Сценарий межпредметного урока по окружающему миру и литературному чтению (Задания по функциональной грамотности)
Общие сведения |
|||||||
Автор
|
Кленова Ирина Владимировна |
||||||
Тип мероприятия (урок, внеурочное занятие, классный час и т.п.) |
Межпредметный урок или внеурочная деятельность |
||||||
Учебный предмет (при необходимости) |
Литературное чтение + Окружающий мир |
||||||
Класс (возраст детей) |
1 – 2 класс |
||||||
Мероприятие |
|||||||
Тема (название) мероприятия |
«Незнакомка» Животный мир. Насекомые. |
||||||
Цель мероприятия |
Расширить кругозор учащихся о жизни насекомых (конкретно бабочек). |
||||||
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) |
Личностные : становление ценностного отношения к своей Родине - России; бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Метапредметные: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; готовить небольшие публичные выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе прочитанных текстов; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать и создавать графическую информацию в соответствии с учебной задачей;
|
||||||
Краткий план (последовательность этапов, действий) |
|||||||
Время (мин) |
Этапы мероприятия (указать, на каком этапе предлагаются задания по ФГ; когда применяется выбранный прием; форму рефлексии учащихся) |
Что делает учитель? |
Что делают учащиеся? |
||||
1-2 мин |
Вход на занятие + деление на группы |
Предлагает ученикам назвать пароль для входа в класс, выдает назвавшему жетон с номером |
Называют ассоциации со словом «ПРИРОДА», рассаживаются за столы по номерам жетонов |
||||
10 мин |
Этап мотивации ФГ – первичное восприятие текста Текст №1 |
Предлагает каждой группе угадать о какой «НЕЗНАКОМКЕ» пойдет речь на уроке. Организует проверку первичного восприятия текста. |
Читают литературный текст и определяют «НЕЗНАКОМКУ» Выполняют тест. Взаимопроверка выполнения Задания №1 группами по кругу
|
||||
5 мин |
Этап актуализации знаний |
Предлагает детям заполнить СО (системный оператор) Предлагает составить вопросы используя СО , что бы еще хотели узнать о бабочках. |
Составляют вопросы для себя |
||||
9 - 10 мин |
Этап целеполагания ФГ – работа со смешанной информацией Текст №2 |
Предлагает работу с нелинейной информацией |
Составляют по два вопроса одноклассникам |
||||
5 мин |
Этап коррекции |
Выслушивает ответы групп. Организует обсуждение |
Слушают выступление групп, дают советы выступающим |
||||
9 – 10 мин |
Этап систематизации знаний |
Предлагает заполнить «паспорт» Бабочки (таблица ЭИЗ – элемент, имя признака, значение признака) Фронтальная проверка. |
Таблицу обсуждают в группах, но заполняют ее индивидуально в тетрадях. Можно одного ученика вызвать к доске.
|
||||
2 – 3 мин |
Этап подведения итогов, рефлексии |
Предлагает заполнить на карточках анкету |
Дети заполняют карточки, подсчитывают «+» и в соответствии с количеством заполняют банки шариками |
||||
|
|
|
|
||||
Название приемов
|
Кубик Блума, ТРИЗ. Исследовательская таблица (ЭИЗ – Элемент- Имя признака – Значение признака) |
||||||
Цель использования приема
На каком этапе мероприятия используется прием |
Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них
Систематизация знаний |
||||||
Текст №1 Маленький медвежонок Мишка родился в самой середине зимы. До весны он жил в берлоге со своей мамой, а когда появилась молодая зелёная травка, которой можно полакомиться, выбрался на белый свет. А там! Солнышко ярко светит и ласкает своими лучами землю. Деревья одеты в ярко- зелёную листву и тихонько шелестят ею. Летают пчёлы, поют птицы. А это что на листочке? Какая-то толстая палочка с чёрными точками ползёт по листику и грызёт его. Мишка хотел потрогать палочку лапой, но та недовольно отодвинулась от него. - Ты кто? - спросил Мишка. - Я - гусеница и сейчас завтракаю. А ты мне мешаешь. - А можно я тоже с тобой позавтракаю? - спросил медвежонок. - Угощайся, мне не жалко! Мишка попробовал листочек, который с таким удовольствием жевала гусеница. Нет, совсем не вкусно. Лучше уж поискать почки осинки или клёна, или полакомиться сочной травкой. Так медвежонок и гусеница подружились. Каждое утро они встречались, завтракали, а потом играли в прятки. Вернее, пряталась только гусеница, а медвежонок находил её то в листве, то на кустиках, то прямо на земле. Было очень здорово и весело! Но однажды Мишка не смог найти свою подругу. Он искал её везде. А гусеницы нигде не было. Сначала медвежонок думал, что она так здорово спряталась от него, но потом понял, что подруга его куда - то пропала. И тогда Мишка заскучал - одному совсем не хочется играть в прятки. Прошло три недели. Медвежонок совсем забыл гусеницу. Он бегал по полянке и наблюдал за муравьями, которые без устали строили и ремонтировали свой домик - муравейник. Мишка даже хотел им помочь, но боялся