких струн натянул.
— Нет, гусли тебе не принадлежат. Эй, слуги, держите вора! — закричал барин.
— Давайка, барин, поглядим, кого мои гусли слушаются, — сказал музыкант и весело крикнул: —
Гуслипогуды, выручайте меня! Пусть барин со слугами попляшут.
Заиграл гусляр веселую плясовую музыку. Ноги барина сами в пляс пошли, и слуги вокруг него
вприсядку пустились. Танцуют, остановиться не могут.
— Перестань играть, музыкант, забирай свои гусли и уходи! — взмолился барин. Перестал гусляр играть и прочь пошел. Дорога шла через лес, а в лесу жили разбойники. Схватили они
гусляра и денег стали у него требовать.
— Гуслипогуды, выручайте меня. Пусть попляшут разбойники! — воскликнул музыкант и заиграл
веселую мелодию на гуслях.
Весь день танцевали разбойники. Наконец взмолился главарь разбойников: — Перестань играть, музыкант, мы тебе мешок золота дадим!
Перестал гусляр играть, и принесли ему разбойники целый мешок золота. Взял он золото и пошел домой.
Обидно стало разбойникам, что они золото какомуто музыканту отдали. Пошли они в город и сказали
судье, что гусляр у них золото стащил. А там уже барин сидит и тоже на музыканта жалуется, что он из
оркестра самовольно ушел и гусли украл.
Велел судья слугам найти музыканта и на суд в город его привести. Слуги быстро приказание исполнили.
Когда узнал гусляр, что его несправедливо обвиняют, заиграл на гуслях весело и закричал звонко:
— Гуслипогуды, народ повеселите да всю правду расскажите! Судья тут же начал ножками в такт музыке топать, за ним служители в пляс пустились, а затем и все
жалобщики со зрителями. Даже кошки с собаками заплясали на площади перед судом. Целый день
гусляр всех танцевать заставил, пока барин с разбойниками во всем не признались.
Тогда оставил гусляр город и пошел домой. С тех пор стали гусляры по земле ходить, на гуслях играть,
песни петь да правдивые былины рассказывать.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, кому еще поможет музыкант с помощью волшебных гуслей? • Педагог показывает детям картинки с современными и старинными музыкальными струнными
инструментами. Дети должны перечислить сходства и различия между ними.
• Придумайте сказку о том, как барин сам пришел к гусляру и попросил обучить его игре на гуслях.
• Нарисуйте волшебные гусли из сказки.
• Придумайте историю о своей дружбе с какимлибо музыкальным инструментом.
Арфа
На ней играют не смычком,
Звук извлекается щипком. Как струи, струны шелестят,
Каскадом сказочным звенят.
Восходят ввысь, назад плывут,
Кудато за собой влекут.
Подобны шепоту волны,
Глубоких тайн они полны.
У арфы ласковый напев,
Спокойный, ровный, нараспев. Излечит боль любую в миг
Ее таинственный язык.
Вопросы и задания
• Предложите детям прослушать музыку арфы.
• Какие тайны вы услышали в музыке арфы?
• Нарисуйте музыку арфы и опишите ее характер.
• Почему музыка арфы «излечит боль любую вмиг»? • Чем звучание арфы отличается от звучания, например, гитары?
• Почему на арфе чаще играют женщины?
• Для чего арфе так много струн?
• Придумайте сказку о том, как арфа превратилась в прекрасную царевну с таинственным певучим
голосом. Душа арфы
Стоял посреди моря остров, окруженный неприступными скалами. Случилось так, что полюбила дочь
морского царя молодого охотника с острова.
— Зачем ты, дочь моя, смотрела на этого юношу? — грозно спросил морской царь.
— Я случайно увидела его на берегу. Ветер развевал его золотые кудри, и я глаз не смогла отвести, —
ответила русалка.
— Зачем ты, дочь моя, слушала этого юношу? — снова спросил морской царь.
— Он пел такие красивые песни о любви, что я заслушалась, — ответила русалка.
— Ты русалка и не сможешь жить с человеком, — грустно сказал морской царь. — Я умру без него, батюшка, — ответила русалка. Тогда отпустил морской царь дочку на остров.
Русалка
дождалась, когда молодой охотник снова появится на берегу, выплыла из моря и призналась юноше в
своей любви. Засмеялся охотник в ответ и сказал:
— Я люблю красавицу девушку из нашей деревни, и любовь русалки мне не нужна.
Окаменела от горя русалка и опустилась дно морское. Уложил морской царь дочку на ложе из жемчуга и
позвал морских целителей, но они ничем помочь не смогли.
