Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8»
г. Вилючинск, Камчатский край
Экологический проект
«Секреты воды»
для детей 4-5 лет
Руководитель: Волкова Анна Александровна
Введение
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, если ребенок делает все сам, а не находится в роли наблюдателя.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Эксперименты разрешают объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов развивается стремление к познанию мира, обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создаётся творческая личность.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. Поэтому первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте
Цель, задачи, актуальность, новизна и значимость экологического проекта «Секреты воды»
Актуальность: Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
Цель: Уточнение и расширение представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах.
Задачи:
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
- формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Описание экологического проекта «Секреты воды»
Экологический проект включает в себя следующие этапы: подготовительный, исследовательский (основной) и заключительный. На каждом этапе в гости к детям приходят «Эколята- дошколята». Описание каждого этапа предлагается ниже.
Подготовительный этап проекта:
Задачи |
Формы работы |
Сроки |
Разработка плана реализации проекта.
|
Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок. |
1неделя марта |
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта |
Создание экспериментальной лаборатории в группе. Составление безопасных опытов и экспериментов с водой. Подбор дидактических, словесных и подвижных игр. Проведение занятий по данной проблеме в рамках знакомства с окружающим миром. |
|
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте |
Консультирование родителей |
2 неделя марта |
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
|
Беседы Консультации |
На протяжении всего проекта |
Исследовательский (основной) этап проекта:
Вид деятельности
|
Совместная деятельность взрослого и детей |
Работа с родителями |
Познавательно-исследовательская
|
Опыты: «Секреты воды в жидком состоянии», «Секреты воды в твёрдом состоянии», «Ходит капелька по кругу», «Пар – это тоже вода». Эксперименты: «Где быстрее испаряется вода», «Превращение пара в капельки воды», «Вода растворяет вещества», «Отражение воды». Наблюдения: «Куда исчезла лужа», « Наблюдение в группе», «Облака – белогривые лошадки», «Осенний дождь», «Рождение сосульки», «Лёд», «Секреты снега». Рассматривание фотографий воды и детских иллюстрированных энциклопедий. Создание водоохранных знаков. Развлечение «Секреты воды» |
Создание тематических альбомов о воде: загадки, пословицы, потешки, стихотворения, сказки, рассказы с картинками. |
Игровая |
Дидактические игры: «Эксперты по воде», «Кому нужна вода», «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», «Найди снежинке пару». Игровые упражнения: «Буль-буль», «Дождик», «Ой, Мороз!», «Замри». Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало». Игра со снегом «Сделай, как я», «Попади в цель» |
|
Коммуникатинная |
Рассматривание картин: «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода», «Зимний лес», «Зимние забавы», «Водоёмы». Беседы: «Для чего нужна вода», «Где же спряталась вода?», «Что такое облака?», «Водное зазеркалье», Словесная игра: «Подскажи словечко». |
|
Двигательная |
Подвижные игры: «Тучка и капельки», «Заморожу», «Снежинки», «Весёлые снежинки», «Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется». Комплекс утренней гимнастики «Снежки» Комплекс гимнастики после сна «Путешествие снежинки» Физкультминутки «А над морем мы с тобою», «Чтобы сильным стать и ловким», «Я мороза не боюсь», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «На дворе у нас мороз» Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!» |
|
Трудовая |
Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок». |
|
Продуктивная |
Рисование «Как рождается река», «Облака», «Лужа на асфальте», «Капельки дождя», «Весёлые снежинки». Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки изо льда», «Снеговик», «Капли воды». Создание панно: «Ходит капелька по кругу». |
Выставка работ на темы: «Для чего нужна вода?», «Водоохранные знаки» |
Чтение (восприятие художественной литературы) |
Чтение произведений: Э. Мошковская «Речка», Е. Н. Успенский. «Если был бы я девчонкой», К. И. Чуковский «Федорино горе», Б. В. Заходер. «Кит и Кот», М. Д. Перина «Живая вода», Е.Благина «Снег», И.Бунин «Льет дождь, холодный, точно лед», А.Дэви «Зима», «Снежинка», Т.Новицкая «Белый снег пушистый», Николай Сладков «Под снегом», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», Л. Воронкова «Снег идёт», Д. Тихомиров «Снежные узоры на окнах» , Н. Абрамцева «Сказка о тумане», А.Мельников «Художник картину всю ночь рисовал», Л. Квитко «Корова в тумане», Т. Шорыгина «Вы узнаёте зиму?», Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды». Загадки о воде. Песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Ай, лады, лады, лады»; «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!» |
|
Музыкальная |
Использование музыки «Прослушивание шума водопада» |
|
Заключительный этап проекта:
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
Развлечение на тему: «Секреты воды» |
Выявить умения справляться с разными ситуациями владея своими знаниями.
