Сценарий урока по родной литературе в 5 классе по теме "Басни Л. Н. Толстого « Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Рассказ и мораль в баснях. "

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство? И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.
Иконка файла материала Урок 7.docx

Урок 7. Басни Л. Н. Толстого « Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Рассказ и мораль в баснях. (Слайд 1)

Цели: Формирование умений и навыков работы с текстом, умений различать жанры; развитие воображения, монологическо-диалогической речи; воспитание любви к культуре и традициям родного края.

Оборудование: Выставка книг Л.Н. Толстого, портрет писателя, запись с голосом Толстого, тексты басен.

ИКТ: Мультимедийная презентация к уроку

Тип урока: Урок-беседа.

Оформление доски: Запись темы, эпиграфа, словарика терминов, домашнее задание.

Эпиграф:

Доброта побеждает всё, а сама непобедима.
(Л.Н.Толстой)

Словарик терминов: Басня, пословица, сказка.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературы – событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся  с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: где добро, а где зло? где истина, а где ложь? где дружба, а где предательство?

И сегодня мы вместе со Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы.

(Запись темы и эпиграфа  в тетради.) (Слайд 2)

Как вы понимаете эпиграф?

(Слайд № 3)

II. Изучение материала по теме урока

Л.Н. Толстой был не только писателем, но и учителем, основателем школы для крестьянских детей в Ясной Поляне. (Слайд № 3)

Для них он написал много рассказов и сказок. Свои произведения Лев Николаевич напечатал  в книгах под названиями «Азбука», «Русские книги для чтения».

(Слайд № 4 и обзор выставки книг)

В эти книги, по которым постигали грамоту крестьянские ребятишки, вошли короткие басни древнегреческого баснописца Эзопа, переведённые и обработанные Л.Н. Толстым.

Почему басни стали близки и понятны неграмотным детям?

В чём состояло умение Толстого-переводчика?

Но прежде вспомним, что называется басней. (Слайд № 5)

Давайте вчитаемся в басни Толстого. (Работа над выразительностью чтения басен «Отец и сыновья», «Два товарища», «Лгун»)

Два товарища(Слайд № 6)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему  нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.

Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Отец и сыновья(Слайд № 7)

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.

Лгун(Слайд № 8)

Мальчик стерег овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! волк!» Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, – не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное» (Слайд № 9)

1. Какая басня больше понравилась?
2. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к басням?
3. Что объединяет прочитанные басни? Кто их герои?
4. Какова мораль басен? В каких предложениях она заключена?
5. Какому жизненному правилу вы научились?
6. Итак, мораль басни близка и понятна вам, детям. Также она была близка и понятна  крестьянским ребятишкам на уроках Л.Н. Толстого.
7. Благодаря чему достигалось это понимание? (Мастерство писателя. Толстой перевёл басни так, что они стали понятны простым крестьянским детям.) Всё дело в простом русском слове, понятном и доступном. Сам Лев Николаевич говорил: «Что за прелесть народная речь».

(Слайд № 10)

Вот послушайте:

[знай,у  й,а  нарот  наш  б,эднай, сафс,эм  б,эднай,  гаспоцкай,   у  као вой,цы  й,эс,  а  у  као  н,эту  у  као  самавар  й,эс,   а  у као  н,эт  т,и  воду  п,й,ут,   проста  пр,н,асут,  ис  калоца  и  п,й,ут,  да  душа  у народа  й,эс,    праста  душа]

Поистине красив говор Тульского края.

Давайте найдём в прочитанных нами баснях диалектные слова, просторечья. (Словарная работа с текстом.)

Выскочил, упал наземь, жили в согласии, велел принесть, сколько они ни бились, не одолеет, все врозь, всякий погубит.

Сам Лев Николаевич очень красиво говорил, любил повторять слова, насыщенные деревенским колоритом и простотой.

Мораль басен близка народному фольклору. Какому жанру? (Пословице.) Что такое пословица? (Работа с литературными терминами.) (Слайд № 11)

А какие пословицы и поговорки вы вспомнили, читая басни?

  • Сам умирай, а товарища выручай.
  • Друг познаётся в беде.
  • Друга узнаешь в опасности.
  • Вместе – мы сила.
  • Врозь грузно, а вместе дружно.
  • Своя семья – самые верные друзья.
  • Другу сколько можно помогай.
  • В дружбе - правда.
  • Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
  • Друга узнают в напасти.
  • Дружно – не грузно.
  • Неверный друг – опасный враг.
  • Плохи друзья на полчаса.
  • Рад безумный, видя друга при напасти.

Замечательная народная мудрость.

Вспоминаются слова Л.Н. Толстого: «У народа есть своя литература. Сказки, пословицы – всё простое - будут читать, пока будет русский народ». (Слайд №12)

III. Итог урока

Почему же актуальны басни Толстого? (Свой перевод Толстой сближал с народной культурой, пословицами, сказками. Он переносил действия басен в народную среду. Басни, переведённые Толстым, мы считаем самостоятельными произведениями Льва Николаевича.)

Вернёмся к теме урока. Добрый урок басен. Чему вы научились сегодня? Что узнали? Захотелось ли вам прочитать другие басни?

Действительно, Лев Николаевич удивительно мог воздействовать на людей, особенно на детей. Давайте послушаем его обращение.

(Прослушивание записи «Обращение Л.Н. Толстого к детям».) Слайд 13

IV. Домашнее задание Слайд 14

Прочитать и принести Сказку В.И.Даля «Что значит досуг?»

V. Выставление и комментирование оценок учителем


 

Посмотрите также