Тогда гневно крикнул морской царь: — Пусть проклятый юноша сам узнает неразделенную любовь!
Страшный шторм семь дней и семь ночей бушевал вокруг острова. А когда шторм утих, все жителей
острова, кроме юноши, разучились любить.
Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес его в
подарок своей любимой девушке.
— Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, — сказал юноша и положил зверя к ногам
возлюбленной.
— Подарок я возьму, но что такое любовь? — спросила девушка. — Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.
— Значит, любовь — это болезнь, — усмехнулась красавица.
— Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы! — воскликнул юноша.
— Значит, любовь — это глупость. Поднялся юноша на высокую скалу и крикнул:
— Если ты не любишь меня, я прыгну вниз, на скалы!
— Прыгай, если тебе угодно, — равнодушно ответила девушка.
Юноша, ничего не подозревая, взял лук и отправился на охоту. Добыл он пушистого зверя и принес его в
подарок своей любимой девушке. — Я принес тебе красивый мех, чтобы доказать свою любовь, — сказал юноша и положил зверя к ногам
возлюбленной.
— Подарок я возьму, но что такое любовь? — спросила девушка.
— Любовь жжет сердце огнем и заставляет его леденеть.
— Значит, любовь — это болезнь, — усмехнулась красавица.
— Ради любви я готов прыгнуть с самой высокой скалы! — воскликнул юноша. — Значит, любовь — это глупость. Поднялся юноша на высокую скалу и крикнул:
— Если ты не любишь меня, я прыгну вниз, на скалы!
— Прыгай, если тебе угодно, — равнодушно ответила девушка.
Тогда прыгнул юноша в море и опустился на дно морское прямо в то место, где лежала на ложе из
жемчуга русалка. Увидела русалка любимого юношу и ожила. Рассказала она молодому охотнику обо
всем, что случилось, и предложила ему вместе с ней во дворце морского царя жить.
— Ты сама без любви жить не смогла, а меня по твоей милости любви лишили, — горько воскликнул
юноша. — Нет, не будет мне здесь счастья. Долго думала русалка, что же теперь делать, и однажды сказала юноше.
— Ложись спасть. Пока ты спишь, я твой охотничий лук превращу в инструмент один диковинный, о
любви поющий, арфу сладкозвучную. Когда проснешься, возьми эту арфу и поднимайся наверх. Вложи
арфу в руки твоей любимой девушки. Заиграет она на ней и вспомнит свою любовь.
Уснул юноша, а русалка вынула из своего сердца струны любви и натянула их на лук юноши. Так лук
охотника превратился в арфу. Юноша взял арфу, вынырнул на берег и в свою деревню пошел. Принес он
арфу своей любимой девушке и попросил провести пальцами по струнам. Тронули пальцы девушки
струны арфы, и полилась нежные переливчатые звуки. Музыка обволакивала девушку и наполнила ее
грудь сладкими, нежными чувствами. — Почему мое сердце бьется так быстро? Почему мне хочется поцеловать тебя? — прошептала
девушка.
— Музыка арфы вернула тебе любовь, — обрадовался юноша.
С тех пор играют на арфах девушки. Перебирают они струны, и поет арфа о любви и о море; о том, как
морской ветер шевелит золотые волосы влюбленных и играет барашками морских волн.
Вопросы и задания • Представьте, что вы морской царь. Из каких музыкальных инструментов вы создали бы морской
оркестр?
• Нарисуйте сказочный музыкальный инструмент в форме ракушки или какоголибо другого образа,
связанного с морем.
• Придумайте свою легенду о том, как появилась на свет арфа.
• О чем еще, кроме любви, музыка может рассказать людям?
• Какую музыку вы любите слушать больше всего?
• Представьте, что вы должны выразить песней или музыкальным отрывком какуюнибудь из следующих
фраз: • Я тебя люблю;
• Давай с тобой дружить;
— Ты очень хороший;
— Ты молодец;
— Ты самая красивая.
• Напойте свою мелодию, а остальные должны угадать, о чем вы хотели сказать. Гитара Гитары звуки у костра,
В них столько света и добра!
Как самый сокровенный друг
Ее напевный, нежный звук.
Он с нашей говорит душой
И возвращает ей покой.
И песня льется, как нектар,
Как долгожданный лучший дар. И отступает суета,
И в сердце просится мечта.
И хочется весь мир любить
И за любовь благодарить.
Вопросы и задания
• Почему люди берут с собой в поход гитару?