из раздавить - уж очень они маленькие! Вдруг медвежонку на ухо сел жёлтый цветок. Нет, это н е цветок- ведь цветы не умеют летать. А этот цветок с крылышками и на каждом жёлтом крылышке по чёрной точке. - Ты кто? - спросил Мишка. - Давай знакомиться! - Так мы уже знакомы. Ты просто не узнал меня. Я - твоя подруга гусеница. - Не может быть! Гусеница была неповоротливой, она еле-еле ползала по листочкам. А ты порхаешь в воздухе. Какая же ты гусеница? - Я - бывшая гусеница. А теперь я - бабочка - лимонница. Сначала я была гусеницей, потом - куколкой. Но ты меня не видел, я пряталась и от тебя, и от других. А теперь я- бабочка и жду - не дождусь, когда мы начнём играть с тобой в прятки! Медвежонок сразу же забыл про муравьёв и побежал искать бабочку, которая уже успела спрятаться от него.
|
|||||||
Текст № 2 По-моему, бабочки — самые загадочные создания на Земле, потому что, как в настоящей сказке, они испытывают полное превращение! Они, конечно, не единственные, кто умеет превращаться, но в этом превращении особенно разительна разница между похожей на червяка прожорливой гусеницей и яркой, порхающей в небе бабочкой. Из яичка, отложенного бабочкой, появляются крохотные гусенички, которые всю свою жизнь едят и растут, растут и едят, главным образом листья растений. Потом выросшие гусеницы превращаются в неподвижные, но живые куколки. Некоторые из гусениц, перед тем как «окуклиться», прядут овальные крепкие коконы из прочной нити. Кстати, до изобретения синтетических волокон натуральный шёлк, который делали из этих нитей, был самой красивой из всех материй — от тонкого, как паутинка, газа до тяжёлого блестящего атласа. ( По В. Алексееву).
|
|||||||
Задания на формирование ФГ |
|||||||
Задание №1 к Тексту №1 |
|||||||
Формулировка задания |
Прочитайте текст, ответьте на вопросы к тексту 1. Определите, какого жанра данное произведение? Обведите букву верного ответа. А) рассказ Б) басня В) сказка Г) небылица 2. Назовите главных героев произведения. Обведите буквы верных ответов. А) медведица Б) гусеница В) бабочка Г) медвежонок 3. Расставьте события произведения в верной последовательности. Впишите в £ порядковый номер А) Медвежонок родился. £ Б) Подруга пропала. £ В) Гусеница и медвежонок играли в прятки £ Г) Наступила весна. £ Д) Незнакомка оказалась подругой. £ Д) Медвежонок познакомился с гусеницей. £ 4. Чем питаются медведи весной? Обведите буквы верных ответов. А) травой Б) грибами В) почки осины Г) пыльцой 5. В какую бабочку превратилась гусеница? Обведите букву верного ответа. А) махаон Б) лимонница В) павлиний глаз Г) адмирал
|
||||||
Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.) |
Выполняют тест в рабочем листе группой |
||||||
Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание |
Читательская |
||||||
Навыки, которые формирует задание |
Находить информацию. Умение ориентироваться в тексте. Умение выбрать нужную информацию. |
||||||
Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы |
Задания |
Количество баллов (общее 9 баллов) |
Комментарии |
||||
1.1 |
1 балл |
Если ответ выбран неверный – 0 баллов |
|||||
1.2 |
2 балла |
1 балл – если выбран 1 ответ; 0 баллов – если верных ответов нет |
|||||
1.3 |
3 балла |
Если допущены 1 – 2 ошибки в последовательности – 2 балла; если 3 ошибки – 1 балл; если больше 3 ошибок – 0 баллов |
|||||
1.4 |
2 балла |
1 балл – если выбран 1 ответ; 0 баллов – если верных ответов нет |
|||||
1.5 |
1 балл |
Если ответ выбран неверный – 0 баллов |
|||||
Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)? Как фиксируются и предъявляются результаты? |
Взаимопроверка группами по кругу, представление оценок группами, результаты фиксирует учитель на доске. |
||||||
Задание №2 |
|||||||
Формулировка задания |
2.1 Какую книгу ты возьмешь в библиотеке, чтобы получить более полную информацию о бабочках? Обведи буквы правильных ответов А)
2. 2 Познакомьтесь с интересными фактами о бабочках. Рекордсмены Самые интересные факты о бабочках-рекордсменах: · Самый большой представитель вида – Тисания агриппина. Размах ее крыльев составляет практически 31 см. Немногим меньше Птицекрылка. Ее размеры достигают 28 см. · Самая маленькая – моль Малютка. Ее раскрытые крылья имеют длину 2 мм. · Самый длинный хоботок – у Бражников. У вида, обитающего на Мадагаскаре, длина этого органа составляет 28 см. · Самая распространенной в мире является бабочка Ванесса Карди семейства Нимфалиды. · Громче всех издает писк потревоженная Мертвая голова семейства Бражников. · Остро развито обоняние у Павлиноглазок. Они улавливают запах на расстоянии 10 км. · Быстрее всех летают Бражники. · Самый тяжелый представитель бабочек – Буадюваль. Используя текст, свои наблюдения и дополнительные источники, составьте для своих одноклассников краткий рассказ об одной бабочке, которая вас заинтересовала.
