МБУ ДО «Детская школа искусств № 57»
г. Осинники, Кемеровской области
Областной конкурс педагогического мастерства
«Лучший преподаватель художественного образования
ДМШ, ДШИ, ХШ»
Открытый урок
«Музыкальная капель»
с учащимися класса раннего эстетического развития
(возраст 5-6 лет)
преподаватель теоретических дисциплин
Костюничева Ольга Владимировна
Общие, сквозные задачи курса
«Раннее развитие музыкальных способностей»,
решаемые на каждом уроке:
Ø вовлечение детей в процесс музыкального общения,
Ø создание атмосферы эмоционального раскрепощения,
Ø пробуждение у детей чувствительности, впечатлительности, воображения, импульса к творческим действиям;
Ø накопление музыкальных впечатлений, обогащение музыкального багажа;
Ø предоставление возможности почувствовать особенности выразительных средств и их отношений (ритмических, звуковысотных, динамики, темпа, формы);
Ø развитие простейших интонационных навыков,
Ø формирование распределённого дифференцированного внимания, необходимого для коллективных форм музицирования,
Ø формирование навыков элементарной игры в ансамбле, навыков импровизации.
Цели урока:
· Обучающая:
- создание условий для естественной мотивации музыкально-творческой
деятельности детей; Обучение через творчество.
· Развивающая:
- содействие развитию пространственно-временного, творческого
мышления;
- развитие эмоциональности;
- формирование навыков и умений.
· Воспитательная:
- создание условия для развития коммуникативных навыков работы в учебном сообществе (группе), проявления дружелюбия и внимательного отношения друг к другу.
Задачи:
Ø целенаправленное обострение у детей чувствительности, впечатлительности воображения;
Ø предоставление возможности почувствовать особенности выразительных средств и их отношений (ритмических, звуковысотных, динамики, темпа, формы);
Ø пробуждение у детей импульса к творческим действиям;
Ø формирование интонационных навыков, навыков коллективного музицирования.
Принципы построения урока:
· научность
· доступность
· от простого к сложному
· преемственность
· учет возрастных особенностей
· наглядность
Методы:
Ø имитационный (повторение по слуху)
Ø практический (исполнение)
Ø игровой (жесты, шумовые инструменты)
Ø наглядный (демонстрация графической партитуры)
Способы организации учащихся:
Ø совместная устная деятельность;
Ø приёмы элементарного музицирования;
Ø импровизированное движение;
Ø элементарная музыкальная композиция;
Ø графическая запись – донотная запись музыки.
Оборудование:
ü Инструменты:
1. фортепиано,
2. шумовые инструменты.
ü Демонстрационный материал:
1. листы с изображением .
2. плакат «Экран настроения»
ü Раздаточные материалы:
Ход занятия.
Основные блоки и этапы урока
|
Содержание. |
1. Организационный блок (3 мин) |
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Владимировна. Я очень хочу с вами познакомиться и подружиться. - Поиграем? (игра с деревянными палочками) « - Тук-тук! Чей там стук? - Тук-тук! Я ваш друг. - Тук-тук! Кто же тут? - Как тебя наш друг зовут? - Оля. /повтор/ - Маша. /повтор/ и т.д. - Сколько к нам пришло друзей! Дверь откроем поскорей! - Как приятно познакомиться с такими замечательными детьми!
|
2. Конструирующий блок.
2.1 Подготовительный этап.
Объяснение условий для разучивания и исполнения песенки. Мотивация детей
2.2 Основной этап.
Самостоятельная работа детей. Проверка выполнения задания.
Самостоятельная работа детей. Проверка выполнения задания.
|
- Вы любите отгадывать загадки? «Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт!» /Весна/
«Висит за окошком кулёк ледяной, Он полон капели и пахнет весной!» /Сосулька/
Солнышко пригрело, сосульки стали таять, весело капать и шалить. Разучиваем песенку «Шаловливые сосульки» по фразам, по принципу имитаций «эхо»:
«Шаловливые сосульки сели на карниз. – Кап! Шаловливые сосульки посмотрели вниз. – Кап! Посмотрели, чем заняться, стали каплями кидаться. Целый день идёт трезвон: «Ди-ли, ди-ли, ди-ли, дон! Кап-кап, кап-кап, кап-кап, кап!»