• Почему звук гитары как самый сокровенный друг?
• Вы когданибудь слушали гитару у костра? Расскажите, что вы чувствовали. • Придумайте сказку о том, как гитара подружилась с голосом человека.
• Предложите детям спеть под гитару какуюлибо песню.
Спутница гитара
На большом представлении в честь праздника урожая король и королева выбирали лучшего музыканта.
Допускались к этому концерту только самые талантливые, те, кто уже завоевали звание лучших в своих
городах и странах Маленькую хрустальную лиру — символ лучшего музыканта, получил молодой певец. Его песня любви
была чиста, как небо, глубока, как море, и пронизана солнечным светом счастья.
Никто не знал, что предназначалась эта песня прекрасной незнакомке, сидевшей в королевской ложе.
Для ее изумруднозеленых глаз пел молодой певец свою песню любви.
Как только концерт закончился, юноша поспешил в королевскую ложу.
Он хотел признаться в любви незнакомке, но прекрасная девушка исчезла. Музыканту рассказали, что
это была принцесса из далекой страны и сразу после представления карета повезла ее домой. Сначала
юноша пришел в отчаянье, но потом решил отправиться в далекую страну вслед за своей любовью. Он собрал дорожный мешок и сказал сам себе: «Жаль, что моя хрустальная лира не может играть.
Музыкальный инструмент стал бы для меня хорошим товарищем в пути».
— Я, фея Музыки, могу обратить эту лиру в любой инструмент, если ты захочешь, — раздался
вибрирующий мелодичный голос в тишине комнаты.
— Спасибо, дорогая фея. Я хочу взять с собой скрипку. Золотая лира на столе завертелась волчком, и
вместо нее появилась красавица скрипка с плавными закруглениями корпуса и изящными боковыми
выемками. Четыре струны струились вдоль узкого грифа, который заканчивался изящным завитком. Юноша положил скрипку на плечо, прижался подбородком к ее вишневому корпусу и взял в руки легкий
смычок. Скрипка запела трепетным и певучим голосом.
Вздохнул певец и сказал:
— Хорошо поет эта изысканная красавица, но она привыкла выступать солисткой. Мне нужен товарищ,
который бы подыгрывал моей песне. Тогда закрутилась скрипка на столе, и вместо нее появилась веселая балалайка с треугольным корпусом
и тремя звонкими струнами.
Взял певец в руки балалайку, затренькали струны, заиграла балалайка плясовую.
— Хорошо играет балалайка, да слишком уж у нее веселый и задорный характер. Мне нужен товарищ,
который мог бы и посмеяться вместе с моей песней, и погрустить.
— Тогда возьми с собой гитару. Она тебя утешит и любую песню твою поддержит, — раздался
мелодичный голос феи, и вместо балалайки появилась шестиструнная гитара. — Взял певец гитару, прижал левую руку к грифу, легким перебором тронул струны и запел песню о
зеленоглазой красавице принцессе.
А гитара подхватила его песню и вплела в нее простую и светлую, как небо, музыку.
Собрал певец свой дорожный мешок, закинул гитару на плечо и отправился в путь. Всюду, где он
останавливался, он пел людям песни о своей любви. Гитара аккомпанировала ему мягким звоном своих
шести струн.
С тех пор стала гитара неизменной спутницей дальних походов. Вопросы и задания
• Почему гитара оказалась самым удобным инструментом для похода?
• Если сравнивать людей с разными музыкальными инструментами, кого из ваших близких или знакомых
вам больше всего напоминает гитара и почему?
• Представьте, что музыкант из сказки попросил у вас помочь ему написать песню о любви для своей
возлюбленной. Запишите слова этой песни.
• Нарисуйте, как фея Музыки превратила хрустальную лиру в гитару . Урок виолончели
Все во дворе играют дети,
А я несчастней всех на свете —
По струнам четырем вожу
И скрипом близких довожу.
Сама б хотела не скрипеть,
Но мало этого хотеть.
Тренировать мне нужно руки, Чтоб скрипы превратились в звуки.
А заниматься каждый день
Мне, как обычно, очень лень,
Не пустяки — виолончель,
Попробуйте, сыграйте трель!
Внезапно все переменилось,
Я вдруг в виолончель влюбилась —
На ней исполнил педагог Мой недоученный урок.
В его руках она запела,
Призывно, басовито, смело.
Ни скрипа, ни фальшивой ноты,
Мне стало грустно от чегото.
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Струнные инструменты. Музыкальные сказки и стихи (3 часть)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.