|
Выставка совместных работ детей и родителей на тему: «Для чего нужна вода», «Водоохранные знаки» |
Презентация результатов проекта |
Ниже предлагается Вашему вниманию сценарий развлечения «Секреты воды», который проводится на заключительном этапе проектной деятельности
Сценарий развлечения «Секреты воды» в средней группе
Цель развлечения: расширение и закрепление знания детей о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе, о необходимости защиты воды.
Материал и оборудование: шапочки капелек, тучи, солнца; речка и мусор на её берегу, водоохранные знаки и детские рисунки; карточки для игры «Разрезные картинки»; изображения водоёмов;
Герои: сказочные герои «Эколята- дошколята», «Речка»
Ход праздника:
-Дети, сегодня у нас необычное путешествие, мы отправимся в страну Воды, о которой уже знаем много секретов и можем поделиться своими знаниями с друзьями.
-Посмотрите, а кто это нас встречает? (Выходят на встречу дети подготовительной группы в костюмах сказочных персонажей «Эколят- дошколят»)
Умница: Здравствуйте, ребята! Мы жители страны Воды и знаем, что вы много знаете о воде. Вот сейчас мы вас и проверим, если ответите на все наши загадки, то мы будем вашими экскурсоводами и покажем свою страну. Будьте внимательны.
Ёлочка загадывает загадки:
1. Без пути и без дороги,
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле
Только ноги на земле. (Дождь)
2. Растёт она вниз головою
Растёт не летом, а зимою.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
3. Что за звёздочки сквозные,
На пальто и на платке.
Все сквозные - вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (Снежинка)
4. Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)
5. Пушистая лошадка,
А может бегемот,
А может просто ватка
Над нами вдаль плывет. (Облако)
Ёлочка: Молодцы все мои загадки отгадали! Ну, тогда в путь! Вы готовы? (Да.)
Тихоня: Посмотрите ребята, какая белая вода в реке и в море, просто красота! (Картинки с изображением реки и моря.)
Умница: Дети, а разве может быть вода белой, расскажите Тихоне о воде. (Вода не имеет цвета, она прозрачная, и запаха у неё нет, и формы нет, т.к. вода – это жидкость.)
Умница: Вот видишь, Тихоня, ребята много знают о воде, теперь и ты много знаешь.
Тихоня: Ну, хорошо! Идём дальше.
Все встают друг за другом и идут по залу, преодолевая препятствия. Сказочные герои идут впереди.
Ёлочка: Ой, кто-то здесь взял картины и сломал их, а как их сделать я не знаю, помогите ребята.
Умница: Не переживай Ёлочка, соберем мы твои картины и даже скажем, что на них изображено.
Дидактическая игра: «Разрезные картинки»
Дети собирают картины и говорят, что получилось.
Ёлочка: А как назвать одним словом и ручей, и реку, и озеро, и море? (Водоём.)
Тихоня: Ну вы, молодцы! Ребята, я слышу, какую- то песенку ( песенка из мультфильма «Капитошка») скажите, а откуда взялся Капитошка? (Из тучи.) Ой, правильно. Туча – его мама. А как он попадает на небо, кто-нибудь знает?
Умница: Тихоня, ты ещё сомневаешься, что дети всё знают про водичку, ну тогда они тебе расскажут.