Этапы разучивания: - повторение по1, по 2, по3 фразы и т.д. с жестами; - выбираем инструменты! - добавляем инструменты (треугольники, колокольчики); - добавляем металлофон (до – до), - импровизируем вступление (солнце встаёт, сосульки начинают капать) - исполняем композицию целиком.
Загадка про ручеёк. Звонкая капель стала превращаться в разную красивую музыку. Ребята, нам прислали по почте партитуру одной музыкальной пьески. Давайте попробуем прочитать её. Чайковский, «Лебединое озеро». S S S S h h S S S S h h S S S S h h S S S S h h h h S
Кап – кап – кап – кап / ручеёк – ручеёк Кап – кап – кап – кап / ручеёк – ручеёк Кап – кап – кап – кап / ручеёк – ручеёк Кап – кап – кап – кап / ручеёк – ручеёк – ручеёк – ручеёк Кап!
- читаем, проговаривая словами и изображая жестами; - исполняем на инструментах (треугольники, металлофон); - с дирижером; - меняемся инструментами.
Разыгрались капельки и стали перебегать по ручейкам из одной лужицы в другую. Штраус, Полька «Трик-трак» Разучиваем с помощью игры: I часть - по залу в свободном порядке расположены «лужицы», на которых стоят капельки-дети с инструментами (треугольниками, колокольчиками); - исполняют звуки капель: «Кап-кап, кап-кап»; - затем перебегают в другую лужицу со словами: «Бежим мы с ручейком». Учитель или ребёнок проигрывают «шаги» (коробочка, кастаньеты или др.) Условие: успеть прибежать в другую лужицу с окончанием фразы. II часть - свободное движение по залу и импровизационная игра на инструментах (можно поиграть на других инструментах); - на «сигнал» учителя (тарелка, барабан или др.) Раз – два – три!, вернуться с первоначальными инструментами на исходные позиции. I часть /повторение/ В конце «игры» все «капельки» ставят точку!
Исполняем пьесу шумовым оркестром.
|
3. Итоговый блок
Рефлексивный этап. Заполнение «Экрана настроения».
|
- Большое спасибо, было очень приятно работать с такими дружными, умными и веселыми ребятами.
- Я предлагаю вам заполнить экран настроения.
- Мне тоже очень хочется рядом с вашими «смайлами» прикрепить свой - «улыбающийся смайлик» на «Экране настроения»!
- Всего доброго! До свидания! |
Порядок разучивания музыкальных примеров:
«Шаловливые сосульки»
Этапы разучивания:
- Солнышко встало, засияло, стало пригревать /металлофон/
- сосульки стали таять, весело капать и шалить.
- повторение по1, по 2, по3 фразы и т.д. с жестами;
- выбираем инструменты!
- добавляем инструменты (треугольники, деревянные);
- добавляем металлофон (до – до),
- импровизируем вступление (солнце встаёт, сосульки
начинают капать)
- исполняем композицию целиком.
«Музыкальное письмо»
- что изображено?
- давайте прочитаем письмо!
- как мы произнесём звучащие капли?
- а ручейки можно изобразить такими короткими звуками? Как изобразить их журчание?
- чтение со звукоподражанием.
- сколько музыкальных предложений написано?
- есть ли похожие друг на друга предложения?
- давайте озвучим письмо с помощью музыкальных инструментов.
- красивое музыкальное произведение получилось? А самое главное, что мы прочитали
письмо и сумели исполнить такую красивую музыку.
Штраус, Полька «Трик-трак»
Много звуков на весенней улице: сосульки капают, ручейки журчат, птицы прилетели и поют на разные голоса.
Природа оживает, всё движется, шумит, играет…
Давайте и мы поиграем, будем путешествовать из одной лужицы в другую.
Iч - Буль-буль
- Бежим мы с ручейком
IIч – скажем весне, как мы рады её приходу: «Весна, приходи!»,
Можно изобразить голоса разных птиц…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.