|
||||||
Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.) |
Задание выполняется по группам в рабочих листах |
||||||
Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание |
Читательская |
||||||
Навыки, которые формирует задание |
Находить информацию. Умение ориентироваться в тексте. Умение выбрать нужную информацию. Интерпретация полученной информации |
||||||
Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы |
Задания |
Количество баллов (общее 5 баллов) |
Комментарии |
||||
2.1 |
2 балла |
1 балл – если выбран 1 ответ; 0 баллов – если верных ответов нет |
|||||
2.2 |
3 балла |
Рассказ 4-5 предложений б/ош - 3 балла Рассказ 2-3 предложения б/ош - 2 балла В рассказе допущено 2-3 ош. - 1 балл
|
|||||
Дополнительный балл добавить командам за интересный вопрос |
|||||||
Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)? Как фиксируются и предъявляются результаты? |
По кругу группы представляют свой рассказ. Слушатели задают вопросы. Оценки фиксирует учитель на доске. |
||||||
Задание №3 |
|||||||
Формулировка задания |
Рассмотрите инфографику о бабочках. Составьте по два вопроса для своих одноклассников.
|
||||||
Форма проведения (устно или письменно, в тетрадях или на карточках, индивидуально или в парах/группах и т.п.) |
Задают по кругу составленные вопросы устно, используя кубик Блума. |
||||||
Вид функциональной грамотности, на формирование которого направлено задание |
Читательская + Естественнонаучная грамотность |
||||||
Навыки, которые формирует задание |
Находить информацию. Преобразовывать одну форму представления данных в другую |
||||||
Шкала оценивания, включающая в себя описание (характеристику) каждого уровня шкалы |
Задание 3 1 балл – простой вопрос соответствующий теме. 2 балла – «Толстый» вопрос + 1 балл – верный ответ на простой вопрос + 2 балла – полный ответ на «толстый» вопрос
|
||||||
Организация оценивания: кто оценивает задания (учитель, жюри/эксперты, ученики – самопроверка, ученики – взаимопроверка)? Как фиксируются и предъявляются результаты? |
Оценки фиксирует учитель на доске. |
||||||
Рефлексия |
|||||||
Вопросы рефлексии, направленные на отслеживание эмоционального состояния учащихся, уровень усвоения материала ИЛИ отношение к содержанию мероприятия, ИЛИ динамику формирования определенных навыков |
Оцените свое состояние и работу на уроке, поставьте знаки «+» или «-» 1. Я от урока получил много интересной и нужной информации £ 2. На уроке я поработал плодотворно £ 3. Моя работа принесла команде пользу £ 4. 3адания мне понравились £ 5. Мне на уроке было комфортно £ Далее дети подсчитывают плюсы
Если у вас в карточке 5 – 3 плюса, возьмите зеленый шарик и положите его в банку слева, если меньше трех, возьмите желтый шарик и положите его в банку справа. У кого желтый шарик, подумайте над чем вам стоит поработать ( заслушиваются ответы детей) |
||||||
Дополнительно (можно дать для домашнего задания)
Запиши кратко последовательность процесса, изображенного на рисунке
1. ____________
2. ______________
3. _____________
4. _____________ и т.д.
5. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.