Сказка о круговороте воды в природе (Надежда Болтачева)
1 ребёнок: Жили-были в грязной луже Капли дождевой воды. Не было жилища хуже, А вокруг росли цветы,
|
7 ребёнок: Ух, и холодно под вечер! Капельки бросало в дрожь. Налетел внезапно ветер, И на землю хлынул дождь.
|
2 ребёнок: В синем небе проплывали Облака над головой. С грустью капельки вздыхали: «Эх, туда бы нам с тобой!
|
8 ребёнок: «Вот опять мы в лужу сели, - Капли падали смеясь, - Оглянуться не успели, Снова слякоть, дождь и грязь».
|
3 ребёнок: Вот бы в небо всем подняться!» В полдень началась жара. Лужа стала испаряться. «К солнцу мы летим, ура!» |
9 ребёнок: Подморозило под утро. Лужа превратилась в лед. Каплям в ней тепло, уютно, Но лишь солнышко взойдет,
|
4 ребёнок: Дружно капли закричали, Превращаясь в легкий пар. В небе целый день летали Как большой воздушный шар.
|
10 ребёнок: Очень быстро лед растает, Лужа превратится в пар. Пар по небу полетает Как большой воздушный шар,
|
5 ребёнок: Стали капли облаками. «Наконец сбылась мечта!» Проплывали над холмами. «Ах, какая красота!
|
11 ребёнок: И назад, к плохой погоде. Дождь на землю упадет. Вот такой, друзья, в природе У воды круговорот.
|
6 ребёнок: Глянь, от лужи то осталось Только мокрое пятно». А тем временем смеркалось, Солнце спряталось давно.
|
|
Тихоня: Всё, я сдаюсь! Вы действительно много знаете о воде. Но мне, что-то стало грустно!
Ёлочка: А ты не грусти, а лучше поиграй с нашими ребятами.
Тихоня: Ой, а правда, давайте поиграем, я очень люблю одну игру, как вы думаете, какую? («Тучка и капельки»)
П/и «Тучка и капельки» (Детям надеваю шапочки капелек, солнышко, Тихоня - тучка.)
Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы- тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки), вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.
Тихоня: Ребята, молодцы! Так стало весело!!! Идём дальше.
Под весёлую музыку идут за сказочными героями по залу. Подходят к речке.
(Река сидит и плачет, вокруг разбросан мусор.)
Умница: Здравствуй Речка! Что ты плачешь, кто тебя обидел?
Речка: Всё бы хорошо, да только вот уж часто вы - люди, меня водичку обижаете. Теку я себе в речке, теку, а вы в меня банки кидаете, машины на моём берегу моете, моих домочадцев и подружек губите. А ведь я всем нужна, не только людям. И земельке нужна. А травке нужна? (Да.) А рыбкам, лягушка, птицам и зверям нужна? (Да.)
Речка: Вот придут ребята на бережок моей речки, поиграют, разбросают мусор, нарвут водных растений и всё оставят. Грязными стали воды моей реки. Помогите ребята, пожалуйста, очистите речку!
Ёлочка: Конечно поможем, правда, ребята! (Дети помогают, собирают мусор на берегу реки.)
Шалун: Нет, Речка, наши дети совсем не такие. Они берегут воду, и даже водоохранные знаки придумали! Покажите ребята и расскажите, что они обозначают.
(Дети показывают знаки и объясняют их значение.)
Речка: Спасибо вам большое, за такое внимание, ко мне! А может вы мне эти знаки подарите? А я их на берегах своих речек расставлю, чтобы все видели, что можно, а что нельзя делать на берегу.
Шалун: Ну, конечно! (Дети дарят свои знаки.)
Речка: А сейчас, я с вами поиграю в одну интересную игру.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю: (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые: (снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается: (снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее: (снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в: (снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился: (снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка: (снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой: (снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил: (снег)
Речка: Вы хорошие знатоки природы!
Умница: Да, Речка, дети показали свои знания, и я надеюсь, что в будущем они обязательно им понадобятся. А сейчас нам пора возвращаться в группу, заждались наши игрушки, давайте попрощаемся с речкой.
Дети: До свидания речка!
Речка: До свидания, дети!
Умница: Дети, никогда не обижайте воду, не забывайте о секретах воды, они вам могут пригодиться и помните…
Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Шалун: Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Ёлочка: Не менее, впрочем, полезна вода,
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Тихоня: Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится, может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Умница: Ребята, мы рады были нашему знакомству, но нам пора возвращаться домой, до свидания!
Результаты проекта «Секреты воды»
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение определённого периода даёт отчетливые результаты.
Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов, дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.